Правительство РФ рассмотрит обращение Национального совета финансового рынка по поводу временного ограничения полномочий ЦБ.
Банкиры сетуют на то, что обвал рубля и повышение учетной ставки серьезно снизили количество сделок по розничному и корпоративному кредитованию во второй половине 2014 года. Многие сделки были приостановлены. Отдельные банки, в том числе системообразующие, выступили за пересмотр условий действующих кредитов, что привело к росту ставки по уже выданным кредитам.
Негативные последствия будут для всей банковской системы и экономики страны. НСФР предупреждает, что банки «с целью не допустить банкротства будут ужесточать требования к заемщикам». Необходимо принять ряд оперативных регуляторных мер для стабилизации ситуации на финансовом рынке.
Среди предложений, в частности, содержатся: отмена ограничения ставки по потребительским кредитам до 2017 года, увеличение суммы, при которой клиента можно не идентифицировать, до 60 тыс. руб. (в настоящее время эта сумма ограничена 15 тыс. руб.).
Есть в обращении и просьба не наказывать кредитные организации за любые нарушения на срок до 01 января 2016 года, а за совершение сомнительных операций – на срок до 01 января 2017 года.
Документ уже поступил в аппарат правительства и был передан в Минфин и Центробанк.
Как вы прокомментируете позицию банкиров? Насколько реально ограничение полномочий ЦБ?
Позиция банков ясна, регулирование ужесточается, в этих условиях банки теряют прибыль, а существование некоторых мелких игроков и вовсе ставится под угрозу. Соответственно, банки пытаются защитить себя и свой бизнес. Однако предложение ограничить полномочия ЦБ противоречит федеральному закону о Центробанке, где сказано, что банк является независимым.
Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Поэтому ограничения полномочий ЦБ вряд ли возможно. Есть вероятность, что сам Центробанк рассмотрит пожелания банков и, возможно, пойдёт им на встречу.
Уж очень всё это похоже на популизм. Банкирам в текущих условиях лучше не розовые очки носить, а пытаться приспособиться к реальной жизни. Полагаем, что данные предложения обречены на провал. Что предлагается (часть предложений):
- «не наказывать за любые нарушения на срок до 01 января 2016 года» – это получится какая-то анархия..
- «не наказывать за совершение сомнительных операций – на срок до 01 января 2017 года.» - Особенно это странно выглядит на фоне продолжающейся чистки сектора. Отток капитала сейчас очень большой, никто не захочет его ещё сильнее подстегнуть.
- «не ограничивать ставки по потребительским кредитам до 2017 года» - Это как регулятор решит. Пока дали послабление до лета 2015-го. Не зря же до этого разрабатывали целый комплекс мер по охлаждению пыла кредитных организаций.
- «увеличить сумму, при которой клиента можно не идентифицировать, до 60 тыс. рублей» - Сейчас это 15 тыс. рублей.. в 4 раза?? Не многовато ли?? На это, на мой, взгляд, сейчас точно не пойдут.
На регулятор уже в этом году (да и в прошлом тоже) пытались спустить всех собак. Однако, никто его с тех пор в правах не ущемил. Есть реакция недовольных (=подопечных) - это нормально.
Прежде всего не совсем понятно, почему обращение с предложением о временном ограничении полномочий ЦБ поступило в Правительство, которое не контролирует Банк России. Полномочия по контролю за Центробанком страны есть у парламента, а точнее у Государственной Думы.
Во-вторых, не совсем очевидно, как именно ограничения на регулирование ЦБ помогу преодолеть кризисные явления в экономике. К тому же, в текущей ситуации нелогичным выглядит разделение ответственности между регулятором и участниками рынка, она должна быть сосредоточена в одних руках.
Авторы обращения из Национального совета финансового рынка предлагают не наказывать кредитные организации за любые нарушения до конца 2015 года, за совершение сомнительных операций до конца 2016 года, снять ограничения ставок по потребительским кредитам до января 2017 года, а также увеличить сумму неидентифицированной платежной операции с 15 тыс. рублей до 60 тыс.
На наш взгляд, предложения очень соблазнительны для кредитно-финансовых организаций, некоторые будут действительно полезны, однако принятие других чревато злоупотреблениями со стороны банков.
Что касается заморозки ограничения ставок, то этот инструмент уже задействован ЦБ – ставки по потребительским кредитам сейчас регулируются рыночными механизмами до 1 июля 2015 года. На самом деле механизм средней ставки по потребительским кредитам и займам и ограничение максимальной ставки имеет рыночную природу. Финансово-кредитные организации устанавливают ставки в ходе конкурентной борьбы, хотя и в рамках определенного коридора. Этот механизм помогает как раз отсекать маргинальных игроков, завышающих ставки.
При этом мы негативно оцениваем возможность отказа ЦБ от регулирования сомнительных операций в кредитно-финансовом секторе, а также мораторий на санкции Банка России в отношении кредитных организаций, нарушающих нормативы. Это неэффективный инструмент, который приведет к масштабным злоупотреблениям в секторе, и не будет иметь положительного влияния на рынок кредитования.
Вместе с этим мы поддерживаем увеличение суммы платежа клиента, при которой нет необходимости проводить его идентификацию. Это необходимо сделать как минимум в связи с растущей инфляцией. Важно также отметить, что на наш взгляд обезличенные неидентифицированные переводы до 60 тыс. рублей вряд ли могут быть использованы для легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, поскольку слишком незначительны. Мы считаем, что увеличение суммы операций, при которой клиента можно не идентифицировать, значительно облегчит ряд финансовых операций, сократит время транзакций, издержки на их осуществление. В условиях кризиса это сможет оказать действительную поддержку бизнеса.