В свете участившихся случаев списания банками средств страховых компаний, ВСС в лице президента союза Игоря Юргенса направил официальное обращение Банку России на имя директора юридического департамента Алексея Гузнова с просьбой защитить их от незаконных списаний. Для разрешения ситуации ВСС предлагает обязать банки проводить собственные проверки поступающих исполнительных листов, включая выяснение статуса судебного дела и информацию о подлинности документа.
«У большинства банков отсутствует процедура выяснения факта наличия или отсутствия судебного дела по предъявленным к расчетным счетам исполнительным документам о взыскании денежных средств (…) При этом во многих случаях страховщик может идентифицировать списанные денежные средства только после их списания, так и не получив от банка копий исполнительных документов. А возврат списанных таким образом денег крайне затруднителен», - говорится в письме ВСС.
Проблемы с исполнительными листами и списанием средств возникают из-за задержки в подготовке судом решений. Как результат, суды принимают апелляционные жалобы уже тогда, когда решения вступают в силу, а банки принимают исполнительные листы, не ведая, что суд их отклонил.
В этой связи, страховые компании просят обязать банки незамедлительно их оповещать о поступлении исполнительного листа, а в случае незаконного списания средств (до окончательного решения суда после апелляции) – возвращать им средства обратно.
Банк России прислушался к требованиям страховщиков и рекомендовал кредитным организациям проводить тщательную проверку легитимности исполнительных листов на официальных сайтах судов или по «Банку данных исполнительных листов» Федеральной службы судебных приставов.
Проблема лежит в правовом поле.
Во-первых, есть глава 45 ГК РФ, Банковский счет. Закон устанавливает права распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, основания списания денежных средств со счета и ответственность банка за ненадлежащее совершение операций по счету. Без распоряжения клиента закон допускает списание денежных средств со счета клиента в случаях:
а) по решению суда
б) установленных законом
и) предусмотренных договором между банком и клиентом.
Во-вторых, есть законодательное определение, что такое исполнительный лист. Не по форме, а по содержанию и по правовому значению. Исполнительный лист в данном случае является доказательством действительности судебного постановления, вынесенного в пользу взыскателя, то есть наличия судебного дела, вступления решения в законную силу, суммы взыскания и т.д. Исполнительный лист по содержанию может считаться таковым исключительно при условии соответствия его содержания содержанию судебного постановления, на основании которого он выдан. И если он выдан судьей, уполномоченным на данное процессуальное действие. И т.д.
Банки, пользуясь некоторой нечеткостью в изложении норм права, пытаются свести свою ответственность исключительно к проверке соответствия форме, к визуальной проверке исполнительных документов, представленных взыскателями. Банки ссылаются на то, что законом установлены крайне сжатые сроки на исполнение таких требований, и в эти сроки они объективно не могут обеспечить проведение криминалистических экспертиз инкассируемых листов на предмет их подложности.
Между тем банки умалчивают о том, что ведение счета клиента это один из основных видов их предпринимательской деятельности, это услуга, за которую они получают вознаграждение. Это их предпринимательский риск, который они могут застраховать. Денежные средства, которые они выдают третьим лицам, принадлежат не банкам, а их клиентам, а банки несут ответственность за их сохранность. И самое главное, списание денежных средств со счета клиента по подложному исполнительному листу не отвечает критерию обоснованности, поскольку подложный исполнительный лист является не исполнительным листом по содержанию, а пустой бумажкой.
Я считаю, что было бы гораздо полезнее, в том числе в рамках ВСС, выработать примерный алгоритм действия страховщика при необоснованном списании банком денег с его счета, подобрать эффективного внешнего подрядчика в лице юридической фирмы, специализирующейся на банковском праве, и предложить страховщикам передавать ей все подобные споры. Или делать это централизованно через ВСС. За определенный промежуток времени сформируется положительная единообразная практика, и страховщики на ее основе в дальнейшем смогут самостоятельно защищать свои интересы.
