РЕШЕНИЕ Совета глав государств СНГ"ОБ АНАЛИТИЧЕСКОМ ДОКЛАДЕ "ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СНГ ЗА 10 ЛЕТ И ЗАДАЧИ НА ПЕРСПЕКТИВУ" И ЗАЯВЛЕНИИ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В СВЯЗИ С 10-ЛЕТИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ СНГ"(Принято в г. Москве 30.11.2001)
РЕШЕНИЕ
ОБ АНАЛИТИЧЕСКОМ ДОКЛАДЕ
"ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СНГ
ЗА 10 ЛЕТ И
ЗАДАЧИ НА ПЕРСПЕКТИВУ" И ЗАЯВЛЕНИИ ГЛАВ
ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА
НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
В СВЯЗИ С
10-ЛЕТИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ СНГ
(Москва, 30 ноября
2001 года)
Совет глав государств
Содружества Независимых Государств
решил:
1. Принять к сведению
Аналитический доклад "Итоги деятельности
СНГ за 10 лет и задачи на перспективу"
(прилагается).
2. Принять Заявление глав
государств - участников Содружества
Независимых Государств в связи с 10-летием
образования СНГ (прилагается).
Опубликовать Заявление глав государств -
участников Содружества Независимых
Государств в связи с 10-летием образования
СНГ в печати государств - участников СНГ.
3. Поручить министерствам иностранных дел
государств - участников Содружества
Независимых Государств принять совместные
меры для распространения Заявления в ООН,
ОБСЕ и других международных
организациях.
Совершено в городе Москве 30
ноября 2001 года в одном подлинном экземпляре
на русском языке. Подлинный экземпляр
хранится в Исполнительном комитете
Содружества Независимых Государств,
который направит каждому государству,
подписавшему настоящее Решение, его
заверенную копию.
(Подписи)
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
"ИТОГИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СНГ ЗА 10 ЛЕТ
И ЗАДАЧИ НА
ПЕРСПЕКТИВУ"
1. СНГ - опыт 10-летнего
сотрудничества,
главные итоги и
уроки
В декабре 2001 года Содружеству
Независимых Государств исполняется 10 лет.
Прошедшее десятилетие показало, что
сегодня Содружество является оптимальной
формой развития многостороннего
сотрудничества в интересах всех стран,
которые оно объединяет. Углубление
партнерства в рамках СНГ идет в русле
общемировых тенденций и отвечает
национальным интересам государств -
участников. Вместе с тем ясно, что это
длительный и сложный процесс, параметры
которого определяются степенью
заинтересованности участников в тех или
иных формах взаимодействия.
Распад СССР
поставил перед бывшими союзными
республиками неотложную и беспрецедентную
по масштабам задачу радикального
переустройства политических и
экономических отношений на обширном
евроазиатском пространстве. Содружество
Независимых Государств возникло как ответ
на этот исторический вызов.
Подписанные
в декабре 1991 года Соглашение о создании СНГ,
Протокол к нему и Алма-Атинская декларация,
определив принципы отношений между новыми
независимыми государствами, сформировали
условия для решения широкого спектра
непростых проблем, связанных с распадом
СССР. Были урегулированы вопросы,
касавшиеся ядерного оружия, выполнения
международных договоров о разоружении и
контроле над вооружениями, правопреемства,
включая в основном вопросы собственности.
Был осуществлен согласованный переход от
единой армии к созданию национальных
вооруженных сил государств - участников
СНГ. Несмотря на отдельные локальные
конфликты, удалось предотвратить развитие
событий по непредсказуемому сценарию.
Не менее важно и то, что заключенные еще в
начальный период существования СНГ
многосторонние соглашения позволили на
фоне больших геополитических перемен
обеспечить нормальное функционирование
необходимых для повседневной жизни людей
социальных механизмов: выплаты пенсий и
пособий, работу транспорта и энергетики,
сохранение беспрепятственного
передвижения на всем постсоветском
пространстве и т.д.
Таким образом,
несомненна заслуга Содружества в том, что
размежевание бывших союзных республик
прошло упорядоченно и не вызвало глубоких
геополитических потрясений.
СНГ
выступило структурообразующим фактором
создания принципиально новых -
межгосударственных - отношений при
сохранении складывавшейся веками дружбы
народов государств - участников.
Обеспечив институциональные и правовые
условия для равноправного диалога и
сотрудничества по сложнейшим проблемам,
многие из которых не имели аналогов в
мировой практике, Содружество выполнило
тем самым и важную историческую миссию
содействия становлению суверенных,
независимых государств, выбору каждым из
них собственного внешнеполитического
курса, модели экономических реформ и путей
государственного строительства.
