РЕШЕНИЕ Совета глав правительств СНГ"О МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ПО РАЗРАБОТКЕ СТАНДАРТОВ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА НА ВЗАИМОПОСТАВЛЯЕМУЮ ПРОДУКЦИЮ НА 2000 - 2005 ГОДЫ"(Принято в г. Москве 20.06.2000)


РЕШЕНИЕ
О МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ
ПО РАЗРАБОТКЕ СТАНДАРТОВ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ
И ОХРАНЫ ТРУДА НА ВЗАИМОПОСТАВЛЯЕМУЮ ПРОДУКЦИЮ
НА 2000 - 2005 ГОДЫ
(Москва, 20 июня 2000 года)
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств в целях обеспечения выполнения ряда положений Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года и Протокола о внесении изменений и дополнений в него от 2 апреля 1999 года, а также реализации положений Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года
решил:
1. Утвердить Межгосударственную программу по разработке стандартов в области безопасности и охраны труда на взаимопоставляемую продукцию на 2000 - 2005 годы (прилагается).
2. Просить правительства государств - участников Содружества Независимых Государств принять меры по осуществлению Межгосударственной программы.
3. Поручить Межгосударственному совету по стандартизации, метрологии и сертификации разработать мероприятия по реализации Межгосударственной программы.
Настоящее Решение вступает в силу с момента его подписания, а для государств, законодательство которых требует выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для вступления его в силу, - со дня сдачи на хранение депозитарию уведомления о выполнении упомянутых процедур.
Совершено в городе Москве 20 июня 2000 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
(Подписи)



Утверждена
Решением Совета глав правительств
Содружества Независимых Государств
от 20 июня 2000 года
МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
ПО РАЗРАБОТКЕ СТАНДАРТОВ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ
И ОХРАНЫ ТРУДА НА ВЗАИМОПОСТАВЛЯЕМУЮ ПРОДУКЦИЮ
НА 2000 - 2005 ГОДЫ
1. Введение
Межгосударственная программа по разработке стандартов в области безопасности и охраны труда на взаимопоставляемую продукцию на 2000 - 2005 годы (далее - Программа) разработана Госстандартом России по предложению Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС). Программа одобрена на 11-м заседании МГС 24 апреля 1997 г., мероприятия по Программе были актуализированы на 16-м заседании МГС 6 - 8 октября 1999 г.
Государствами - участниками настоящей Программы являются: Республика Беларусь, Российская Федерация, Украина.
Настоящая Программа представляет собой комплекс работ по разработке и пересмотру действующих межгосударственных стандартов (ГОСТ) Системы стандартов безопасности труда (ССБТ), устанавливающих требования в области охраны труда и безопасности продукции, оборудования, производственных процессов и средств защиты работающих.
В выполнении заданий настоящей Программы предполагается участие ведущих научно-исследовательских организаций и предприятий государств - участников Программы.
2. Актуальность проблемы
2.1. В условиях экономических преобразований в государствах - участниках СНГ, децентрализации и коммерциализации производств ухудшилось положение в области охраны труда. В странах наблюдается тенденция к снижению выделяемых средств на обеспечение безопасных условий труда, стихийное создание приватизированных предприятий, открытие малых и средних предприятий, в том числе частных, случайный подбор кадров, что является одной из причин возникновения аварий и взрывов, рост производственного травматизма, особенно в отраслях, определяющих технический прогресс.
Необходимость вхождения в мировую экономику требует соответствующей активизации работ по совершенствованию ССБТ в направлении гармонизации ее требований с требованиями международных и региональных стандартов и рекомендаций международных организаций в области охраны труда и безопасности продукции. Разрабатываемые в рамках ССБТ стандарты используются и при проведении обязательной сертификации средств индивидуальной защиты работников, товаров машиностроения, медицинской, электромеханической и приборостроительной отраслей промышленности.
Разработка ССБТ позволит обеспечить развитие ряда положений Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года и Протокола о внесении изменений и дополнений к нему от 2 апреля 1999 года, будет способствовать устранению технических барьеров в зоне свободной торговли, создаст условия для безопасности производства, труда и здоровья работающих, охраны трудовых прав, что также является составляющим элементом проблемы национальной безопасности стран.
