На данный момент у Банка России осталось немного возможностей для снижения процентных ставок, но ключевая ставка все же может быть опущена ниже 4%, если конъюнктура существенно изменится. Об этом заявила глава Центробанка Эльвира Набиуллина журналистам Bloomberg.
Пока что решение по ключевой ставке, которое должно быть принято на очередном заседании Совета директоров ЦБ 18 декабря, неопределенно, а снижение ставки ниже уровня 4% - не базовый сценарий для регулятора, добавила председатель Центробанка.
«Мы будем обсуждать все нюансы, поскольку сейчас действуют разнонаправленные тренды», - подчеркнула г-жа Набиуллина. Она добавила, что рост заболеваемости COVID-19, вероятно, сдержат инфляцию; впрочем, некоторые краткосрочные факторы работают в противоположном направлении.
Представитель ЦБ подчеркнула, что у регулятора очень немного пространства для дальнейшего снижения ставки в базовом сценарии.
ЦБ удерживал ключевую ставку на уровне 4.25% годовых два последних заседания, не отвергая идею дальнейшего снижения. В прошлом месяце аналитики из МВФ указали, что Центробанку следует пойти на смягчение денежно-кредитной политики в ближайшие месяцы и предупредили, что инфляция может уйти ниже цели ЦБ в 4% и оставаться на этом уровне долгое время.
ЦБ должен оценить, являются ли факторы, которые сейчас разгоняют инфляцию, временными. Эксперты ожидают, что дезинфляционные тренды будут преобладать в следующем году.
Ожидается, что Эльвира Набиуллина расскажет о всех вызовах, которые стоят перед Центробанком, сегодня на конференции.
Ранее Глава ЦБ рассказала Bloomberg TV, что цены на нефть немного выше ожидаемых, но все же тренд на снижение спроса продержится еще какое-то время. По этой причине регулятор придерживается сценария, при котором цена нефти не превысит 50 доллар за баррель.
Источник: https://www.bloomberg.com/news/articles/2020-12-08/russia-near-trough-of-easing-cycle-central-bank-governor-says
По Вашим прогнозам, есть ли «пространство» для дальнейшего снижения ключевой ставки (на грядущем заседании ЦБ, в первой половине 2021 года)?
Снижение ключевой ставки для поддержания бизнеса и приемлемого уровня жизни населения в условиях пандемии остается одним из немногих инструментов в арсенале монетарных властей стран с рыночной экономикой.
В настоящее время ведущие центральные банки мира используют следующие механизмы: снижение ключевой ставки с одновременной девальвацией национальной валюты. Эти действия в совокупности направлены на то, чтобы насытить национальные экономики деньгами. В условиях пандемии, спровоцировавшей политиков на введение большого количества губительных для конечно потребления запретов, «печатание» денег является единственной возможностью не остановить экономическую деятельность полностью. Монетарные власти хорошо выучили уроки Великой депрессии 30-х годов прошлого века и стараются не допустить тотального банкротства банков и как следствие – остановки деятельности предприятий.
Можно предположить, что и российские власти будут следовать «мировым» тенденциям. Для сравнения аналогичный с ключевой ставкой показатель в США в настоящее время намного меньше процента. В нашей стране в этом году уж произошло довольно значительное ослабление национальной валюты. При этом денежная масса М1 за 1,5-2 года увеличилась примерно на 30% от текущего состояния. Поэтому продолжение снижения ключевой ставки представляется вполне допустимым сценарием.
По Вашим прогнозам, есть ли «пространство» для дальнейшего снижения ключевой ставки (на грядущем заседании ЦБ, в первой половине 2021 года)?
На мой взгляд, «пространство» для дальнейшего снижения ключевой ставки ЦБ имеет место быть, если правительство заинтересовано в здоровой экономике. Здоровая экономика позволяет более широко кредитовать малый и средний бизнес. Бизнес в свою очередь производит больше товаров(услуг) по доступной цене для граждан(покупателей) и покупательская способность имеет возможность расти, поскольку цены для них приемлемые. В случае повышения. ключевой ставки ЦБ это создаст в стране экономический застой, что в свою очередь приведет в лучшем случае к стагнации ВВП. Вывод: повышение ключевой ставки ЦБ – индикатор нездоровой экономики, а правительству необходим положительный индикатор для демонстрации здоровой экономики.
По Вашим прогнозам, есть ли «пространство» для дальнейшего снижения ключевой ставки (на грядущем заседании ЦБ, в первой половине 2021 года)?
