"ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ДОГОВОРА О СОЗДАНИИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА"(Принята в г. Москве 08.12.1999)
ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО
РЕАЛИЗАЦИИ
ПОЛОЖЕНИЙ ДОГОВОРА О
СОЗДАНИИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
(Москва, 8
декабря 1999 года)
Основываясь на
положениях Договора о создании Союзного
государства от 8 декабря 1999 года,
исходя
из того, что достижение целей Союзного
государства осуществляется поэтапно с
учетом приоритета правовых, экономических
и социальных задач,
опираясь на опыт
интеграции, накопленный в Союзе Беларуси и
России,
Российская Федерация и
Республика Беларусь (далее - государства -
участники) принимают настоящую Программу
действий по реализации положений Договора
о создании Союзного государства.
Задача
Программы - определение содержания, этапов
и сроков работы по передаче Союзному
государству зафиксированных в Договоре
предметов ведения, способов
законодательного закрепления такой
передачи, включая возможное внесение
изменений в конституции двух государств, а
также организационные рамки этой
деятельности в Союзном государстве,
создание необходимых союзных или
координирующих органов. В нее включаются
задачи по осуществлению двумя
государствами комплекса взаимосвязанных
мероприятий в экономической, правовой и
иных сферах, которые направлены на их
поэтапное объединение.
Выполнение
настоящей Программы ознаменует завершение
процесса создания Союзного государства с
единым экономическим пространством, единой
транспортной системой, единой таможенной
территорией, единой денежной единицей,
общим бюджетом, в котором государства -
участники проводят тесно согласованную
политику в международных делах, в сфере
обороны, безопасности, борьбы с
преступностью, в социальной и культурной
областях.
В соответствии с этими
задачами будут осуществлены следующие
мероприятия.
1. Выравнивание основных
макроэкономических
показателей и
проведение единой структурной
политики
1.1. Государства - участники в
рамках Союзного государства осуществляют
меры по сближению основных социальных и
макроэкономических показателей
экономического развития и уровня жизни
населения, включая:
темпы роста
валового внутреннего продукта (далее -
ВВП);
структуру ВВП по производству и
использованию;
величину ВВП на душу
населения;
темпы роста промышленного и
сельскохозяйственного производства;
темпы роста производительности труда;
уровень инвестиций в основной капитал в
процентном отношении к ВВП;
денежные
доходы (в среднем на душу населения в
месяц);
номинальную начисленную и
выплаченную среднемесячную заработную
плату одного работника;
средний размер
назначенной и выплаченной месячной
пенсии;
прожиточный минимум в среднем
на душу населения в месяц;
минимальную
заработную плату и минимальный размер
пенсии по возрасту;
долю расходов на
конечное потребление домашних хозяйств в
ВВП;
индекс потребительских цен.
1.2.
Проводится единая структурная политика
Союзного государства, связанная с
реформированием бюджетной, налоговой и
производственной сфер, решением проблем
неплатежей и реструктуризации банковской
системы, что будет способствовать
сокращению дефицитов государственных
бюджетов, стабильности национальных валют
и уровня цен, снижению энергоемкости
производства и доли промежуточного
потребления в выпуске продукции,
достижению внешнеэкономического
равновесия.
1.3. При осуществлении
мероприятий по социально - экономическому
развитию двух стран используются единые
показатели и индикаторы государственного
регулирования экономики, а именно:
уровень налоговой нагрузки на
производителей (налоговые ставки и платежи,
льготы, уровень централизации доходов
государства к ВВП);
обменный курс
(рыночный);
темпы изменения совокупной
денежной массы, в том числе рублевой,
валютной;
ставка рефинансирования,
процентные ставки по депозитам и кредитам
для населения и субъектов хозяйствования,
уровень обязательных резервных требований
к коммерческим банкам;
индексы
отпускных цен в промышленности, закупочных
цен в сельском хозяйстве, индексы цен в
строительстве, тарифов на транспортные
перевозки и услуги связи;
лимиты на
использование (потребление) природных
ресурсов и загрязнение окружающей среды;
объемы закупок важнейших видов продукции
для государственных нужд;
объемы
финансирования из бюджета государственных
целевых программ.
1.4. В среднесрочной и
долгосрочной перспективе основными
параметрами развития Союзного государства
будут являться:
взаимная торговля между
государствами - участниками по важнейшим
видам продукции и услуг;
межгосударственные потоки капитала,
включая получаемые и предоставляемые
прямые и портфельные инвестиции,
краткосрочные и долгосрочные кредиты и
др.;
межгосударственная миграция
рабочей силы;
механизм формирования
единого экономического пространства
(унификация основных инструментов
таможенной, бюджетной, налоговой,
кредитно-денежной, ценовой политики, единое
законодательство об иностранных
инвестициях, разработка и реализация
совместных программ
социально-экономического, научно -
технического и экологического характера и
другие регуляторы).
