Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2010 по делу n А75-1159/2010. Отменить решение полностью и принять новый с/а
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 18 июня 2010 года Дело № А75-1159/2010 Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2010 года. Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2010 года. Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кливера Е.П., судей Золотовой Л.А., Рыжикова О.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Леоновой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Доктор Зоо» (далее – ООО «Доктор Зоо»; Общество) к департаменту охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее – Департамент; заинтересованное лицо) при участии в деле Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры (далее – Прокуратура) о признании незаконным и отмене постановление по делу об административном правонарушении от 11.01.2010 № 1, при участии в судебном заседании: от Прокуратуры − представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом; от заявителя – представитель не явился, сторона о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом; от заинтересованного лица – представитель не явился, сторона о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, установил:
ООО «Доктор Зоо» обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к ДООС и ЭБ ХМАО-Югры об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 11.01.2010 № 1, вынесенного Сургутским Управлением окружающей среды ДООС и ЭБ ХМАО-Югры о привлечении Общества к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей. Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.02.2010 по делу № А75-1159/2010 требование заявителя удовлетворено. В качестве правового обоснования принятого судебного акта, суд первой инстанции указал на то, что: - из материалов дела следует, что постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 25.12.2009 в отношении ООО «Доктор Зоо» вынесено Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой в отсутствие законного представителя Общества и суду не представлены доказательства надлежащего уведомления заявителя о месте и времени вынесения постановления; - в действиях ООО «Доктор Зоо» отсутствуют признаки вменяемого ему вину правонарушения. Прокуратура, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просила решение суда первой инстанции отменить. 30.04.2010 Восьмой арбитражный апелляционный суд вынес определение, которым перешел к рассмотрению заявления Общества по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. Рассмотрение дела № А75-1159/2010 по заявлению ООО «Доктор Зоо» назначено к рассмотрению в судебном заседании Восьмого арбитражного апелляционного суда на 10 июня 2010 года на 16 часов 00 минут в помещении суда по адресу: г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42. Вынося определение о переходе к рассмотрению дела по правилам рассмотрения дела в суде первой инстанции и назначении дела к судебному разбирательству, суд апелляционной инстанции исходил из того, что судом первой инстанции при принятии решения в нарушение части 2 статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части 2 статьи 210, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не была привлечена к рассмотрению в настоящем споре Ханты-Мансийская межрайонная природоохранная прокуратура. При рассмотрении настоящего спора от Прокуратуры поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. Названное ходатайство судом апелляционной инстанции удовлетворено. В ходе рассмотрения дела по правилам рассмотрения дела в суде первой инстанции, участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения настоящего спора, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. По правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей участвующих в деле лиц. Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства. 14.11.2009 Сургутским управлением охраны окружающей среды департаментом охраны окружающей среды и экологической безопасности ХМАО-Югры проведена проверка в отношении ООО «Доктор ЗОО» на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства при осуществлении ветеринарной деятельности и лечения домашних животных (л.д. 41-42). По результатам проведенной проверки исполняющим обязанности Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора вынесено постановление от 25.12.2009 о возбуждении в отношении ООО «Доктор Зоо» дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 КоАП РФ. В постановлении указано, что Обществом в нарушение статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не производятся платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Общества направлено по подведомственности в Сургутское управление охраны окружающей среды. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, административным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 11.01.2010 № 1, которым ООО «Доктор Зоо» признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в неуплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду в установленные сроки за 1, 2, 3 кварталы 2009 года, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. Полагая, что названное постановление нарушает права и законные интересы ООО «Доктор Зоо», последний обратился в арбитражный суд с заявленным требованием. Проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалуемый судебный акт на предмет соответствия его нормам материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его отмены, отказа в удовлетворении апелляционной жалобы Прокуратуры, удовлетворения требования Общества по следующим основаниям. В соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.). В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993, плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: - выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; - сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; - размещение отходов. Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Из содержания оспариваемого постановления следует, что в процессе деятельности ООО «Доктор «Зоо» образуются отходы производства и потребления (твердо-бытовые отходы в виде отходов бумаги, картона от делопроизводства и канцелярской деятельности; мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); ртутные лампы, люминисцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, то есть оказывается негативное воздействие на окружающую среду. Однако в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов – как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Статья 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Однако ни из материалов дела, ни из оспариваемого постановления Департамента, ни из постановления Прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении не следует, что Общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статье 8.41 КоАП РФ. Данный вывод суда согласуется с судебно-арбитражной практикой, формируемой вышестоящими судами (см., например, Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.11.2009 № ВАС-14761/09 по делу № А73-4237/2009). Отсутствие события административного правонарушения является основанием для удовлетворения заявления ООО «Доктор Зоо» о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 11.01.2010 № 1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении. Пунктом 2 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении. О возбуждении производства об административном правонарушении в силу части 2 статьи 28.4 КоАП РФ выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ. В статье 28.2 КоАП РФ содержатся требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, которые продиктованы не только необходимостью зафиксировать факт правонарушения, но и обеспечить соблюдение гарантий защиты лица, привлекаемого к ответственности. В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ); указанному лицу разъясняются Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2010 по делу n А75-13600/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|