Законопроект «О коллекторских агентствах и деятельности по взысканию просроченной задолженности» вскоре будет пересмотрен Правительством РФ. В частности, документ предлагает новую норму, расширяющую права коллекторов. Она предусматривает право использования данных Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда, ГИБДД и даже операторов мобильной связи для получения достоверной информации о платежных возможностях должников.
На сегодняшний день коллекторы могут получить всю необходимую информацию в течение 14 дней только после письменного запроса в соответствующие госорганы и письменного одобрения последних (ст. 12 законопроекта). Новая норма позволит коллекторам получать персональные данные должников без согласия госорганов, а лишь на основании поручения банка.
Последние несколько лет одна из основных проблем профессиональных взыскателей – отсутствие закона, регулирующего деятельность коллекторских агентств. Вышеописанный законопроект призван упорядочить деятельность взыскателей, а также прописать перечень полномочий (доступ к кредитной истории должника, базам данных госорганов и пр.) и ответственности (имущественная ответственность за ошибочные и дезориентирующие нарушения, неумышленные действия и т.д.) коллекторов.
Эксперты НАПКА (Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств) подчеркивают, что сегодня основная масса жалоб граждан к коллекторским агентствам связана с некорректностью использования персональных/контактных данных должников. Новый законопроект также нацелен на устранение неточностей в поступающих данных.
Безусловно, подобные инструменты позволят существенно увеличить эффективность взыскания. Причем, это относится как к долгам, находящимся на досудебной стадии, так и к долгам, по которым есть вступившие в силу судебные решения. Располагая контактной информацией и всеми сведениями об имуществе должника, коллекторы смогут наладить как эффективное внесудебное общение с должником, так и организовать оперативное исполнение судебного решения о взыскании - в случае безуспешности работы call центра. Увы, столь широкие полномочия у коллекторских агентств вряд ли появятся в обозримом будущем, хотя эта тема, действительно, обсуждается уже на протяжении шести лет. Государство крайне неохотно делегирует свои властные полномочия частным организациям. И в нынешних реалиях это отчасти оправдано.
Безусловно, вопрос о расширении возможностей коллекторов является спорным.Говоря о том, что необходимо дать им дополнительные рычаги для работы с целью повышения эффективности взыскания, и возврата долга, мы забываем, что сами являемся потенциальными клиентами коллекторских компаний.Важным моментом является не столько, какие возможности есть у коллекторов, а к кому, как и при каких условиях будут применяться нововведения. Ведь долг не образуется на пустом месте, и ситуации бывают разные.
Поясним на простом примере. Разделим заемщиков на три группы.
– Те, кто исправно платит, и имеет положительную кредитную историю.
– Те, кто изредка пользуется таким продуктом, как кредит, и иногда может пропустить 1-2 платежа и войти в зону среднесрочной банковской задолженности (40-60 дней), но затем погашает кредит полностью единовременным платежом или возвращается в график и продолжает платить регулярно.
– Те, кто не платит вовсе или же берет кредит изначально с целью его невозврата, что по сути своей подпадает под статью о мошенничестве.
Здесь важно понять, как правильно применять закон к каждой из групп. В какой форме и какие инструменты использовать к тому ли иному должнику, принимая во внимание, на каком сроке находится заемщик и, главное, почему.
Немаловажно прописать четкий порядок действий коллекторов, который будет применим и правомерен в том или ином случае. Безусловно, на определенную группу граждан это может возыметь должный эффект.
Но не стоит забывать о репутационных рисках, которые берут на себя те, кто работает с коллекторами. Грозить должнику обнародованием личной информации – это более чем неразумно, так можно подорвать доверие к банку. Запрашивать информацию у сотовых операторов с целью «накошмарить» родственника телефонным звонком – тоже не совсем ясно для чего? Можно арестовать автомобиль. А если он и так находится в залоге и на нем «висит» масса не оплаченных штрафов за парковку?Ограничить право на выезд за рубеж – есть сомнения в действенности этой меры.
Все же более верно дать возможность банкам и финансовым организациям, с согласия заемщика, конечно, получать информацию от ПФР, ФНС, ГИБДД а также других структур перед принятием решения о выдаче кредита. Поскольку это даст лучшую картину о финансовых делах заемщика, правдивости информации, которую он предоставляет, и его намерениях.
Расширение возможностей коллекторов однозначно приведет к повышению эффективности в их работе при разумном использовании этой информации. Главный вопрос: насколько быстро будет налажена связь и как будет осуществляться доступ к данным ПФР, ФНС и т.д. Здесь важно выработать механизм предоставления данных, который максимально четко регламентировал бы взаимодействие коллекторов с госорганами. Особое внимание необходимо уделить безопасности передачи информации, чтобы у граждан не возникало опасений о ее утечке и использованию в корыстных целях. Поэтому на первых этапах существует риск получить достаточно негативное восприятие общественности. Но в целом принятие закона «О коллекторских агентствах и деятельности по взысканию просроченной задолженности» позволит вывести деятельность коллекторских агентств на более цивилизованный уровень.