Банки «расщедрились» на 13.3 млрд рублей


Согласно отчетности банков по 102 форме, в 2014 году траты российских банков на благотворительные цели выросли на 28.2% по сравнению с 2013 годом. Щедрость участников рынка возросла, несмотря на потери прибыли в 40.7% (до 589.1 млрд рублей).

В общей сложности банки потратили на меценатство 13.3 млрд рублей, при чем львиную долю суммы – 12.3 млрд рублей – израсходовали 30 банков-крупнейших благотворителей. Самые крупные меценаты – госбанки: Банк Москвы (расходы 4.5 млрд рублей), Сбербанк (расходы 2.4 млрд рублей), Газпромбанк (расходы по статье 1.2 млрд рублей), ВТБ (расходы 1.1 млрд рублей). Стоит отметить, что Сбербанк и ВТБ в 2014 году сократили траты на благотворительность на 17.3% и 53.1% соответственно.

Совсем иная ситуация у частных игроков рынка. Они, наоборот, увеличили долю расходов на меценатство на 1000% за 12 месяцев. Лидерами по приросту расходов являются «ФК «Открытие», «Югра», «Русский стандарт», Всероссийский банк развития регионов.

Тем временем, эксперты склонны полагать, что увеличение банками расходов на благотворительность имеет под собой не только добрые побуждения. По их мнению, таким образом организации могли выводить капиталы.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Саклаков Денис (Управляющий Партнер инвестиционной группы Eurasol, Президент Инвестиционного Клуба Friday Morning Private Equity Club )

Какие мотивы могли преследовать банки, увеличивая расходы на благотворительность?

Мне трудно сказать какие мотивы были у банков, но мои клиенты и инвесторы также отчислили большое количество средств в благотворительность. Мне не до конца понятна логика экспертов, делающих предположения об уголовной составляющей благотворительности: ведь убытки от катастрофы, которая постигла российскую экономику в 2014 и так позволяют списать на себестоимость полученную прибыль. В нашем случае это произошло из-за того что ситуация с социальной сферой благодаря крымской авантюре стала просто катастрофической в последнее время, мимо которой просто трудно пройти равнодушно. Я думаю, что основная причина состоит в том, что бизнесмены понимают, что в ближайшее время бизнес придется сворачивать вообще и хотят чем-то помочь нуждающимся людям. Поблагодарим их за это.

Сороко Антон (Аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ»)

Стоит ли ожидать роста объема трат на меценатство в банковском секторе в 2015 году?

Полагаем, что здесь может быть сразу несколько факторов, которые привели к такой динамике расходов на благотворительность по отношению к чистой прибыли кредитных организаций. Во-первых, мы имеем дело с тем фактом, что чистая прибыль быстрее всего реагирует на изменение макроэкономической ситуации, в то время как затраты на благотворительные цели, скорее всего, были заложены в годовой бюджет еще в 2013 году, на фоне позитивных прогнозов по росту экономики РФ, и просто не были скорректированы. Во-вторых, конечно же, с помощью этих затрат можно оптимизировать налоговую базу, что, в текущих условиях весьма полезно для большинства банков. В-третьих, речь может идти об имиджевых проектах, которые были запущены ради фокусировки банка на потенциально наиболее выгодных клиентах, чтобы в будущем повысить рентабельность капитала и активов. В целом, можно сказать, что в абсолютном выражении этот показатель по итогам 2015 года с большой долей вероятности окажется существенно меньше, чем в прошедшем году. Все-таки кредитные организации будут в первую очередь оптимизировать расходы, которые не влияют на их операционную деятельность.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также