Главной целью нововведений станет устранение правовой неопределенности в регулировании отношений, связанных с запретом на осуществление кредитными организациями торговой деятельности. До 2009 года у них была возможность устраивать распродажу квартир, машин и дач должников с помощью посредников - специальных торговых площадок или приставов. Однако после того, как было дано точное определение торговой деятельности, банки имеют право распоряжаться имуществом неплательщиков только с помощью суда.
Чтобы устранить правовую коллизию, пятую статью банковского закона решили дополнить перечнем операций, осуществление которых не может рассматриваться как нарушение кредитными организациями запрета на торговлю. В частности, продажа имущества неплательщиков не попадёт под запрет о торговле. Также банкам разрешат продавать драгоценные монеты и банкноты в сувенирной упаковке.
Отметим, что законопроект находится лишь на ранней стадии, вследствие чего рамки полномочий банков еще будут уточняться.
На процесс взыскания данный законопроект мало повлияет, так как затрагивает только вопросы досудебного урегулирования долгового вопроса и облегчает для банков лишь процедурные вопросы реализации залога и иного имущества.
Если имущество не является собственностью банка, например залогом то, что до 2009 года, что после, в случае, если заемщик отказался от добровольной продажи заложенного имущества, банк мог продать его только через обращения взыскания на залог через суд и ФССП - ни как иначе. Если имущество перешло в собственность банка, то у банка и сейчас есть возможность продавать данные активы свободно. Возможно, речь идет о тех случаях, когда должник готов добровольно расстаться с залоговым имуществом, но заниматься этим не хочет, тогда банк раньше пытался сам организовать продажу либо напрямую, либо через специализированные торговые площадки.
На самом деле, внесудебная реализация заложенного имущества практикуется очень давно. Выглядит достаточно просто - должник и банк-залогодержатель договариваются о совместном проведении оценки и последующей реализации предмета залога. Для этого должник дает кредитору доверенность на право продажи заложенного имущества. Выгоды этого процесса очевидны.
Во первых, таким образом за реализованное имущество можно получить больше денег, чем при реализации через службу судебных приставов. Дело в том, что такие торги по-прежнему непрозрачны и проследить, чтобы залог был реализован по максимально возможной рыночной цене кредитору и должнику удается далеко не всегда. Во-вторых, сроки. Для реализации залога в рамках исполнительного производства должно вступить в законную силу решение суда и должно быть возбуждено исполнительное производство. А это от полугода до полутора лет.
Получается, что имущество реализовано дорого и оперативно. А это, безусловно, в интересах обеих сторон.
Инициатива Минфина, на мой взгляд, направлена на то, чтобы формализовать эту, и без того работающую, процедуру.