РЕШЕНИЕ Экономического Суда СНГ n 01-1/3-02<О ТОЛКОВАНИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОТОКОЛА К СОГЛАШЕНИЮ О РАЗМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ И ПОРЯДКЕ ЕЕ ВЗЫСКАНИЯ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СПОРОВ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ РАЗНЫХ ГОСУДАРСТВ ОТ 24 ДЕКАБРЯ 1993 ГОДА, ПОДПИСАННОГО В Г. МИНСКЕ 1 ИЮНЯ 2001 ГОДА>(Принято в г. Минске 21.06.2002)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СОДРУЖЕСТВА
НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
РЕШЕНИЕ N
01-1/3-02
(Минск, 21 июня 2002
года)
Экономический Суд Содружества
Независимых Государств в составе:
председательствующего - Председателя
Экономического Суда Каженова А.Б.,
судей
Экономического Суда: Апостола Д., Вылкова И.,
Жороева К., Керимбаевой А.Ш., Махмудовой Л.Ш.,
Мирошник В.И., Симоняна Г.В., Толибова Х.,
при секретаре судебного заседания
Медведевой Т.Е.,
с участием
представителя Высшего Хозяйственного Суда
Республики Беларусь - заместителя
Председателя Высшего Хозяйственного Суда
Республики Беларусь Козыревой Л.Г.,
Генерального советника Экономического
Суда Прониной М.Г.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по
запросу Высшего Хозяйственного Суда
Республики Беларусь о толковании,
установил:
Высший Хозяйственный Суд
Республики Беларусь обратился в
Экономический Суд с запросом, в котором,
ссылаясь на то обстоятельство, что Протокол
к Соглашению о размере государственной
пошлины и порядке ее взыскания при
рассмотрении хозяйственных споров между
субъектами хозяйствования разных
государств от 24 декабря 1993 года,
подписанный в г. Минске 1 июля 2001 года и
изменивший размер государственной пошлины,
вступил в силу лишь для двух государств, его
подписавших, просит разъяснить:
В
тексте документа, видимо, допущена
опечатка: Протокол к Соглашению о размере
государственной пошлины и порядке ее
взыскания при рассмотрении хозяйственных
споров между субъектами хозяйствования
разных государств от 24 декабря 1993 года был
подписан 01.06.2001. 1. По каким ставкам должна
оплачиваться государственная пошлина
субъектами хозяйствования при обращении в
хозяйственные (экономические) суды
государств - участников Соглашения, не
выполнившими на момент подачи искового
заявления внутригосударственные
процедуры, необходимые для вступления в
силу Протокола к Соглашению о размере
государственной пошлины и порядке ее
взыскания при рассмотрении хозяйственных
споров между субъектами хозяйствования
разных государств от 24 декабря 1993 года.
2. По каким ставкам должна оплачиваться
государственная пошлина при обращении
субъектов хозяйствования стран, которые не
выполнили на момент подачи искового
заявления внутригосударственные
процедуры, необходимые для вступления в
силу Протокола, в хозяйственные
(экономические) суды государств -
участников Соглашения, для которых
Протокол вступил в силу. Кроме того, Высший
Хозяйственный Суд Республики Беларусь
просит разъяснить порядок взыскания
государственной пошлины при рассмотрении
хозяйственных споров между субъектами
хозяйствования.
Заслушав судью -
докладчика Мирошник В.И., представителя
Высшего Хозяйственного Суда Республики
Беларусь Козыреву Л.Г., обсудив заключение
Генерального советника Экономического
Суда Прониной М.Г. и исследовав имеющиеся в
деле документы, Экономический Суд пришел к
следующим выводам.
Статья 2 Соглашения о
размере государственной пошлины и порядке
ее взыскания при рассмотрении
хозяйственных споров между субъектами
хозяйствования разных государств от 24
декабря 1993 года в целях обеспечения равной
возможности для судебной защиты законных
прав и интересов при разрешении споров
хозяйствующих субъектов, находящихся на
территории разных государств, установила
при обращении в суд другого государства
ставку государственной пошлины в размере 10
процентов от суммы иска в валюте иска.
Соглашение от 24 декабря 1993 года было
подписано всеми государствами Содружества
Независимых Государств, за исключением
Украины. В соответствии со статьей 5
Соглашение вступило в силу с момента его
подписания государствами - участниками. 1
июня 2001 года в г. Москве государства -
участники Соглашения от 24 декабря 1993 года -
Азербайджанская Республика, Республика
Армения, Республика Беларусь, Грузия,
Республика Казахстан, Кыргызская
Республика, Республика Молдова, Российская
Федерации и Республика Таджикистан -
подписали Протокол к указанному
Соглашению, статья 2 которого изложена в
новой редакции. В частности, было
установлено, что при обращении в суд
другого государства хозяйствующие
субъекты оплачивают государственную
пошлину по дифференцированной ставке в
зависимости от суммы иска (в рублях
Российской Федерации). Как то:
до 10
тысяч руб. - 3 процента от цены
иска;
свыше
10 тысяч руб. до 50 тысяч руб. - 300 руб. +
2,5 процента от суммы
свыше 10 тысяч
руб.;
свыше 50 тысяч руб. до 100 тысяч руб.
