20 марта кандидатура Набиуллиной была внесена на утверждение президентом страны Владимиром Путиным. Госдума проголосовала за ее назначение 9 апреля 2013 года.
Выступая перед законодателями в качестве претендента на пост, Набиуллина в апреле озвучила свои задачи. Среди них, в частности, преемственность и предсказуемость политики Центробанка, смена модели роста и необходимость диверсификации российской экономики, инвестиционная активность в развитии малого и среднего бизнеса, «подгонка» годовой инфляции в коридор 5-6%.
Отметим, что согласного обновленному законодательству, сфера регулирования Банка России значительно расширяется, в связи с объединением ЦБ и ФСФР и создании на их основе финансового мегарегулятора.
Озвучьте Ваш прогноз касательно возможных изменений в финансовой и экономической среде в связи с назначением Набиуллиной на пост председателя ЦБ.
Назначение Эльвиры Набиуллиной на пост Председателя ЦБ, как мне представляется, не окажет существенного влияния на состояние финансовой и экономической сферы России и не приведет к изменению основных макроэкономических показателей.
Возможен ли кардинальный пересмотр денежной политики Банка?
С моей точки зрения, независимость ЦБ, как и прежде, будет условной. Рассчитывать на кардинальный пересмотр денежной политики Банка России также не стоит, учитывая, что Эльвира Набиуллина и Сергей Игнатьев - выходцы из одной команды.
Как и прежде политика ЦБ будет определяться рекомендациями, прежде всего, Международного валютного фонда и Группы Всемирного Банка, независимо от курса российского руководства, что собственно уже подтверждается заявлениями нового главы ЦБ в отношении денежно-кредитной политики и процентных ставок.
Насколько выполнимы задачи, ранее озвученные новой главой Банка?
Хочу особо прокомментировать, что, безусловно, уровень инфляции и процентных ставок взаимосвязан. Но, с моей точки зрения, причинно-следственная связь в высказываниях Эльвиры Набиуллиной нарушена: не процентные ставки снизятся вслед за снижением инфляции, как говорит она, а инфляция снизится вслед за процентными ставками, так как стоимость погашения кредитов по этим ставкам закладывается в цену товаров (работ, услуг). Чем выше ставки – тем выше цены. В этой связи следует ожидать, что в среднесрочной перспективе и процентные ставки, и, соответственно, инфляция останутся в нашей стране на чрезвычайно высоком уровне.
Насколько эффективной представляется деятельность создаваемого мегарегулятора?
Мне представляется, что создаваемый на базе ЦБ мегарегулятор также обречен на неудачу и в скором времени остро встанет вопрос о необходимости возврата полномочий по регулированию сферы страхового и фондового рынка обратно в систему органов исполнительной власти.
Вопреки распространенному мнению, мы считаем, что назначение новым главой ЦБ бывшего советника Президента (ранее министра экономического развития), автоматически не означает смещения курса ЦБ в пользу более мягкой монетарной политики. В пользу этого говорит и то, что перед назначением Эльвира Набиуллина подтвердила свою позицию относительно того, что низкая инфляция является залогом удешевления стоимости кредитов на ближайшую перспективу, в то время как регуляторное снижение ставок для стимулирования роста экономики сейчас может и не оказать должного эффекта. Мы полностью разделяем такую точку зрения и расцениваем это как позитивный сигнал, поскольку считаем, что более приоритетным в среднесрочной перспективе является именно продолжение четкого курса на таргетирование инфляции, который позволит сформировать более устойчивые ожидания сокращения инфляции в будущем, а это будет способствовать снижению стоимости фондирования.
Позитивные эффекты продолжительной антиинфляционной политики скажутся на стоимости кредитов не сразу, но они будут более устойчивыми и обеспечат более качественный рост экономики, тогда как временное снижение ставок все же может создать инфляционные риски. Несмотря на это, учитывая ограниченность возможностей для фискальных стимулов, мы считаем что монетарные стимулы сейчас будут предпочтительны. Поэтому мы все же ожидаем скорого снижения ставки РЕПО (в июле, а затем в сентябре).
Озвучьте Ваш прогноз касательно возможных изменений в финансовой и экономической среде в связи с назначением Набиуллиной на пост председателя ЦБ.
Мы предполагаем хотя бы один цикл смягчения денежно-кредитной политики в виде снижения ключевых ставок на 25 б.п. В целом, мы предполагаем сохранение преемственности политики ЦБ. Обещания новой главы Банка в целом вписываются в проводимую ранее политику Банка России.
Возможен ли кардинальный пересмотр денежной политики Банка?
Кардинального пересмотра политики не будет, возможно г-жа Набиуллина будет меньше внимания уделять уровню инфляции, а больше озаботится вопросом экономического роста.
Насколько эффективной представляется деятельность создаваемого мегарегулятора?
С одной стороны отношение к созданию мегарегулятора на базе Банка России – положительное, поскольку ЦБ накопил солидный и довольно успешный опыт по регулированию и надзору за деятельностью банков. Кроме того, работа присоединяющихся структур, таких как ФСФР, была недостаточно эффективной в плане надзора. С другой стороны, создание мегарегулятора создает риски потери контроля над вспомогательными функциями, так выделение из Минфина в начале 90-х налоговой службы позволило улучшить надзор и увеличить ресурсную базу. С приданием Банку России новых функций может быть потерян главный принцип регулирования банковской системы – независимость Центрального Банка. Фактически мегарегулятор будет подотчетен министерству финансов и Правительству.
Насколько выполнимы задачи, ранее озвученные новой главой Банка?
Задачи вполне выполнимы, по сути они совпадают с ранее созданным долгосрочным планом развития ЦБ. Во многом успех Банка России будет зависеть от деятельности правительства, поскольку вклад в инфляцию делают в основном немонетарные факторы, такие как тарифы госмонополий и цены на продукты.
Эльвира Наибуллина имеет большой опыт решения общегосударственных вопросов. По её словам, новая политика ЦБ будет преемственной и предсказуемой, поэтому кардинальных изменений ожидать не стоит.
В центре внимания останутся диверсификация экономики, развитие малого и среднего бизнеса и снижение инфляции.
Зависимость экономики страны от цен на нефть и газ и необходимость ухода от такой модели обсуждается годами экономистами не только внутри страны, но и за ее пределами. Развитие малого и среднего бизнеса – задача, напрямую связанная с диверсификацией. Снижение инфляции также особенно актуально, учитывая, что в последнее время ежемесячный рост потребительских цен в годовом выражении превышает 7%. Снижение на 1-2% вполне реально, учитывая, что оно будет происходить с достаточно высокой базы.
Что касается мегарегулятора, то, скорее всего, он будет эффективен, так как, этот проект готовился и обсуждался довольно долго, и при этом учитывался опыт таких финансово развитых стран, как Великобритания, Франция и Германия.
Задачи ЦБ соответствуют актуальным потребностям рынка. Последовательность решений, диверсификация рисков в экономике и прозрачность банковской системы - основа системного развития инвестиционных проектов в стране и развития кредитных программ, доверия населения к банковским депозитам. Стремление к снижению ставки «инфляции» положительно, конечно, при этом важно понимать, что это не задача 2013 года – на это потребуется гораздо большее время с учетом происходящих событий в мировых экономиках. Тем более, что Россия все более интегрируется в мировой формат.