2.2. Актуальность проблемы развития стандартов ССБТ обусловлена необходимостью:
обеспечения актуализации требований стандартов во взаимосвязи с развитием и ужесточением нормативов по охране труда, санитарно-гигиенического и иных видов нормирования;
гармонизации требований стандартов с требованиями директив Европейского союза (ЕС), международных и европейских стандартов;
обеспечения единства требований и методов оценки, испытаний и контроля взаимопоставляемой государствами - участниками СНГ продукции, в том числе в части ее безопасности, а также последующей сертификации;
проведения согласованной политики государств - участников СНГ в области стандартизации, единства измерений и сертификации продукции, производственного оборудования, средств защиты работающих и производственно-технологических процессов.
2.3. Для реализации перечисленных проблем в данной области предлагаются к разработке и применению 71 межгосударственный стандарт, отраженный в Программе. В случае самостоятельной разработки национальных стандартов, приведенных в Программе, каждому государству - участнику Содружества в отдельности потребовались бы финансовые средства в сумме 5750,0 тыс. российских рублей (стр. 6, Таблица "Сведения об ориентировочных объемах финансирования"), а с учетом того, что в ряде государств - участников СНГ отсутствуют научно-исследовательские организации, которые могут обеспечить выполнение указанных работ на необходимом уровне, объем затрат может еще больше увеличиться.
3. Основная цель и механизм реализации Программы
3.1. Основной целью настоящей Программы является совершенствование и актуализация положений стандартов безопасности труда, направленных на обеспечение сертификации продукции, производственных процессов, создание оборудования и средств защиты, обеспечивающих безопасные условия труда и охрану здоровья в процессе труда, снижение производственного травматизма, профессиональной и общей заболеваемости и на этой основе снижение государственных расходов и улучшение социального положения работников.
Основной задачей Программы является повышение научно - технического уровня стандартов в области безопасности и охраны труда, гармонизация их с международными нормами и требованиями, защита интересов как производителей, так и потребителей взаимопоставляемой продукции государств Содружества. Реализация Программы создаст благоприятные предпосылки при формировании зоны свободной торговли стран СНГ.
Проводимые в рамках реализации Программы мероприятия тесно увязаны с требованиями Всемирной торговой организации (ВТО).
3.2. Совершенствование стандартов ССБТ, проведение сертификации производственного оборудования, технологических процессов и способов защиты работников соответственно требованиям директив ЕС, международных и европейских стандартов:
будет способствовать снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, предупреждению или сведению к минимальному риску поставки продукции, опасной для жизни и здоровья работников;
позволит существенно снизить затраты государства и работодателей на ликвидацию последствий аварий, возмещение причиненного ущерба гражданам, оплату нетрудоспособности и т.п.
3.3. В реализации настоящей Программы примут участие ведущие национальные органы и наиболее квалифицированные специалисты по стандартизации государств - участников Соглашения.
Заинтересованность в разработке межгосударственных стандартов Программы проявили все государства - участники Соглашения.
4. Организация управления Программой
и контроль за ее реализацией
4.1. Для выполнения заданий настоящей Программы от каждого государства - участника Программы в качестве государственного заказчика, выполняющего руководство работами по Программе и их финансирование, выступают национальные органы по стандартизации.
Государственными заказчиками Программы являются:
от Республики Беларусь - Госстандарт Беларуси,
от Российской Федерации - Госстандарт России,
от Украины - Госстандарт Украины.
4.2. Функции оперативной координации работ по реализации настоящей Программы, связь с вышестоящими организациями межгосударственного сотрудничества и технико-финансовую отчетность по выполнению Программы осуществляет Информационный центр МГС.
Информационный центр МГС концентрирует информацию о ходе выполнения Программы и ежегодно представляет отчет в МГС и Исполнительный комитет СНГ.
4.3. Научно-методическую координацию работ по реализации настоящей Программы осуществляет МГС.
4.4. Выполнение содержащихся в настоящей Программе заданий по разработке и пересмотру стандартов осуществляется на основе договоров, заключаемых организациями - исполнителями и государственными заказчиками в порядке, установленном каждым государством - участником Программы.
5. Финансирование Программы
Финансирование заданий настоящей Программы осуществляется в основном за счет средств бюджета, выделяемых государственными заказчиками государств - участников Программы, а также за счет привлечения внебюджетных источников финансирования.
