Согласно документу, банки получат возможность оценивать качество работы страховщиков в части осуществления страховых выплат. «Практика показала, что финансово устойчивые страховые организации, удовлетворяющие требованиям кредитных организаций, не всегда являются добросовестными и могут не осуществлять либо искусственно занижать размер страховых выплат при наступлении страхового случая», - говорится в пояснительной записке к документу.
Сейчас банки не располагают достаточными данными, чтобы заранее оценить страховщиков по интересующему их показателю, а лишь имеют право предъявлять требования к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика, а также к раскрытию информации о собственниках страховой компании.
Согласно проекту, критерии оценки добросовестности страховщиков банки смогут устанавливать самостоятельно.
Для начала сотрудничества с банком страховой компании необходимо получить аккредитацию в соответствии с требованиями банка по тому или иному направлению. Здесь следует отметить, что уже сейчас требования к страховщикам предъявляются весьма серьезные, и большинство банков применяют комплексный подход к оценке перспективных партнеров. Исходя из методик оценки и анализа бухгалтерской отчетности СК с целью определения финансового положения рассматриваются значения разных коэффициентов, в том числе и коэффициента убыточности (отношения суммы оплаченных убытков и резервов по убыткам к объему собранной страховой премии за отчетных период).
Введение данных поправок, безусловно, предоставит банкам возможность получать более детализированные данные. Однако не стоит забывать, что конкуренция в проектах страхования заемщиков ярко выражена на рынке, и страховщики первыми заинтересованы оказывать лучший сервис и сопровождение клиентов, а скорость урегулирования страховых случаев и осуществления выплаты являются определенными стандартами качества партнеров
На наш взгляд, идея о внедрении такого критерия оценки страховщиков, как качество осуществления страховых выплат, неплоха и в целом, в контексте заявленной Правительством стратегии развития страхового рынка до 2020 года, даже предсказуема.
Тем не менее, понятие «качество страховых выплат» не является в достаточной мере определенным. Показатели, содержащиеся в официальной отчетности страховых организаций, согласно тексту проекта, всего лишь один из индикаторов оценки качества страховых выплат. Таким образом, банки, желающие в силу каких-либо причин сотрудничать с конкретным ограниченным кругом страховщиков смогут воспользоваться размытостью формулировки и установить дополнительные требования к «нежелательным» страховщикам, которые могут быть не обоснованными.
На наш взгляд, такая правовая «ложка дегтя» может повлечь за собой не только неоднозначную практику применения новых критериев участниками рынка банкострахования, но и непредсказуемую правоприменительную практику.
Что касается раскрытия информации о собственниках страховой компании – фактически эта информация и так запрашивается оценивается банками при проведения анализа потенциальных партнеров, поэтому мы не предвидим в связи с этим каких-либо значительных изменений.
Согласно пояснительной записке к проекту постановления, он предусматривает закрепление права кредитных организаций предъявлять определенные требования к уровню страховых выплат и качеству работы страховых организаций в части осуществления страховых выплат. Сама по себе идея разумная, в ней есть определенная логика.
К сожалению, остается открытым самый главный вопрос - как практически это право будет реализовываться банками. Если, действительно, ожидается, что банки самостоятельно будут устанавливать критерии оценки добросовестности, то это может привести к большой вариативности в подходах - на основании данных официальной отчетности довольно сложно оценить качество выплат, а сам по себе уровень выплат/убыточность слабый индикатор в этом контексте. Очевидно, появятся производные показатели, к тому же с разными пороговыми значениями, которые банки будут устанавливать по собственному разумению. Это чревато очередными претензиями как со стороны клиентов, так и со стороны страховых компаний (когда последуют отказы во включении в списки или принятии полисов) - и адресатом таких жалоб будет антимонопольный орган, которому придется оценивать справедливость и ограничительный характер таких показателей.
Эта инициатива ФАС не окажет существенного влияния на рынок. У банков и сейчас есть инструменты, позволяющие не направлять сколько-то значимый объем бизнеса в страховые компании, не устраивающие их своей выплатной политикой, даже если такие компании аккредитованы банком исходя из их показателей финансовой устойчивости.