Объем просроченной задолженности россиян по кредитам на подержанные машины на 1 июня вырос на 42% в годовом выражении (до 7,3 млрд рублей), следует из исследования «Секвойя Кредит Консолидейшн». Объем же выданных кредитов на покупку авто б/у вырос только на 30% (до 251,7 млрд рублей). Таким образом, просрочка по ссудам на покупку подержанных машин растет быстрее рынка автокредитования.
Спрос на кредитование на подержанные автомобили есть: данный сектор кредитования растет быстрее, чем сегмент займов на новые автомобили. За год рынок кредитования подержанных авто прибавил 30%, до 251,7 млрд рублей (против роста 4%, до 748 млрд рублей по новым авто). Вместе с продажами машин на вторичном рынке растет и спрос на заемные средства для осуществления покупки: если в 2012 году в кредит покупалось не более 14% машин с пробегом, то в 2013 году ― уже 15%, а в 2014 году показатель увеличится до 18%. По итогам года объем этого сегмента кредитного рынка может достигнуть 483,1 млрд рублей.
Среди основных причин увеличения просрочки по кредитам на подержанные автомобили эксперты «Секвойя» называют ухудшение финансового положения россиян в 2014 году (доходы граждан выросли всего на 3,3% при росте инфляции в 7%) и рост безработицы (5,2% против 4,9% в 2013 году).
Наибольшей востребованностью среди подержанных автомобилей пользуются модели стоимостью выше 600 тысяч рублей: Volkswagen Passat, Mercedes-Benz С-класса, BMWX5, ToyotaCamry.
С чем, на ваш взгляд, может быть связано увеличение просрочки по кредитам на подержанные авто?
Я присоединяюсь к мнению о том, что общая высокая закредитованность населения и низкий темп экономического роста негативно влияют на ситуацию по возврату кредитов на подержанные авто.
Но на этот счет есть и другое мнение. Как известно, подержанные автомобили ломаются чаще новых, поэтому затраты на их содержание могут быть выше, нежели на новые автомобили.
Тот, кто имеет деньги на новый авто, обычно не испытывает финансовых трудностей связанных с обслуживанием этого авто. А вот подержанные автомобили берут, как раз, люди у которые денег на новый автомобиль явно не хватает. В итоге они вынуждены экономить, приобретая подержанную машину, подвергая себя риску купить некачественный продукт и, соответственно, встать на незапланированный ремонт. Это как раз и влечет для них незапланированные финансовые потери, которые могут быть причиной отсутствия платежей.
Мы разделяем мнение наших коллег относительно причин роста просрочки.
Помимо перечисленного, нужно обратить внимание на рост курса доллара и евро в первой половине текущего года, что, безусловно, сказалось как на стоимости автомобилей иностранного производства, так и на стоимости обслуживание кредитов, выданных на их приобретение.