ЦБ рекомендует территориальным управлениям более тщательно следить за деятельностью заемщиков. В своих рекомендациях по выявлению клиентов-компаний, которые ведут нереальную деятельность, регулятор советует контролерам проводить ряд первостепенных и дополнительных мероприятий.
Среди основных мероприятий, рекомендованных Банком России, - проверка внутренних документов компании на выявление перечня обстоятельств, свидетельствующих о возможной фиктивной деятельности; проверка форм расчета организации на соответствие виду ее деятельности; контроль выполнения обязательств по долгу и процентами за счет средств, которые поступили по договору займа от третьих лиц.
Среди дополнительных мер регулятор рекомендует проводить визуальную оценку бизнеса с выездом по адресам, где располагаются офисы или склады.
Под особый надзор контролеров, по мнению ЦБ, должны попасть компании, специализирующиеся на торговле, операциях с ценными бумагами, а также объекты с низкой долей платежей в бюджет.
Как Вы оцениваете инициативу ЦБ?
Рекомендации Банка России весьма важны, полезны, хоть и несколько запоздалы. По сути, речь идет о минимальной проверке контрагентов не только по формальным признакам, которые содержатся в документах и легко фальсифицируются. Приведенные рекомендации могут быть дополнены советом учитывать те закономерности, которые выявлены в ходе применения методик корпоративного коллекторства для взыскания проблемных долгов организаций. Например, стоит не только оценивать состояние компании в текущий момент времени, но и моделировать возможное поведение ее руководство в случае, если они по каким-то причинам не исполнят вовремя свои обязательства. Надо смотреть что случалось с другими организациями тех же самых руководителей и учредителей, не оказались ли они "брошены" или обанкрочены с долгами. Такого рода исследования в последнее время часто заказывают у организаций, которые входят в Ассоциацию корпоративного коллекторства. При этом, дополнительным фактором для привлечения клиентов становится возможность получения определенных гарантий в отношении результатов проверки.
Поможет ли более строгий контроль ЦБ уменьшить объем неоплаченных кредитов?
Конечно полностью исключить мошенничество в данной сфере с помощью этих мер не удастся, но безусловно подобные шаги со стороны ЦБ РФ приведут к уменьшению количества заемщиков-мошенников в банковских кредитных портфелях. Соответственно качество портфелей долгов, передаваемых коллекторским компаниям возрастет. Это позволит повысить эффективность и уменьшить себестоимость взыскания долгов из-за уменьшения количества ложной информации и затрат по отработке мошеннических схем, где зачастую злоумышленники уже давно "замели следы". Несомненно это нужный и правильный шаг со стороны регулятора, последствия которого позитивны, как для банковского рынка, так и для коллекторского.
Как Вы оцениваете инициативу ЦБ?
Инициатива ЦБ по тщательной проверке деятельности заемщиков имеет два варианта развития.
1. Ничего не изменится если данный контроль только «рекомендован» и будет осуществляется так же внутренними силами самой кредитной организации собственники которых преднамеренно занимаются выводом средств через компании без реальной деятельности.
Так как сам ЦБ в одном из своих писем указывал, что «проблемные активы следует относить к операциям, несущим риск на собственников банка».
2. Если данным надзор будет осуществляется контролирующим органом фактически в ручном режиме, то число кредитования заемщиков - «пустышек» значительно снизится.
Если банк уже кредитует корпоративного заемщика и наблюдает проблемы в погашении займа, необходимо проводить экспертизу его платежеспособности для оценки реального финансового состояния.
Если процесс контроля банком после выдачи кредита состоит исключительно на основе отслеживания «стоп сигналов» и вопросов в чем причина неоплаты, то заемщик в дальнейшем фактически может рассчитывать на процесс реструктуризации долга.
На мой взгляд кредиторы должны самостоятельно заниматься углубленным анализом и аудитом изучением деятельности заемщиков, чтобы понимать реальную картину кредитуемого бизнеса.
При аудите необходимо проанализировать все доступные направления деятельности организации. Если это торговая организация, то как организованы продажи, закупки, тендерные процедуры, производство, учет, отчетность, бюджетирование.
Наша практика показывает, что зачастую менеджмент организаций-должников преднамеренно вводил в заблуждение кредиторов, предоставляя фальсифицированную финансовую отчетность, где скрывали ранее понесенные убытки, а в официальной финансовой отчетности показывали прибыль.
Только с помощью выездного аудита активов, кредитор реально в состоянии оценить финансовые возможности организации-заемщика в части обслуживания кредита.
Немаловажный момент при аудите – это обращать внимание на систему распределения полномочий в организации.
Провести системное интервью со всеми ключевыми фигурами организации с целью понимания потенциальной возможности управленцев вывести организацию из финансового кризиса.
При проведении интервью с управленцами организации-заемщика первым звоночком для аудитора должно быть невозможность объяснить свое понимание стратегии и планов деятельности организации, или в связи с чем они отсутствуют и дальнейшие шаги для возможности реанимации бизнеса. Зачастую это и является причиной отрицательной динамики результативности деятельности организации.
Как говориться «Рыба тухнет с головы», а если в организации не налажена или не существует вообще системы финансового и производственного планирования, системы контроля закупок и продаж, прозрачность привлечения субподрядчиков, грамотных технических специалистов для результативной деятельности организации, то от сюда вытекают и существенные расходы:
- неэффективные финансовые вложения
- содержание больших офисов
- раздутый штат производственного и административного персонала
- высокие компенсации по оплате труда топ-менеджерам и отдельным сотрудникам организации
- другие необоснованно непроизводительные и некоммерческие расходы
Только по средствам подобного аудита деятельности действующего или потенциального заемщика можно с высокой долей вероятности оценить его реальную платёжеспособность. Так как уже на начальном этапе аудита, менеджмент заемщика сам выдаст реальную картину в вопросах оценки перспектив развития бизнеса.
А у кредиторов после аудита даже появится возможность оказывать услуги по консультированию организаций-заемщиков по выходу из кризисной ситуации.
Коллекторским агентствам работающим с корпоративными долгами конечно же перспективнее работать с детально проверенной категорией заемщиков как на этапе выдачи кредитов, так и на этапах появления проблем с возвратом.
Поможет ли более строгий контроль ЦБ минимизировать мошенническую деятельность?
«В основном усиление контроля над качеством заемщиков должно исключить мошеннические схемы, которые банки могут применить для вывода активов. Поэтому напрямую на деятельность коллекторов рекомендации ЦБ не повлияют.
Однако в перспективе контроль ЦБ могут снизить уровень просроченных кредитов за счет более точной оценки заемщиков. Это, с одной стороны, поможет избежать неперспективной работы коллекторских агентств, увеличив тем самым реальность получения ими вознаграждения. С другой стороны, может уменьшиться количество должников-юрлиц и, как следствие, общая сумма предоплаты коллекторам по договорам на взыскание.
В целом вряд ли ситуация изменится коренным образом, ведь банки зачастую лучше знают специфику деятельности своих заемщиков и могут оценить их платежеспособность в индивидуальном порядке. В таком случае рекомендации ЦБ могут даже войти в конфликт с реалиями ведения бизнеса в России.»