Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2010 по делу n А46-23667/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

16 июня 2010 года

                                                      Дело №   А46-23667/2009

Резолютивная часть постановления объявлена  08 июня 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме  16 июня 2010 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Золотовой Л.А.,

судей  Кливера Е.П., Ивановой Н.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Моисеенко Н.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2411/2010) открытого акционерного общества «Омский речной порт» на решение Арбитражного суда Омской области от 18.02.2010 по делу № А46-23667/2009 (судья Стрелкова Г.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Омский речной порт» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области о признании недействительным решения № 368/10327 от 21.09.2009,

при участии в судебном заседании представителей: 

от открытого акционерного общества «Омский речной порт» –  Стефанивская О.А.

(паспорт, доверенность  от 04.09.2009 сроком действия на 12 месяцев); Маслов К.В. (паспорт, доверенность  от 08.09.2009 сроком действия до 08.09.201);

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области – Деева М.А. (удостоверение, доверенность №  08юр/00107 от 12.01.2010 сроком действия до 31.12.2010); Золотарева А.А. (удостоверение, доверенность №  08юр/00025 от 11.01.2010 сроком действия до 31.12.2010);

установил:

 

 Решением  Арбитражного суда Омской области от 18.02.2010 по делу № А46-23667/2009 частично удовлетворены требования открытого акционерного общества «Омский речной порт» (далее по тексту – ОАО «Омречпорт», заявитель, налогоплательщик) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области № 368/10327 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 21.09.2009.

  Указанный ненормативный акт налогового органа  признан недействительным в части доначисления авансового платежа по земельному налогу за 1 квартал 2009 года в сумме 2838682 руб., предложения уплатить авансовый платеж в данной сумме и 154589,89 руб. пеней.

В апелляционной жалобе налогоплательщик, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить в части отказа в удовлетворении требований заявителя и принять в названной части новый судебный акт об удовлетворении требований налогоплательщика.

 В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что кадастровая стоимость земельного участка номер 55:36:19 03 04:0021 используемая налогоплательщиком для определения суммы земельного налога подлежащего уплате в бюджет, была взята с официального сайта Роснедвижимости в сети Интернет по состоянию на 17.12.2008 (то есть непосредственно перед началом налогового периода).

Поскольку в силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 № 52 информация о размере кадастровой стоимости доводится до налогоплательщика, в том числе путем, размещения на официальном сайте Роснедвижимости, податель жалобы отмечает о правомерном использовании в целях налогообложения кадастровой стоимости размещенной в сети Интернет.

Кроме того, податель жалобы отмечает, что налоговый орган необоснованно ссылается на размер кадастровой стоимости, указанный Управлением в ответе на запрос Инспекции, поскольку таковая не была определена в установленном законом порядке, а именно: отсутствует в Постановлении Правительства Омской области № 193-п. При этом заявитель находит неправомерным вывод суда первой инстанции о том, что кадастровая стоимость означенного земельного участка подлежит определению путем сложения кадастровых стоимостей земельных участков, выделенных из участка № 55:36:19 03 04:0021, поскольку Общество является правообладателем  земельного участка № 55:36:19 03 04:0021 вцелом, а не его частей.

Также податель жалобы отмечает, что обязанность по уплате земельного налога с земельных участков, имеющих номера 55:36:09 03 03:3115, 55:36:09 03 03:3116, 55:36:09 03 03:3117, не может быть возложена на заявителя, поскольку права последнего на данные земельные участки не оформлены. Налогоплательщик со ссылкой на Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54 отмечает, что обязанность по уплате земельного налога возникает у лиц, поименованных в ст. 388 Налогового кодекса РФ, с момента государственной регистрации их  прав на земельный участок в установленном законом порядке.

Таким образом, по убеждению подателя жалобы, судом первой инстанции допущена неверная трактовка положений ст. 31, 388, 390, 396 Налогового кодекса РФ, п.2 Постановления Правительства РФ  № 52, а оспариваемый судебный акт вынесен без учета официальной правовой позиции, изложенной Пленумом ВАС РФ  в постановлении № 54 от 23.07.2009г.