Срок - постоянно,
начиная с 2000 года
2. Унификация
гражданского законодательства
и
определение основ создания
собственности
Союзного
государства
Завершается работа по
унификации гражданского права и
законодательства, регулирующего
хозяйственную деятельность в Союзном
государстве.
В ходе этой работы
согласовываются единые нормы, положения,
термины и понятия гражданского права,
связанные с регламентацией общественных,
имущественных и товарных отношений в сфере
экономического оборота, которые
закрепляются в Основах гражданского
законодательства Союзного государства.
Принимается закон о собственности Союзного
государства, который будет регулировать
отношения по поводу союзной собственности,
устанавливать объекты прав союзной
собственности, основания таких прав,
порядок осуществления защиты прав
собственности, а также отношения, связанные
с осуществлением иных имущественных
прав.
Срок - 2001 - 2002 годы
3. Введение
единой денежной единицы
3.1. В ходе
формирования единого экономического
пространства осуществляется валютная
интеграция на основе введения единой
денежной единицы (валюты).
В этих целях
будет подписано межгосударственное
соглашение о введении единой денежной
единицы и формировании единого
эмиссионного центра.
Срок - IV квартал 1999
года - I квартал 2000 года
3.2. В результате
выполнения соглашения, упомянутого в
пункте 3.1 настоящей Программы, денежная
эмиссия будет осуществляться
исключительно единым эмиссионным центром.
Работа по введению единой денежной единицы
будет осуществляться поэтапно. Итоги
работы будут оформляться отдельными
протоколами с таким расчетом, чтобы она
была полностью завершена к концу 2005 года в
увязке с процессом экономической
интеграции в Союзном государстве.
Срок -
2005 год
4. Унификация налогового
законодательства
и проведение с 2001 года
единой налоговой политики
4.1. На первом
этапе проводится работа по унификации,
гармонизации и сближению налогового
законодательства государств - участников (в
части принципов налогообложения,
понятийного и терминологического
аппарата).
Срок - 2000 год
4.2. На втором
этапе осуществляется переход к единой
налоговой политике, единым принципам
взимания налогов вне зависимости от
местонахождения налогоплательщиков на
территории Союзного государства, в том
числе в вопросах порядка установления и
взимания налогов, учета
налогоплательщиков, контроля за
соблюдением налогового законодательства и
других вопросах.
Срок - 2001 год
4.3. На
третьем этапе принимается Налоговый кодекс
Союзного государства.
Срок - 2001 - 2002
годы
5. Формирование и исполнение бюджета
Союзного государства
5.1. На первом этапе
деятельности Союзного государства
доходная часть бюджета Союзного
государства формируется за счет
фиксированных долей отчислений государств
- участников из расходных частей
национальных бюджетов. Исполнение бюджета
Союзного государства осуществляется
национальными казначействами каждого
государства - участника в части, касающейся
территорий своих государств, на основе
унифицированной отчетности об исполнении
бюджета и бюджетной классификации.
Срок
- 2000 - 2001 годы
5.2. На втором этапе
обеспечивается переход к единым сценарным
условиям экономического развития и
функционирования Союзного государства,
принятие нормативно-правовых актов в
области бюджетной и налоговой политики
Союзного государства, разграничения
бюджетных полномочий в Союзном
государстве, юрисдикции, функций и прав
союзных и национальных органов, бюджетной и
экономической классификации доходов и
расходов бюджета Союзного государства.
Срок - 2002 - 2004 годы
6. Проведение единой
торговой и таможенно-тарифной
политики
в отношении третьих стран, международных
организаций и объединений
6.1. С целью
осуществления единой торговой и таможенно -
тарифной политики:
на первом этапе
проводится работа по унификации торговых
режимов с третьими странами и отношений с
международными объединениями,
скоординированно ведутся переговоры о
присоединении к Всемирной торговой
организации;
завершается формирование
единого таможенного пространства и
создается Комиссия по тарифному и
нетарифному регулированию;
унифицируются таможенные тарифы, льготы по
уплате таможенных пошлин, правила и
критерии определения страны происхождения
товаров и их таможенной стоимости,
таможенные режимы, порядок таможенного
оформления и таможенного контроля,
экспортного и валютного контроля, меры
нетарифного регулирования.