Правовые и организационные основы таких
отношений определены вышеупомянутыми
учредительными документами СНГ, а также
Уставом организации, принятым в 1993 году. На
этой базе была постепенно создана
разветвленная инфраструктура
сотрудничества. В рамках СНГ функционируют
около 70 отраслевых структур, которые
координируют взаимодействие в формате
заинтересованных государств в сферах
экономики, военного сотрудничества, в
охране границ и борьбе с организованной
преступностью, в области транспорта,
экологии, культуры, туризма, печати и др.
В развитии СНГ изначально наметился
определенный разрыв между завышенными
ожиданиями в отношении Содружества и
практикой. Такие положения учредительных
документов, как формирование общего
экономического пространства и Таможенного
союза, сохранение объединенного
командования над общим
военно-стратегическим пространством,
коллективная охрана внешних рубежей вошли
в противоречие с закономерностями
строительства новых независимых
государств и не были востребованы.
Набирал обороты процесс экономического и
политического обособления государств -
участников СНГ. На фоне
внешнеэкономической переориентации
большинства стран Содружества на "дальнее
зарубежье" сворачивались взаимные
хозяйственные связи.
Поиск
государствами - участниками СНГ
собственного места в мире порождал
расхождения в подходах к вопросам
безопасности, многим региональным и
глобальным проблемам. Складывалось
неодинаковое отношение и к деятельности
самого Содружества. Не случайно половина
участников присоединилась лишь к 40 - 70%
подписанных в рамках СНГ документов -
преимущественно об экономической
проблематике.
Эта центробежная
тенденция стала, по сути, продолжением
процессов распада СССР. Поскольку
хозяйственные связи между союзными
республиками устанавливались и
поддерживались преимущественно на
административно-командной основе,
разрушение единого государства в условиях
перехода к рынку не могло не привести к их
серьезным структурным деформациям, что
выразилось в резком снижении объема
взаимной торговли, который составляет
сегодня менее трети совокупного
внешнеторгового оборота государств -
участников СНГ.
Сыграли свою роль
существенные различия в темпах и
направленности экономических реформ в
каждой стране - понимание задач в этой
области варьировалось в диапазоне от
либерально-рыночных до
директивно-централизованных установок.
Сказалось и то, что широкомасштабное
сотрудничество по всему спектру отношений -
политических, экономических,
военно-технических, гуманитарных - не
всегда отвечало интересам отдельных
государств Содружества.
Тяжким грузом
легли на плечи народов и государств,
вставших на путь независимого развития,
сохраняющиеся конфликты, которые осложняют
политические, социально-экономические
условия жизни государств, препятствуют
построению демократических гражданских
обществ.
Осложняла продвижение
многостороннего сотрудничества на
постсоветском пространстве также политика
международных финансовых организаций,
зачастую игнорировавших как национальную
специфику ряда стран СНГ, так и их
потребности во взаимных связях.
Решающее значение для развития СНГ
объективно имела и имеет противоположная,
центростремительная, тенденция. Она
опирается на историческую общность
народов, сохраняющиеся
взаимодополняемость и взаимозависимость
национальных экономик, многообразные связи
в социальной, гуманитарной, информационной
сферах, а также на принципиальное сходство
избранных путей развития, которые, при всех
национальных особенностях, ориентированы в
целом на разрыв с тоталитарным прошлым,
построение рыночной экономики и
политической демократии, достойное
вхождение в мировое сообщество.
Диалектика центробежных и
центростремительных тенденций на
постсоветском пространстве во многом
определила нынешний облик Содружества. Для
него характерен, в частности, свободный
выбор государствами форм и масштабов
своего участия в многостороннем
взаимодействии. На сегодняшний день его
реальное содержание в общем формате СНГ
проявляется в отраслевом сотрудничестве,
реализации проектов в
торгово-экономической области,
антитеррористической и антикриминальной
работе, в контактах по военной линии
(например, в рамках Объединенной системы
ПВО), а также в достаточно интенсивно
функционирующей системе консультаций на
различных уровнях. При этом изначально
осторожное отношение государств -
участников к приданию органам Содружества
наднациональных функций привело к тому, что
не были созданы даже такие механизмы
исполнения принятых решений, которые
вполне возможны на межгосударственной
основе и не требуют выхода на
наднациональный уровень.
В результате
сегодня Содружество представляет собой
объединение со свободным и на деле
малообязывающим характером связей, где
отсутствует система ответственности за
выполнение принятых обязательств.
В
конце 90-х годов государства - участники
предприняли усилия для совершенствования
деятельности Содружества. Этапами этой
работы стали состоявшееся в октябре 1997 года
заседание Совета глав государств и
Специальный межгосударственный форум. Он
подготовил Протокол о внесении изменений и
дополнений в принятое Соглашение о зоне
свободной торговли. Выводы форума также
легли в основу мер по реорганизации
структуры органов СНГ.
