Первый тревожный звонок на рынке денежных переводов был зафиксирован в ноябре 2014 года. Тогда из-за скачка доллара многие мигранты решили придержать отправку средств. Массовый отток иностранных работников в начале 2015 года на фоне ужесточения миграционной политики (по данным ФМС, в начале года в РФ въехало на 70% меньше мигрантов, чем годом ранее) значительно сократил объем переводов в страны СНГ, что заставляет операторов повышать тарифы.
Первой к непопулярной мере – повышение тарифов – пошла международная компания Western Union. Она подняла цены на 0.3-0.5 п.п. по небольшим переводам с отложенной выдачей в страны СНГ. Стоит уточнить, что на переводы в страны СНГ приходится львиная доля (87.9%) всего объема переводов из РФ.
Отечественные операторы также могут пойти на повышение тарифов, дабы компенсировать потерю клиентов. Например, «Юнистрим» уже ввела единую комиссию на переводы между РФ и СНГ, увеличив ее на 13%. По словам председателя правления компании Кирилла Пальчуна, рост тарифов связан с необходимостью увеличить рентабельность отделений, а также доходы банков-участников системы. Он уточнил, что в январе объем переводов через «Юнистрим» увеличился на 40% по сравнению с показателями января 2014 года; но этот рост обязан, в первую очередь, с ростом курса доллара.
Директор компании «Золотая корона» Иван Ситнов сообщил, что в январе 2015 по отношению к январю 2014 объем переводов вырос на 10%, но это были в основном переводы из СНГ в РФ; переводы же из РФ упали на 9%.
Массовой эта тенденция может стать лишь к концу года, говорят эксперты, а среднее повышение цен составит 30%.
Как повлияет на рынок денежных переводов повышение тарифов?
«Повышение тарифов означает усиление финансовой нагрузки на отправителей денежных переводов, что в условиях волатильности курсов валют и общей экономической ситуации будет дополнительным негативным фактором, влияющим на рынок. Рынок денежных переводов уже сжимается, и повышение тарифов сделает этот тренд еще более выраженным. Предсказуемым последствием всех этих факторов может стать уход части трафика обратно в теневой сектор».