- 1 тысяча 300 руб. +
2 процента от суммы
свыше 50 тысяч руб.;
свыше 100 тысяч
руб. до 500 тысяч руб. - 2 тысячи 300 руб. +
1,5 процента от суммы
свыше 100 тысяч
руб.;
свыше 500 тысяч руб. до 1 млн. руб.
- 8 тысяч 300 руб. +
1 процент от суммы
свыше 500 тысяч руб.;
свыше 1 млн. руб.
- 13 тысяч 300 руб. +
0,5 процента от суммы
свыше 1 млн. руб.
С искового
заявления неимущественного характера
взимается 500 рублей, если законодательством
государства, где предъявляется иск, не
установлен меньший размер государственной
пошлины.
Государства - участники
Соглашения от 24 декабря 1993 года -
Туркменистан и Республика Узбекистан,
Протокол от 1 июня 2001 года не подписали. Не
участвовала в подписании Протокола и
Украина.
Согласно части 3 статьи 2
Протокола, он вступает в силу с момента его
подписания, а для государств,
законодательство которых требует
выполнения внутригосударственных
процедур, - с даты передачи соответствующих
документов депозитарию.
По данным
Исполнительного комитета Содружества
Независимых Государств, выполняющего
функции депозитария, по состоянию на день
вынесения настоящего Решения Протокол,
внесший изменение (поправку) в Соглашение
от 24 декабря 1993 года, вступил в силу для двух
государств - участников обоих
международных договоров: Республики
Беларусь - с 1 июня 2001 года (с момента
подписания) и Республики Армения - с 28
декабря 2001 года.
В соответствии с
правилами статей 11, 14, 16 Венской конвенции о
праве международных договоров Республика
Беларусь и Республика Армения таким
образом выразили свое согласие на
обязательность для них Протокола от 1 июня
2001 года, и в отношениях между ними должна
применяться статья 2 Соглашения от 24
декабря 1993 года в редакции Протокола. Тем
самым указанные государства во взаимных
отношениях обеспечивают в соответствии с
договоренностью равные возможности для
судебной защиты прав и законных интересов
хозяйствующих субъектов своих стран в
рамках Протокола от 1 июня 2001 года.
Ряд
государств, подписавших Протокол от 1 июня
2001 года, по данным депозитария, сдали
уведомления о необходимости выполнения ими
внутригосударственных процедур. В
частности, уведомление Республики Молдова
депонировано 21 июня 2001 года,
Азербайджанской Республики - 10 июля 2001 года,
Республики Таджикистан - 11 июля 2001 года и
Кыргызской Республики - 4 марта 2002 года.
Грузия, Республика Казахстан и Российская
Федерация - участники Соглашения от 24
декабря 1993 года, подписавшие Протокол к
нему, по состоянию на 21 июня 2002 года не
уведомили депозитария о необходимости
выполнения внутригосударственных
процедур, либо об отсутствии такой
необходимости.
Следовательно, все
указанные государства на момент вынесения
настоящего Решения не выразили своего
согласия на обязательность для них
Протокола от 1 июня 2001 года и он не вступил в
отношении их в силу.
Экономический Суд
считает, что в этом случае отношения между
государствами, для которых Протокол
вступил в силу, с одной стороны, и
государствами, не выразившими своего
согласия на обязательность Протокола, с
другой, должны определяться на основании
пункта 4 статьи 40 и пункта 4 "б" статьи 30
Венской конвенции о праве международных
договоров. В соответствии с пунктом 4 статьи
40 Венской конвенции о праве международных
договоров Соглашение о внесении поправок (в
данном случае Протокол) не связывает
государство, являющееся участником
Соглашения от 24 декабря 1993 года, но не
ставшее еще участником Протокола, и в
отношении такого государства действует
пункт "б" статьи 30 конвенции "Применение
последовательно заключенных договоров,
относящихся к одному и тому же вопросу".
Согласно правилу пункта 4 "б" статьи 30 "в
отношениях между государством - участником
обоих договоров и государством - участником
только одного договора договор,
участниками которого являются оба
государства, регулирует их взаимные права и
обязанности".
Следовательно, отношения
между Республикой Беларусь, Республикой
Армения, являющимися участниками обоих
актов, - Соглашения от 24 декабря 1993 года и
Протокола от 1 июня 2001 года, с одной стороны,
и государствами: Азербайджанская
Республика, Грузия, Республика Казахстан,
Кыргызская Республика, Республика Молдова,
Российская Федерация, Республика
Таджикистан, являющимися в настоящее время
участниками только одного акта - Соглашения
от 23 декабря 1993 года, с другой, регулируются
этим Соглашением. То же правило действует в
отношении государств, являющихся
участниками Соглашения от 24 декабря 1993
года, но не подписавших Протокол, -
Туркменистана и Республики Узбекистан.
