Сложившаяся система внешнего контроля качества пока не создает никаких рисков для недобросовестных участников аудиторского рынка, уверены в Минфине. Совет по аудиторской деятельности финансового ведомства решил проверить аудиторов банков, лицензия которых была отозвана. Аналогичное поручение также было дано саморегулируемым организациям (СРО) аудиторов. Крах трех крупнейших по объему вкладов банков в прошлом году стоил Агентству по страхованию вкладов (АСВ) более 80 млрд руб.
Расследования будут инициированы в отношении ряда аудиторских организаций и аудиторов, проводивших аудит бухгалтерской отчетности учреждений, деятельность которых привлекла в последнее время общественное внимание. Кроме того, аудиторские компании обяжут публично раскрыть информацию о выручке и вознаграждении руководства. Необходимо будет также предоставлять перечень компаний, отчетность которых проверялась. Следить за выполнением порядка раскрытия информации в интернете будут Росфиннадзор и СРО аудиторов.
С июня прошлого года лицензии лишились более полусотни банков, среди которых такие крупные игроки, как Мастер-банк (объем страховой ответственности АСВ перед вкладчиками - 31,2 млрд руб.), Инвестбанк — 30,6 млрд руб., банк «Пушкино» — 20 млрд руб.
Сейчас Росфиннадзору для проведения внеплановой проверки аудиторской компании требуется основание.
Как вы прокомментируете намерения властей провести проверку аудиторов лишенных лицензий банков?
Повышение прозрачности деятельности аудиторов, безусловно, правильный шаг на пути к финансовой стабильности. Однако в отношении банковской системы данную меру никак нельзя расценивать в качестве панацеи от всех бед. Более того, в условиях, когда проблемы ответственности надзорных органов, руководителей и собственников банков по-прежнему остаются нерешенными, ужесточение контроля за банковскими аудиторами выглядит скорее как «перекладывание» ответственности на них.
Позиция Минфина понятна и в значительной степени разумна: если аудиторы не обеспечивают достоверность отчетности аудируемых организаций, они должны нести какую-то ответственность за формальное выполнение своих функций. Однако выявленная Минфином проблема, на мой взгляд, носит системный характер. Дело в том, что аудиторская деятельность - это по определению формальная проверка бухгалтерской отчетности аудируемой организации на предмет (опять же формального) соответствия документов законодательству. Иными словами, аудитор проверяет в первую очередь внешнее оформление документов: как они оформлены и все ли требующиеся по законодательству документы в наличии. Предполагается, что если документы оформлены в соответствии с законодательством, они должны показывать достоверную картину финансового положения организации. На практике, однако, это совсем не обязательно. Ситуация усугубляется также тем, что аудиторы, как правило, проверяют документы аудируемой компании не полностью, выборочно. Ну и наконец, сами российские стандарты бухгалтерского учета (РСБУ) - это набор условных показателей, используемых больше для фискальных целей. Не секрет, что РСБУ очень условно отражают реальные результаты деятельности организации, в отличие от управленческого учета.
Поэтому главный "изъян" аудиторской деятельности заключается в том, что это формальная и избирательная проверка условных показателей, которые, как правило, реальные экономические результаты деятельности проверяемых организаций не отражают и отражать не могут.
Причем закон и не требует от аудиторов какого-либо объективного вывода, результатом их деятельности является только "мнение о достоверности бухгалтерской отчетности" аудируемой организации, некое предположительное допущение.
Что касается проверок конкретных аудиторов, эти проверки конечно выявят какие-то отдельные нарушения, но не думаю, что они реально изменят ситуацию в этой сфере. На практике аудиторская компания почти всегда может оправдаться тем, что его мнение о достоверности отчетности было ошибочным, поскольку "аудитору была представлена неполная или недостоверная информация" самой аудируемой организацией. А так как в банках, лицензии которых отозваны ЦБ РФ, недостоверность отчетности носит глобальный и массовый характер, предъявлять какие-либо реальные претензии аудиторам за это государству будет очень сложно.