Центробанк не видит нарушений в введении сервисом «Яндекс.Деньги» платы в размере 270 рублей в месяц за неиспользование электронных кошельков. В письме и. о. начальника главного управления ЦБ по Центральному федеральному округу Владимира Кныша в ответ на жалобу клиента компании, посчитавшего такую абонентскую плату незаконным присвоением денег, регулятор подчеркивает: «Действующее законодательство не содержит адресованных операторам электронных денежных средств запретов на взимание платы за неиспользование предоставленного клиенту электронного средства платежа в течение определенного времени».
Предупреждение о взимании абонентской платы с неактивных более двух лет кошельков администрация платежного сервиса разослала пассивным пользователям в конце августа. «Пользователи сервиса «Яндекс.Деньги», уведомленные о предстоящем присвоении им статуса неактивного клиента, имеют достаточные и необременительные возможности по предотвращению такого присвоения», - отмечает представитель ЦБ.
Отметим, что практика взимания абонаплаты с неактивных счетов применяется и другими операторами электронных денег. Так, в Qiwi и «Тинькофф Мобильный Кошелек» абонентская плата в размере 10 рублей в сутки начисляется, если пользователь неактивен на протяжении полугода. В случае «неактивности» больше года «Деньги@Mail.ru» снимают 350 рублей в год.
Новое правило касается только неактивных счетов – то есть тех, которые за два года не совершили ни одной активной операции. Если в течение двух лет пользователь совершил хотя бы один платеж или любую другую операцию, подтвержденную паролем (например, выпустил виртуальную или пластиковую банковскую карту к счету и так далее), обслуживание счета будет для него бесплатным. Два года – очень большой срок. Чем дольше счёт неактивен, тем нам сложнее поддерживать его в порядке: важные юридические и технические решения — например, переход Яндекс.Денег в статус НКО или защита счёта от мошенников одноразовыми SMS-паролями — невозможны без участия владельца кошелька. Тем временем, мы несем за эти кошельки ответственность: финансовую, техническую (в том числе, связанную с безопасностью), правовую. Взвесив все издержки и риски, связанные с заброшенными счетами, мы пришли к необходимости ввести для них абонентскую плату
Неактивные счета – проблема для любого бизнеса, и компании стараются минимизировать количество неактивных счетов, во многом, за счет того, что с самого начала (как банки) вводят абонентскую плату за обслуживание счета, или берут ее постфактум за неактивность – например, как сотовые операторы или другие платежные сервисы. Тем не менее, Яндекс.Деньги стараются дать пользователям достаточно времени для того, чтобы избежать оплаты за неактивный кошелек – за месяц информируя пользователя о том, что через 30 дней с его кошелька будет списана абонентская плата. Чтобы списания не произошло, ему достаточно будет уведомить нас любым способом — по электронной почте или телефону, или все-таки перевести кошелек в статус «активный», заплатив за любую из десятков тысяч услуг, доступных через Яндекс.Деньги.
Не противоречит ли введение абонентской платы закону о защите прав потребителей?
Неактивные счета всегда являются проблемой для любого бизнеса и, чтобы их минимизировать, обычно с самого начала компании вводят абонентскую плату за обслуживание счета или берут ее после за неактивность, например, как сотовые операторы. В нашем случае, с такой проблемой столкнулась Компания «Яндекс.Деньги», которая решила с 25 сентября взимать абонентскую плату с пользователей, которые 2 года не пользовались своим счетом. С одной стороны, возможны судебные иски в рамках закона «О защите прав потребителя», и если в рамках судебных процессов будет доказано, что введение оплаты противоречит закону, указанные иски будут подлежать удовлетворению. Но, с другой стороны, подобных исков будет не так много, принимая к учету неактивность данных клиентов и незначительный размер оспоримых сумм, а также, большинство кошельков в системе «Яндекс.Деньги» не идентифицированы, соответственно, сложно будет подтвердить, что кошелек принадлежит именно истцу. Необходимо учитывать и то, что «Яндекс.Деньги» за месяц информирует пользователя о том, что для его кошелька появляется абонентская плата, тем самым Компания старается дать пользователям достаточно времени для того, чтобы избежать оплаты за неактивный кошелек. Кроме того, как утверждает, пресс-служба платежного сервиса, деньги будут сниматься до тех пор, пока сумма на счету пользователя не достигнет нуля, не вгоняя пользователя «в минус».