В тексте документа, видимо, допущена
опечатка: вместо "Соглашения от 23 декабря 1993
года" следует читать "Соглашения от 24
декабря 1993 года". Изложенное означает, что
субъекты хозяйствования при обращении в
судебные органы государств - участников
Соглашения от 24 декабря 1993 года, не
выполнившие на момент подачи искового
заявления внутригосударственные
процедуры, необходимые для вступления в
силу Протокола к указанному Соглашению,
должны оплачивать государственную пошлину
в размере 10 процентов от суммы иска в валюте
иска, то есть в размере, установленном
первоначальной редакцией пункта 2
Соглашения от 24 декабря 1993 года.
По той
же ставке (10 процентов от суммы иска в
валюте иска) должна оплачиваться
государственная пошлина при обращении
хозяйствующих субъектов государств,
которые не выполнили на момент подачи
искового заявления внутригосударственные
процедуры, необходимые для вступления в
силу Протокола от 1 июня 2001 года, в
хозяйственные (экономические) суды
государств - участников Соглашения от 24
декабря 1993 года, для которых Протокол
вступил в силу.
Экономический Суд
констатирует также, что изменения
(поправки), внесенные Протоколом от 1 июня 2001
года в статью 2 Соглашения, касаются не
только размера государственной пошлины,
подлежащей уплате субъектами
хозяйствования при обращении в суд другого
государства, но и валюты, в которой эта
государственная пошлина должна
исчисляться статья 2 Соглашения (в редакции
его текста от 24 декабря 1993 года)
устанавливает государственную пошлину в
размере 10 процентов от суммы иска в валюте
иска, под которой следует понимать в
соответствии с Решением Экономического
Суда СНГ от 23 марта 2001 года N 01-1/5 2000
национальную валюту государств -
участников данного Соглашения. Та же статья
Соглашения в редакции Протокола от 1 июня 2001
года устанавливает дифференцированный
размер государственной пошлины в
зависимости от цены иска (в рублях
Российской Федерации).
Следовательно, в
том случае, если в соответствии с договором,
заключенным между хозяйствующими
субъектами государств - участников
Протокола, в отношении которых он вступил в
силу, сумма иска определена в национальной
валюте этих государств, она должна быть с
целью определения размера государственной
пошлины пересчитана в рубли Российской
Федерации по курсу национальных валют к
рублю, определяемому национальными банками
государств - участников Содружества
Независимых Государств (статья 3 Соглашения
от 24 декабря 1993 года).
В соответствии со
статьей 3 Соглашения от 24 декабря 1993 года
оплата государственной пошлины может быть
произведена в национальной валюте
государства нахождения суда либо в рублях
Российской Федерации. В случае, если
хозяйствующий субъект примет решение
произвести оплату государственной пошлины
в национальной валюте государства
нахождения суда, сумма государственной
пошлины, определенная в соответствии со
статьей 2 Соглашения в редакции Протокола в
российских рублях, должна быть
проконвертирована по курсу, определяемому
национальным банком государства по месту
оплаты государственной пошлины.
При
рассмотрении хозяйственного спора вопрос о
взыскании с должника суммы, уплаченной
истцом государственной пошлины,
определяется в решении суда в соответствии
с национальным законодательством,
поскольку иное не установлено
международным договором. При исполнении
Решения суда о возврате государственной
пошлины следует руководствоваться
Решением Экономическою Суда Содружества
Независимых Государств от 7 февраля 1996 года
N 10/95/С-1/3-96 и Определением Экономического
Суда от 23 июня 1998 года N 01-1/6-97.
Статья 3
Соглашения от 24 декабря 1993 года не
применяется при оплате государственной
пошлины по спорам, вытекающим из сделок,
заключенных хозяйствующими субъектами
государств - участников данного Соглашения
в свободно конвертируемой валюте. В
соответствии с Решением Экономического
Суда Содружества Независимых Государств от
23 марта 2001 года N 01-1/5-2000 при обращении
хозяйствующих субъектов государств -
участников Соглашения от 24 декабря 1993 года
в судебные органы этих государств с
исковыми требованиями, размер которых
определен в свободно конвертируемой
валюте, государственная пошлина
оплачивается в валюте, определяемой
национальным законодательством
государства места нахождения суда.
На
основании изложенного и руководствуясь
пунктами 5, 16 Положения об Экономическом
Суде Содружества Независимых Государств и
пунктами 143, 148 Регламента Экономического
Суда СНГ, Экономический Суд
решил:
Дать по запросу Высшего Хозяйственного
Суда Республики Беларусь следующее
толкование применения статьи 2 Соглашения о
размере государственной пошлины и порядке
ее взыскания при рассмотрении
хозяйственных споров между субъектами
хозяйствования разных государств от 24
декабря 1993 года в редакции Протокола к
этому Соглашению от 1 июня 2001 года.
1.
Статья 2 Соглашения от 24 декабря 1993 года в
редакции Протокола от 1 июня 2001 года
применяется между государствами -
участниками указанного Соглашения, для
которых Протокол к этому Соглашению
вступил в силу.
2. При обращении
хозяйствующих субъектов в судебные
органы