Центробанк станет мегарегулятором не только финансовых и кредитных, но и некредитных организаций
16 мая 2013 г.
Банки и кредитование
6
4501
Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. Общество |
Архив статей
2024 Ноябрь
|
Передача полномочий ФСФР Банку России вряд ли что-то кардинально изменит. Возможно, будут стандатизированы требования по раскрытию информацию эмитентами ценных бумаг, которые в настоящий момент отличаются для кредитных и некредитных организаций, на мой взгляд, не в пользу банков. Также следует ожидать каких-то изменений в регулировании для банков, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Не исключено, что в этой части будут сделаны для кредитных учреждений какие-то послабления, учитывая, что лицензии на банковскую деятельность и профессионалную деятельность на рынке ценных бумаг будет выдавать один лицензирующий орган. Получит ли рынок инвестиций какие-то преимущества от создания мегарегулятора - вопрос спорный. По моему мнению, должен быть отдельный федеральный орган исполнительной власти, приоритетной функцией которого была бы защита прав инвесторов, тогда как Центральный банк больше ориентирован на регулирование денежно-кредитной политики. Другой вопрос, насколько ФСФР успешно справлялось с этой функцией до сих пор…
Я полагаю, что в среднесрочной перспективе ЦБ не будет, да и не может вмешиваться в как таковой коллекторский рынок.
Дело в том, что в нынешнем правовом поле нет такого понятия, как "коллекторы".
Закон "О коллекторской деятельности" так и не принят, так что коллекторский рынок - это просто словосочетание из делового оборота.
Влияние, тем не менее, ЦБ оказывать будет, но опосредованно - через банки и МФО.
Именно эти участники финансового рынка остаются основными партнерами коллекторских агентств, а раз так, то и нормы, регулирующие их деятельность, будут неизбежно влиять на работу с просроченной задолженностью. Какую позицию относительно защиты прав потребителей при этом выберет ЦБ, сказать сложно. Надеемся, что новый регулятор будет принимать более взвешенные решения, чем, например, Роспотребнадзор.
С одной стороны отношение к созданию мегарегулятора на базе Банка России – положительное, поскольку ЦБ накопил солидный и довольно успешный опыт по регулированию и надзору за деятельностью банков. Кроме того, эффективность работы присоединяющихся структур таких как ФСФР была недостаточно эффективной в плане надзора. С другой стороны, создание мегарегулятора создает риски потери контроля над вспомогательными функциями, так выделение из Минфина в начале 90-х налоговой службы позволило улучшить надзор и увеличить ресурсную базу. С приданием Банку России новых функций может быть потерян главный принцип регулирования банковской системы – независимость Центрального Банка. Фактически мегарегулятор будет подотчетен министерству финансов и правительству.
Против регулирования некредитных организаций выступают только они сами. Методы работы некоторых компаний вызывают вопросы на предмет законности. Вопрос в конкретных механизмах деятельности ЦБ РФ в этой сфере – станет ли он эффективно рассматривать конкретные жалобы потребителей? Какие санкции на практике будет применять? Необходима будет, в том числе, и плотное взаимодействие с правоохранительными органами, - заявление, поданное физическим лицом, или документ, направленный авторитетным органом, может иметь совсем различные последствия.
Данное решение окажет положительное влияние на рынок. Как и любая другая сфера, банковский бизнес имеет свои специфические особенности, и рассматривать финансовые услуги наравне с остальными не совсем корректно.
ЦБ имеет более полное и глубокое понимание банковского сектора нежели Роспотребназор, и логично, что именно ЦБ будет заниматься вопросами защиты прав потребителей банковских и финансовых услуг.
Обвинения, что теперь будет некому защищать физических лиц, по моему мнению, несостоятельны, т.к. ЦБ и раньше рассматривал жалобы клиентов коммерческих банков. Не все жалобы состоятельны, случается, что они идут от финансовой неграмотности клиента или от нежелания прочитать договор до его подписания.
Мы горячо поддерживаем создание мегарегулятора на базе Центрального банка, поскольку в этой организации очень высокая квалификация работающих людей и есть шанс, что уровень регулирования на финансовых рынках только вырастет вместе с передачей этого функционала ЦБ.
Вместе с тем, анализ принятого в первом чтении закона показывает, что есть еще ряд других функций на финансовом рынке, которые пока еще не нашли должного отражения в том функционале, который прописан законодательно. Также было бы неплохо полностью сконцентрировать в руках Центрального банка определенные финансовые услуги. Например, институты быстрого коммерческого займа, различные микро-финансовые организации, кооперативы и так далее.