Страховщики выступили с правильной инициативой с точки зрения уязвимости принудительного взыскания, которое реализуют банки в порядке ст. 8 ФЗ «Об исполнительном производстве». Эта процедура уязвима своей закрытостью — должник фактически не имеет права возражать против взыскания в отличие от принудительного исполнения, реализуемого судебным приставом-исполнителем. Банки, исполняя требования исполнительных документов, просто списывают деньги со счета и должник ставится перед фактом без возможности оперативного реагирования на необоснованное взыскание.
Стоит отметить, что в случае исполнения решения суда судебным приставом-исполнителем у должника есть законные права для защиты от недобросовестного кредитора или необоснованного взыскания: должник имеет право ознакомиться с материалами исполнительного производства, обжаловать постановление о возбуждении исполнительного производства, приостановить исполнительное производство. К тому же, «пробег» денег от счета должника до счета взыскателя с момента предъявления исполнительного листа в Службу судебных приставов может занимать от 16 рабочих дней до нескольких месяцев, чего на практике вполне достаточно для того, чтобы решить процессуальные проблемы, не лишившись при этом денег навсегда.
Вероятно, этот вопрос необходимо решать на законодательном уровне путем внесения дополнений в ст. 8 , п.п. 5, 6 ст. 70 ФЗ «Об исполнительном производстве». По крайней мере, было бы справедливо предоставить должнику возможность возражать против списания банком с его счета денег.
- Касательно требований страховщиков (ВСС) к ЦБ обязать, выполнять и вообще возложить на банки какие то функции, данные требования не состоятельны.
Необходима единая электронная база соединенная с отраслевыми организациями с системой электронноцифровой подписи лиц, которые проводят операции и подтверждают.
По просьбам ВСС необходимо вносить нормы в действующие законодательные акты, чтобы при вынесение решения судами, суд выписывал исполнительный лист и передавал в Федеральную службу судебных приставов, на сайте суда должен отражаться данный исполнительный лист и данные о его передвижении, на сайте Федеральной службы судебных приставов должно отражатся дптп принятия в производства данного исполнительного листа и лица ответственного за его исполнения, далее судебный пристав в течении при получении в течении суток передает в ЦБ по электронной системе с фиксацией времени приема в ЦБ и автоматической блокировке счета лица на которое выписан исполнительный лист, соответственно любой сотрудник ЦБ несет ответственность за нарушения по поступившему исполнительному листу, вплоть до уголовной, если по исполнительному листу необходимо списание средств, соответственно при поступлении списание происходит автоматический.
Резюме: работает система исполнения, исключается волокита, уменьшается срок исполнения, нет межведомственных споров, нет нагрузок на суды.
После реализации предложенных изменений количество сомнительных списаний, безусловно, уменьшится. Одновременно это создаст серьёзную нагрузку на операционистов и юристов кредитных организаций, т.к. закон отводит банку только три дня для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Полагаем, следует ожидать внесения изменений в ФЗ об исполнительном производстве, регламентирующим сроки списания денег, а также, возможно, появление на рынке информационных продуктов, позволяющих автоматизировать процесс сбора информации по судебному делу, в рамках которого был выдан исполнительный лист.
Представляется, что введение дополнительных проверок исполнительных документов, поступающих к счетам клиентов, в том числе страховых компаний, являющихся должниками по вступившим в законную силу судебным решениям, должно сократить уровень «незаконных списаний» со счетов клиентов.
При этом в целях обеспечения возможности надлежащего исполнения банками требований законов необходимо внести соответствующие изменения на уровне федерального законодательства,. В частности в Закон об исполнительном производстве, в котором хотелось бы предусмотреть увеличение общего срока исполнения требований исполнительных документов, прописать порядок проведения соответствующей проверки, сроки ее проведения, а также обеспечить предоставление судами достоверной информации в общедоступных источниках.
Введение предлагаемых ВСС жестких мер ответственности для банков возможно только при одновременном обеспечении на государственном уровне возможностей для банков проводить необходимые конкретно определенные проверочные мероприятия.