Есть очень высокая вероятность того, что ЦБ России не станет снижать ключевую ставку на декабрьском заседании. Регулятор имеет немало причин для её сохранения на уровне 4,25%. Она сокращалась в 2019-2020 г.г. по мере ослабления инфляции. Но с июля 2020 г. , когда произошло последнее уменьшение ставки , инфляция не только не ослабла, но неуклонно растёт с 3,2% в июне до 4,4% в ноябре. Это следствие, в частности, относительной слабости экономики, падения внешних доходов и ВВП, повышения курса валют к рублю. Снижение процента ЦБ дополнительно усилило бы инфляцию. Принципиально важно в связи с этим не только то, что она уже превысила целевой порог ЦБ – 4%. Но и то, что стала отрицательной реальная ставка, то есть разница между ключевой и уровнем инфляции. Это значит, что такой процент в кредитовании не покрывает даже текущее повышение цен.
Для ЦБ привычнее и легче воздерживаться от изменения ставки в ситуации неопределённости, чем понижать её. Цели кредитно-денежной политики традиционно для России – не столько стимулирование развития, сколько удержание ситуации с инфляцией, сохранение резервов «на чёрный день», наполнение бюджета.
Важно и то, что нарастает бюджетный дефицит, для его покрытия правительство приняло решение о масштабных заимствованиях на рынке. Но уменьшение ставки сокращает привлекательность для инвесторов покупки госдолга, доходность гособлигаций.
Кроме того, в последнее время значимо обострились внешние риски. Пришли к власти в США Джо Байден и администрация демократов, традиционно выступающие за ужесточение антироссийских санкций. Данные обстоятельства могут способствовать в дальнейшем оттоку капитала из российских активов. Снижение ставки дополнительно стимулировало бы эти процессы.
Ещё один резон – состояние банковского сектора. Из-за карантинных мер уменьшились доходы и банков, и их клиентов. Многие кредитные организации теряют прибыльность, платёжеспособность. Но снижение ставок, как правило, приводит к сокращению рентабельности и банковской маржи. Это усилило бы опасности для системы в целом.
В дальнейшем, в 2021 году для ЦБ есть определённая гипотетическая возможность возобновить понижение ставки. Инфляция может быть приостановлена в случае исчерпания действия указанных неблагоприятных факторов 2020 г. Её развитию помешает и ограничение внутреннего спроса из-за сокращения доходов населения и бизнеса. В случае стабилизации ситуации в экономике на первый план вновь может выйти необходимость смягчения кредитной политики для стимулирования хозяйства, по примеру основных мировых центробанков.
По Вашим прогнозам, есть ли «пространство» для дальнейшего снижения ключевой ставки (на грядущем заседании ЦБ, в первой половине 2021 года)?
Пространство для маневра у Банка России в значительной степени зависит от текущей ситуации в экономике страны в целом. И в первую очередь – от динамики индекса потребительских цен. Так как именно данный показатель выбран регулятором в качестве ориентира при определении денежно-кредитной политики. Инфляционное таргетирование при выборе процентной ставки было выбрано не зря – фактическая ставка зависит именно от инфляционных показателей, а не существует «отдельно от экономики». И в качестве ориентира, при котором ставка должна была составить 4,00-4,25% было выбрано значение индекса потребительских цен на конец года на уровне 4,0%. Однако уже сейчас инфляция в России составляет 4,4%. И это по расчетам Росстата, к которым постоянно возникает немало вопросов. В частности, наблюдаемая инфляция (она же – реальная, она же – личная), уровень которой определяется по опросам населения, как минимум в 2,5 раза выше. А ожидаемая точно находится в области двузначных значений (надеюсь, никому не надо напоминать, насколько с начала года выросли в цене сахар, растительное масло, гречка, крупы и иные продукты первой необходимости?). Так что при текущем значении индекса потребительских цен Банк России точно не сможет продолжить снижать ключевую ставку. С другой стороны, ситуация может заметно измениться в будущем. Так, если прогнозы по инфляции на I квартал 2021 года составляют около 5%, то в дальнейшем ожидается некоторое снижение ИПЦ. Вплоть до уровней ниже 4%. Основным дезинфляционным фактором, увы, выступает резко упавшая за последний год платежеспособность населения. После семи лет плавного падения доходов в этом году они просто обрушились. По итогам II квартала реальные располагаемые доходы населения упали на 8%. По итогам III квартала – еще на 5%. И именно снизившаяся покупательная способность россиян сдерживает сейчас возможный рост инфляции. Так что вполне может оказаться, что в следующем году индекс потребительских цен действительно уйдет ниже уровня в 4%. В этом случае у Банка России появляются все формальные поводы, чтобы понизить и ключевую ставку. По крайней мере на 25 б. п., а, быть может, и ниже. Так как данная мера позитивно сказывается на деловой активности, возможности кредитования бизнеса, снижения издержек для производителей товаров и услуг. Так что, несмотря на то, что сейчас ситуация совсем не благоволит к снижению процентных ставок, в дальнейшем она может заметно измениться, что позволит Центробанку продолжить цикл снижения ключевой ставки.