Пресс-служба Сбербанка заявила, что блокировка карт осуществляется исключительно по подозрению в мошеннических действиях. Так в кредитной организации комментируют публикацию газеты «Известия» по поводу требования Сбербанка, Тинькофф банка и Бинбанка экономического обоснования денежных переводов сумм в пределах тысячи рублей.
Пресс-служба банка сообщила: «Сбербанку неизвестно о массовых блокировках карт или счетов клиентов. В Сбербанке работает система защиты клиентов от мошенничества. Если операция вызывает сомнения, то к клиенту могут обратиться за подтверждением. Если клиент подтверждает операцию, она проводится. Также банк должен выполнять и требования законодательства по противодействию отмыванию денег. Напомним, что критерии проверки финансовых операций клиентов строго закреплены в законодательстве и бытовые переводы между гражданами не входят в периметр контроля».
В Тинькофф Банке ситуацию прокомментировали так: "Тинькофф Банк не сталкивался с массовыми блокировками по переводам клиентов. Банк, предоставляя сервис переводов с карты на карту между физическими лицами, оказывает повышенное внимание безопасности платежей, и в отдельных случаях, когда возникают подозрения в попытке совершения мошеннических операций, проводит дополнительные проверки, направленные на установление легитимности перевода. При таких подозрениях перевод может быть заблокирован вне зависимости от суммы на время проверки в соответствии с законодательством РФ. Как только банк убеждается в безопасности перевода, он немедленно производится".
С конца сентября действует федеральный закон, согласно которому банки обязаны оценивать риск несанкционированных платежей по счетам: если банк посчитает перевод средств сомнительным, операцию заблокируют с разрешения клиента.
Признаки перевода средств со счета установлены Банком России. Если банк заподозрил, что операция совершается без согласия клиента, согласно закона, карта может быть заблокирована банком сроком до двух рабочих дней.
Блокировка проводится только с согласия владельца счета, с которым банк обязан связаться незамедлительно по электронным каналам связи или телефону и сообщить ему о подозрительной транзакции.
По сообщениям некоторых СМИ, в последнее время, коммерческие банки практикуют блокировку расчетных счетов клиентов на основании «подозрительных» или «необоснованных» переводов денежных средств со счетов клиентов или карт на другие карточные счета.
Особенность блокировки банковских счетов клиентов, или пластиковых карт, заключается в том, что банки, ссылаясь на закон о противодействии легализации денежных средств (115-ФЗ), блокируют не только сам перевод, но и весь остаток средств на счетах клиентов в данном банке. Но и это не всё. Банк может отправить в свои партнерские банки информацию о том, что по конкретному клиенту у него имеются подозрения в легализации денежных средств, или проведению сомнительных операций. Банки-партнеры на этом основании также могут заблокировать счета физических лиц, ссылаясь всё на тот же 115-фз, а также на информацию полученную, как банки это называют, из закрытых источников.
Важно понимать, что в последние дни отсутствовали какие-либо новые нормативные документы, связанные с регулированием денежных переводов, в том числе между физическими лицами. При этом у банковских структур отсутствуют какие-либо права, требовать экономического обоснования или целесообразности операции, а тем более оснований происхождения денежных средств.
Поэтому, на наш взгляд, нужно предполагать худшее. А именно, то что коммерческие банки ищут любой предлог для того, чтобы как можно дольше придержать у себя средства своих клиентов. И здесь есть более оптимистичный сценарий, и менее оптимистичный сценарий.
Более оптимистичный сценарий подразумевает, что банки используют средства своих клиентов для спекуляции на валютных рынках. Конечно оптимистичным этот сценарий можно считать с большой натяжкой.
Менее оптимистичный сценарий заключается в том, что банки испытывают существенный дефицит ликвидности, и всеми правдами и неправдами пытаются оставить средства клиентов в своем распоряжении для его покрытия.
К сожалению, более реальным видится менее оптимистичный сценарий, потому, что отсутствует какая-либо вменяемая реакция со стороны финансовых властей РФ. Да и категорическое отрицание происходящего в комментариях самих банков, лишь только подтверждает опасения.