Срок - 2002
год
6.2. На втором этапе после
осуществления мероприятий,
предусмотренных на первом этапе,
завершается унификация:
национальных
нормативно-правовых актов, касающихся
регулирования внешней торговли;
таможенного законодательства;
нормативно-правовых актов, обеспечивающих
защиту экономических интересов государств
в торговле с третьими странами;
правоотношений в области косвенного
налогообложения во внешней торговле.
Срок - 2004 год
6.3. На третьем этапе
принимаются идентичные нормативно -
правовые акты государств - участников в
области торговой и таможенной политики:
таможенные кодексы;
законы о таможенном
тарифе;
законы о государственном
регулировании внешнеэкономической
деятельности;
законы о мерах по защите
экономических интересов государств -
участников при осуществлении внешней
торговли;
законы о валютном
регулировании и валютном контроле.
Формируются органы управления Союзного
государства в области торговой и
таможенной политики.
Срок - 2005 год
7.
Формирование общего рынка ценных бумаг
и создание учреждений по эмиссии ценных
бумаг
и регулированию фондового
рынка
7.1. На первом этапе создается
унифицированная нормативно - правовая база
Союзного государства в области
регулирования рынка ценных бумаг, эмиссии и
размещения ценных бумаг, совершения сделок
с ценными бумагами.
С этой целью
Республика Беларусь примет Закон "О рынке
ценных бумаг" и, взяв за основу нормативные
акты Российской Федерации по ценным
бумагам, утвердит Порядок эмиссии и
размещения ценных бумаг, Правила
совершения сделок с ценными бумагами и их
учета, Положение по раскрытию информации
эмитентами и участниками рынка ценных
бумаг.
Срок - 2000 год
7.2. На втором
этапе формируется инфраструктура общего
рынка ценных бумаг Союзного государства,
предполагающая создание соответствующих
учреждений по эмиссии ценных бумаг и
регулированию фондового рынка.
С этой
целью создаются национальные центры по
эмиссии ценных бумаг, а также иные
учреждения, обеспечивающие регулирование
фондового рынка Союзного государства,
устанавливаются правила их взаимодействия,
на основе единого механизма обеспечивается
практическое регулирование общего рынка
ценных бумаг.
Срок - 2001 год
8.
Проведение единой политики в области
ценообразования
и механизма ее
осуществления
8.1. Субъектам
хозяйствования государств - участников
обеспечиваются равные условия по
применению во взаимной торговле
преимущественно свободных цен и тарифов,
которые формируются на основе применения
единой методологии ценообразования, исходя
из конъюнктуры рынка, качества и
потребительских свойств продукции и услуг,
на основе единых методов исчисления
себестоимости продукции и услуг с учетом
всех видов установленных налогов, а также
получения необходимой прибыли.
8.2.
Государственное регулирование цен и
тарифов осуществляется по единому перечню
продукции (услуг), в основном относящейся к
продукции (услугам) естественных монополий,
продукции (услугам), закупаемой
преимущественно государствами -
участниками, и другой продукции (услугам),
исходя из экономически обоснованных затрат
и получения необходимой прибыли субъектами
хозяйствования.
В целях проведения
единой политики государственного ценового
регулирования предстоит:
Республике
Беларусь принять унифицированные с
российскими Законы "О естественных
монополиях", "О государственном
регулировании тарифов на электрическую и
тепловую энергию", "О газоснабжении";
унифицировать нормативно-правовые акты
государств - участников в области
ценообразования, определяющие принципы и
порядок установления регулируемых
государством цен / тарифов на продукцию
(услуги) предприятий
топливно-энергетического комплекса, исходя
из того, что к сфере государственного
регулирования цен и тарифов в
топливно-энергетическом комплексе на
территории Союзного государства будут
отнесены:
тарифы на электрическую и
тепловую энергию;
оптовые цены на
природный газ, реализуемый
газораспределительным организациям, цены
на природный газ, реализуемый
непосредственно конечным потребителям,
сбытовые надбавки газораспределительных
организаций к оптовой цене промышленности
на природный газ, тарифы на услуги по
транспортировке природного газа по
магистральным газопроводам и
газораспределительным сетям, розничные
цены на природный газ для населения;
тарифы на транспортировку нефти и
нефтепродуктов по магистральным
трубопроводам;
Срок - 2001 год
создать
гармонизированную систему
государственного регулирования
деятельности хозяйствующих субъектов на
транспорте, в том числе разграничить
полномочия и предметы ведения между
союзными и национальными органами по этому
вопросу и установить порядок и принципы
взаимодействия национальных органов,
регулирующих деятельность хозяйствующих
субъектов на транспорте и их
территориальных органов;
Срок - второе
полугодие 2000 года
осуществить переход
на единые принципы тарифной политики на
транспорте,