Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2014 по делу n А46-3685/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

26 августа 2014 года

              Дело № А46-3685/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,

судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5662/2014) общества с ограниченной ответственностью «Топлснаб» на решение Арбитражного суда Омской области от 29.04.2014 по делу № А46-3685/2014 (судья Глазков О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Топлснаб» (ИНН 5503207280, ОГРН 1085543036259) к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия,

при участии в судебном заседании представителей:

от общества с ограниченной ответственностью «Топлснаб» - директор Соколов Артем Александрович, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации; Журавлев Андрей Владимирович по доверенности № 102 от 01.03.2014 сроком действия 1 год, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;

от департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Гаак Ирина Александровна по доверенности № 22 от 08.04.2014 сроком действия 1 год, личность установлена на основании служебного удостоверения,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Топлснаб» (далее по тексту – зая­витель, общество, ООО «Топлснаб») обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее по тексту – заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным бездействия департамента архитектуры и градостроительства Администрации го­рода Омска, выразившегося в непринятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта «кафе», местоположение которого установлено по ул. Диа-нова, вблизи строения 11 по ул. Лесной проезд в Кировском АО г. Омска, утверждаю­щего акт о выборе земельного участка; об обязании оформить результаты выбора земельного участка площадью 960 кв.м. актом о выборе земельного участка под строительство объекта «кафе», местоположение которого установлено по ул. Дианова, вблизи строения 11 по ул. Лесной проезд в Кировском АО г. Омска и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта «кафе», местоположение которо­го установлено по ул. Дианова, вблизи строения 11 по ул. Лесной проезд в Кировском АО г. Омска, утверждающее акт о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Решением Арбитражного суда Омской области от 29.04.2014 по делу № А46-3685/2014 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано в полном объеме.

При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что ООО «Топлснаб» пропущен срок на обращение в суд с указанным выше требованием и не было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что процедура выбора земельного участка осуществлялась, Департамент собирал все необходимые технические условия для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, в этот период заявитель не усматривал нарушения его прав и противоправного бездействия со стороны Департамента.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.

Представитель Департамента возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.

28.07.2010 ООО «Топлснаб» обратилось в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением № 04-02/342 о выборе находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного на территории города Омска, и предварительном согласовании места размещения объекта для строи­тельства кафе с указанием ориентировочной площади земельного участка - 1200 кв.м. и предполагаемого местоположения земельного участка по ул. Дианова, вблизи строения 11 по ул. Лесной проезд в Кировском АО г. Омска.

Согласно выписке из протокола № 12 заседания комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска указанное обращение 11.08.2010 рассмотрено на заседании комиссии по градостроительству и землепользованию на терри­тории города Омска. По результатам рассмотрения принято решение о возможности ис­пользования земельного участка для строительства кафе по ул. Дианова, вблизи строе­ния 11 по ул. Лесной проезд в Кировском АО г. Омска.

18.02.2011 департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска принято распоряжение № 93-р об утверждении схемы расположения зе­мельного участка на кадастровом плане территории ориентировочной площадью 960 кв.м. с разрешенным использованием для строительства кафе по улице Дианова в ки­ровском административном округе города Омска.

Письмом № 09/15384 от 20.12.2013 Департамент сообщил ООО «Топлснаб», о том, что Решением Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131 установлен пере­чень случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах. В соответствии с пунктом 41 статьи 2 указанного Решения Омского городского Совета строительство кафе включено в данный перечень. На основании изложенного, с учетом положений Постановления Омского городского Совета от 20.11.2013 № 655 «Об официальном толковании применения во времени Решения № 131», принятие решения в соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации не представляется возможным.

Полагая, что Департаментом допущено бездействие, выразившееся в непринятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта «кафе», местоположение которого установлено по ул. Дианова, вблизи строения 11 по ул. Лесной про­езд в Кировском АО г. Омска, утверждающего акт о выборе земельного участка, которое не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с указанным выше заявлением.

29.04.2014 Арбитражный суд Омской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Как усматривается из материалов дела, ООО «Топлснаб» оспаривает бездействие Департамента а, выразившегося в непринятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта «кафе», местоположение которого установлено по ул. Диа-нова, вблизи строения 11 по ул. Лесной проезд в Кировском АО г. Омска, утверждаю­щего акт о выборе земельного участка.

Вместе с тем, с соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Правовая природа этого срока не определена, однако пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом при рассмотрении спора по существу.

В Определении от 18.11.2004 № 367-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрен какой-либо перечень уважительных причин для восстановления, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока, поэтому право установления наличия таких причин и их оценки принадлежит арбитражному суду.

В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок подлежит восстановлению арбитражным судом по ходатайству лица, участвующего в деле, если суд признает причины пропуска уважительными и если не истекли предельные допустимые сроки для восстановления.

Таким образом, для восстановления предусмотренного названной нормой срока достаточно признания причин его пропуска уважительными судом, который не ограничен в этом праве.

Из содержания статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что моментом, с которого начинается исчисление трехмесячного срока, признается день, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных названным Кодексом или иным федеральным законом или арбитражным судом.

Материалами дела подтверждается, что с заявлением о выборе находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного на территории города Омска, и предварительном согласовании места размещения объекта для строи­тельства кафе с указанием ориентировочной площади земельного участка - 1200 кв.м. и предполагаемого местоположения земельного участка по ул. Дианова, вблизи строения 11 по ул. Лесной проезд в Кировском АО г. Омска, ООО «Топлснаб» обратилось в Главное управление по земельным ресурсам Омской области 28.07.2010

Срок на рассмотрение заявления о выборе зе­мельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта и уведомление заявителя о его результатах истек 15.03.2011, следовательно, с этой даты Департаментом было допущено бездействие, выразившееся в непринятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта «кафе», утверждающего акт о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

При этому суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения ООО «Топлснаб» с заявлением от 28.07.2010 № 04-02/642 о выборе земельного участка для строительства) предусмотрен следующий порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта: выбор земельного участка и принятие в поряд­ке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согла­совании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка када­стровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие ре­шения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с прави­лами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

В силу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган мест­ного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объек­та. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое ме­сто его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испраши­ваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Согласно пункту 6 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 № 73-п (в редакции, действовавшей на момент обраще­ния ООО «Топлснаб» с заявлением от 28.07.2010 № 04-02/642 о выборе земельного уча­стка для строительства) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предос­тавлении земельного участка для строительства, обращаются в специально уполномо­ченный орган исполнительной власти Омской области в сфере предоставления земель­ных участков (далее - специально уполномоченный орган исполнительной власти Ом­ской области) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласова­нии места размещения объекта.

При этом, подпунктом 1 пункта 8 указанного Порядка предусмотрено, что специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области на основании полученного заявления в течение семи дней направляет обращение в Администрацию города Омска.

В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2014 по делу n А75-6580/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также