Причин отказа в обслуживании клиентов банков станет меньше


Министерство финансов разработало и вынесло на общественное обсуждение законопроект, направленный на усовершенствование законодательства в сфере противодействия отмыванию доходов и финансирования терроризма. Один из ключевых пунктов документа – ограничение основания для отказа банками клиентам в проведении операции. Отказ от проведения банковских операций автоматически заносит таких клиентов в так называемые «черные списки» Центробанка.

Законопроект Минфина призван устранить ситуации, когда кредитные организации под предлогом «сомнительности» блокируют банковские счета добросовестных клиентов без объяснения причин, пишет РБК. Такая блокировка часто наносит вред деятельности граждан.

Законодательные поправки вносят изменения в основания для отказа в проведении банковской операции. При утверждении документа, банки смогут блокировать счета только при наличии одновременно двух весомых оснований: наличие данных, которые дают основание подозревать, что банковская операция проводится в целях отмывания денег либо финансирования терроризма, а также присвоение клиенту банком наивысшего уровня риска в правилах внутреннего контроля или неоднократные подозрения банкиров клиента в проведении сомнительных операций в течение года (при условии, что банк оповещал о своих подозрениях Росфинмониторинг).

Вдобавок, документ обязывает банки в течение пяти дней дать письменный ответ клиентам, чьи операции были заблокированы, с описанием оснований для блокировки. Предполагается, что банкам запретят использовать информацию о нахождении клиента в «черном» списке ЦБ как единственную причину отказа в проведении операции.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Левушкин Константин (Заместитель Председателя правления Банка "НЕЙВА")

Как Вы оцениваете поправки в законодательство, ограничивающие количество причин для отказа в обслуживании клиентов?

Проблема с черными списками ЦБ является для клиентов одной из самых наболевших. В эти списки включаются клиенты, которым банки отказали в совершении операции или в открытии счета, либо те, кому закрыли счет.

Само по себе наличие клиента в данном списке не является достаточным основанием для признания клиента сомнительным и применения к нему санкций.

И тем не менее на практике, при совокупной оценке клиента, попадание в такой список расценивается банками как один из негативных факторов.

Включение в список даже по одному факту отказа, повышает для клиента вероятность попасть туда повторно. А если клиент бывал в списке уже неоднократно, то может столкнуться с серьезными проблемами при обслуживании в банках.

Особенно остро вопрос черных списков стоит в крупных банках, где программы автоматически прогоняют клиентов по скоринг-алгоритмам и помещают их в черные списки, не вникая в суть дела, не учитывая особенности и специфику деятельности клиента.

Да, есть возможность реабилитации через межведомственную комиссию ЦБ. Но в реальности этот механизм почти не работает.

Важно понимать - законодательство в сфере противодействия отмыванию доходов сегодня сформулировано неконкретно. И часто банки сами до конца не понимают, чего от них требуют ЦБ и Росфинмониторинг, где они вправе пойти на встречу клиенту, а где обязаны отказать. Часто за отсутствие условной запятой прилетает многомиллионный штраф. Причем действуют двойные стандарты - что позволено одним, нельзя другим. Поэтому банки живут в состоянии перманентного страха, что они что-то недопроверят, а и их за это накажут.

Поэтому мы всецело поддерживаем предлагаемые поправки, которые конкретизируют основания для отказов, сформулируют четкие и конкретные требования. От этого станет легче и банкам, и клиентам. Вообще, на наш взгляд, законодательство в сфере противодействия отмыванию доходов, пресловутый 115-ФЗ, нужно совершенствовать. Закон устарел, написан юридически не качественно. Надо написать новый закон, учитывающий всю актуальную проблематику, четко и предельно, конкретно и однозначно описывающий права и обязанности банков и клиентов.

Сигал Павел (Первый вице-президент "Опоры России")

Как Вы оцениваете поправки в законодательство, ограничивающие количество причин для отказа в обслуживании клиентов?

Ограничение количества причин для отказа в обслуживании клиентов, пересмотр черных списков и введение перечня условий для блокировки средств клиентов - это отличная мера, которая сможет защитить частные и юридические лица от ущерба, который был нанесен в ходе заморозки средств, опирающейся только на внутренние принципы и правила банков, а также на их опасения перед регулятором. Закон 115-ФЗ несет в себе большую важность для обеспечения безопасности экономического сектора, однако попытки действовать быстро и решительно иногда заканчивались ошибками, которые приносили клиентам банков множество неудобств - теперь неожиданную блокировку можно обжаловать в течение 5 дней, запросив документальное подтверждение причин заморозки средств. Из черных списков уже было удалено порядка 17 тысяч "отказников" и можно ожидать, что эта цифра будет расти и исключит всех, кроме тех клиентов, кто действительно относится к категории риска и чьи финансовые манипуляции действительно подпадают под юрисдикцию антиотмывочного закона. Инициатива Минфина и поправка в 115-ФЗ направлена исключительно на защиту добросовестных клиентов банков - поэтому опасаться того, что теневой сектор экономики возобновит рост, не стоит.

Хрулев Дмитрий (Менеджер клиентского отдела «БКС Брокер»)

Как Вы оцениваете поправки в законодательство, ограничивающие количество причин для отказа в обслуживании клиентов?

Ранее банки могли отказать клиенту в обслуживании, только ввиду того, что он находится в черном списке. Сотрудникам банка проще не брать на себя лишние риски и ответственность, отказав клиенту в проведении каких-либо операций, чем разбираться. Теперь же новые поправки обязывают банки тщательнее подходить к процессу и проверять надежность клиентов, опираясь на различные сведения, а не только на черные списки. По моему мнению, это отличная возможность для добросовестных предпринимателей выйти из этого списка, попав туда случайно, к примеру, по причине незнания норм законодательства. Соответственно, сложнее попасть в данный список, так как теперь необходимо присутствие нескольких условий для отказа банком от сотрудничества. Стоит отметить, что теперь банки вынуждены разъяснять причину отказа по письменному запросу клиента. В итоге данные поправки должны положительно повлиять на банковский сервис в целом.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также