Каждое государство - участник Программы финансирует свою часть работы по выполнению ее заданий.
Сведения об ориентировочных объемах финансирования
Таблица
(в ценах на 01.10.99 г.)
-------------------------T---------------------------------------¬
¦Государства - участники ¦ Объем финансирования, тыс. рублей РФ ¦
¦ Программы +----------T-----------T----------------+
¦ ¦ 2000 год ¦ 2001 год ¦2000 - 2005 годы¦
+------------------------+----------+-----------+----------------+
¦Республика Беларусь ¦ 60,0 ¦ 50,0 ¦ 560,0 ¦
+------------------------+----------+-----------+----------------+
¦Российская Федерация <*>¦ 320,0 ¦ 640,0 ¦ 4900,0 ¦
+------------------------+----------+-----------+----------------+
¦Украина ¦ 90,0 ¦ 110,0 ¦ 290,0 ¦
+------------------------+----------+-----------+----------------+
¦Итого ¦ 470,0 ¦ 800,0 ¦ 5750,0 ¦
L------------------------+----------+-----------+-----------------
--------------------------------
<*> Финансирование мероприятий Программы на период 2001 - 2005 годов осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых Госстандарту России по разделу 06 "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу". В 2000 году финансирование мероприятий Программы осуществляется Госстандартом России за счет внебюджетных источников финансирования.
Объемы финансирования на каждый год подлежат уточнению в зависимости от финансово-экономического состояния в государствах - участниках Программы и осуществляются в пределах средств, выделяемых из бюджетов для соответствующих органов стандартизации.
6. Оценка эффективности и социально-экономических
последствий реализации Программы
6.1. В данной Программе государства - участники Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 г. (далее - Соглашение), решая задачу программным методом (три государства - участника Программы), одновременно решают перечисленные выше проблемы и смогут сэкономить финансовые средства, что немаловажно ввиду трудной экономической ситуации; при этом все 12 государств - участников Соглашения пользуются результатами работ по данной Программе в установленном порядке.
6.2. Включенные в Программу в качестве первоочередных работы по пересмотру 71 стандарта составят основу нормативной базы для выработки требований безопасности к конкретным видам товаров, а следовательно, и повышению конкурентоспособности продукции национального производства.
6.3. В качестве экономической эффективности Программы можно рассматривать снижение затрат, связанных с выплатой по временной нетрудоспособности и единовременных выплат пострадавшим (или их родственникам) в связи с потерей кормильца, а также расходов на медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию (специальный медицинский и бытовой уход, санаторно-курортное лечение, протезирование и обеспечение приспособлениями для трудовой деятельности).
Социально-экономические последствия реализации заданий Программы можно охарактеризовать, в частности, показателем снижения производственного травматизма, который, по экспертным оценкам, позволит его уменьшить на 20 - 25%.
7. Использование результатов работ по Программе
7.1. Информация о стандартах, которые по мере выполнения работ по Программе будут приняты в качестве межгосударственных стандартов и зарегистрированы МГС, направляется Информационным центром МГС в национальные органы по стандартизации (с указанием обозначений межгосударственных стандартов и национальных органов по стандартизации, присоединившихся к стандартам).
7.2. Результатами работ по данной Программе пользуются все участники Соглашения в установленном порядке.
8. Заключительные положения
8.1. В настоящую Программу могут быть внесены изменения и дополнения с общего согласия национальных органов по стандартизации и по представлению МГС.
8.2. Настоящая Программа открыта для участия других государств - участников СНГ, в том числе в финансировании отдельных разделов (заданий) Программы.
9. Мероприятия Программы и объемы их финансирования
(в ценах на 01.10.1999 г.)
----T---------------------T--------------------T--------T------T------T-------¬
¦ N ¦ Обозначение, ¦ Обоснование ¦Государ-¦Стои- ¦Сроки ¦Госу- ¦
¦п/п¦ наименование ¦ целесообразности ¦ство - ¦мость ¦испол-¦дар- ¦
¦ ¦ стандарта ¦ проведения работ ¦исполни-¦разра-¦нения ¦ство, ¦
¦ ¦ ¦ ¦тель ¦ботки,¦ ¦внесшее¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦тыс. ¦ ¦предло-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦рублей¦ ¦жение ¦
¦ ¦ ¦

Международное законодательство »
Читайте также