Было утверждено
разграничение полномочий между Советом
глав государств и Советом глав
правительств, принято новое Положение о
Совете министров иностранных дел и создан
Экономический совет СНГ, которые стали
основными исполнительными органами,
обеспечивающими сотрудничество во
внешнеполитической и экономической
деятельности государств - участников. Было
также закреплено соблюдение сроков
председательства в органах Содружества на
основе принципа ротации. Новой
организационной формой работы стал Совет
постоянных полномочных представителей при
уставных и других органах СНГ. При
Экономическом совете на постоянной основе
действует Комиссия по экономическим
вопросам, состоящая из полномочных
представителей государств Содружества.
Исполнительный Секретариат, аппарат
Межгосударственного экономического
Комитета реорганизованы в Исполнительный
комитет СНГ, который является постоянно
действующим исполнительным органом
Содружества. Сокращена штатная численность
органов СНГ, упразднены рабочие аппараты
девяти органов отраслевого сотрудничества.
В результате инвентаризации
договорно-правовой базы Содружества на
треть сокращено количество составлявших ее
документов.
В октябре 1999 года Советом
глав правительств был утвержден Механизм
реализации решений Совета глав государств
и Совета глав правительств.
Анализ
достижений и неудач десяти лет
существования СНГ позволяет сделать вывод
о том, что СНГ в целом решило ряд важных
исторических задач, однако пока не смогло
стать эффективным механизмом обеспечения
взаимовыгодного сотрудничества, сближения
народов и государств. Вместе с тем
Содружество обладает значительным
позитивным потенциалом.
Главный урок
состоит в том, что развитие многостороннего
сотрудничества в СНГ не противоречит
процессам укрепления суверенитета
государств - участников.
Очевидно также,
что содержательное многостороннее
взаимодействие невозможно без опоры на
развитие сотрудничества в двусторонних
форматах.
Наконец, со всей
определенностью выявилась важность
создания эффективных механизмов
практической реализации многостороннего
сотрудничества.
2. Основные тенденции
развития Содружества
в начале XXI
века
Очевидно, что единственной прочной
опорой многостороннего сотрудничества
является совпадение интересов. В настоящее
время, когда национально-государственные
приоритеты государств - участников СНГ в
основном определились, вырисовываются
следующие области их принципиального
совпадения:
- необходимость обеспечения
устойчивого и поступательного
социально-экономического развития;
-
стремление достойно интегрироваться в
мировое сообщество.
В реализации этого
консолидированного интереса объединение
усилий государств - участников способно
дать "кумулятивный эффект". Страны
Содружества располагают колоссальным
людским и территориальным потенциалом,
богатейшими природными ресурсами, развитой
наукой и богатой культурой, значительными
оборонными возможностями. При условии
тесного взаимодействия они могут в
достаточно короткие сроки выйти на путь
динамичного прогресса, занять достойное
место в мире.
Ключом к выработке общего
понимания целей и задач Содружества на
перспективу является прагматизм. При таком
подходе главной целью СНГ представляется
реализация вышеупомянутого совпадающего
интереса путем развития взаимовыгодного
многостороннего сотрудничества государств
- участников. Таким образом,
межгосударственное взаимодействие
выступает не как самоцель, а как инструмент
совместного решения конкретных проблем.
Критерий результативности здесь один -
практическая польза, получаемая
участниками.
Из сформулированной таким
образом цели Содружества вытекает ряд
задач, которые в основном отражены в
Программе действий по развитию СНГ на
период до 2005 года. В их числе - содействие
дальнейшему становлению государств
Содружества как политически и экономически
устойчивых субъектов международных
отношений, формирование долговременных
хозяйственных и иных взаимных связей,
обеспечение стабильности на пространстве
Содружества, совершенствование механизма
выполнения договоренностей, достигнутых в
рамках СНГ.
Продвижение регионального и
трансрегионального сотрудничества на
пространстве Содружества является
объективной тенденцией. Сложившаяся в СНГ
уже на начальной стадии его развития
практика многоформатной и разноскоростной
интеграции получает дальнейшее развитие,
поскольку отражает, помимо прочего,
закономерный поиск государствами -
участниками оптимальных конфигураций и
методов взаимодействия. Сотрудничество в
рамках Союзного государства, Евразийского
экономического сообщества, Договора о
коллективной безопасности, ГУУАМ,
Центральноазиатского экономического
сообщества является примером налаживания
такого взаимодействия и не противоречит
участию государств в Содружестве. Это
подразумевает, конечно, что такие
объединения носят открытый характер и
являются взаимно транспарентными, а их цели
и практическая деятельность лежат в общем
русле развития СНГ.
Магистральной
тенденцией развития Содружества в XXI веке
является наполнение форм многостороннего
сотрудничества реальным содержанием, их
адаптация к масштабным разноплановым
задачам, стоящим перед государствами -
участниками и СНГ в целом.
На этом пути
постепенно будут складываться предпосылки
эволюции СНГ в полноценное интеграционное
объединение широкоформатного
сотрудничества.
3.