В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу налогоплательщика инспекция выражает свое несогласие с доводами подателя жалобы, считает решение суда в обжалуемой части законным обоснованным и не подлежащим отмене. Возражений против рассмотрения правомерности решения суда первой инстанции в обжалуемой Обществом части налоговым органом не приведено.

В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

С учетом положений указанной статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также, принимая во внимание, что от Общества не поступило возражений в связи с рассмотрением решения арбитражного суда в части, суд апелляционной инстанции проверяет законность вынесенного судом первой инстанции акта в части отказа в удовлетворении требований заявителя.

Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.

ОАО «Омречпорт» является пользователем земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 03 04:0021, расположенным по ул. Хлебная, д. 1 (свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования землей № Кр-2-8-42 от 20.05.1993).

В соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации заявителем в МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области был представлен расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2009 года в отношении вышеназванного земельного участка, а также земельных участков под объектами недвижимости, права пользования на которые не были оформлены заявителем в установленном законом порядке, по результатам камеральной налоговой проверки которых был составлен акт № 415 от 12.08.2009.

Налоговым органом в ходе проверки было установлено, что при исчислении авансового платежа по земельному налогу в 2009 году по данным участкам Общество руководствовалось кадастровой стоимостью, утвержденной Указом губернатора Омской области от 19.06.2003 № 110. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № 55:36:19 03 04: 0021 по данным плательщика составила 72 591 451 руб., а размер авансового платежа, исчисленный налогоплательщиком самостоятельно – 272 218руб., по участкам с кадастровыми номерами  03: 115, 03:116, 03: 117 занижение налоговой базы было обусловлено не только неверным определением заявителем размера кадастровой стоимости, но разницей в объеме площадей, подлежащих налогообложению (налогоплательщиком земельный налог был исчислен только под объектами недвижимости, без учета всей площади земельных участков, переданных ОАО «Омский речной порт») в пользование, что послужило основанием к доначислению в ходе проверки суммы налога в размере 3 748 966руб.

Налоговый орган при проведении налоговой проверки установил, что в целях налогообложения земельным налогом подлежит применению кадастровая стоимость установленная Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-П «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов г. Омска в границах кадастрового района 55:36».

Согласно кадастровой выписке, представленной налоговому органу Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области от 10.10.2008 № 07-06/4282 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 03 04:0021 по состоянию на 01.01.2008 была определена в целях налогообложения в размере 317 157 823,6 руб., кадастровая стоимость земельных участков с номерами 03: 115 – 18 159 681, 60руб. , 03:116 – 703 902 047, 13руб., 03: 117 – 277 662 372,39руб.

В акте камеральной налоговой проверки проверяющими должностными лицами был отражен факт неправильного определения заявителем налогооблагаемой базы в сторону ее занижения, что повлекло, по мнению налогового органа, неполную уплату налога за отчетный период в местный   бюджет.

По результатам совокупного рассмотрения представленных налогоплательщиком возражений на акт проверки и материалов налогового контроля заместителем начальника инспекции, советником государственной гражданской     службы РФ II класса Жувакиным   А.Н.   было   вынесено   решение  №   368/10327      от 21.09.2009, которым было отказано в привлечении заявителя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, однако, налогоплательщику был доначислен авансовый платеж по земельному налогу за 1 квартал 2009 года в сумме 4662451 руб. и пени по состоянию на 21.09.2009 в сумме 253909,31 руб.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Омской области № 16-17/16181 от 09.11.2009, вынесенным по результатам апелляционной жалобы заявителя, оспариваемый в рамках настоящего дела акт налогового органа был оставлен без изменения.

ОАО «Омречпорт», считая решение налогового органа не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд Омской области с требованием о признании его недействительным.

Решением от 18.02.2010 требования заявителя были удовлетворены частично.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой налогоплательщиком части, не находит оснований для его отмены.

Суд первой инстанции признал действия налогового органа по определению суммы земельного налога и соответствующих доначислений с использованием кадастровой стоимости земельного участка в размере 317 157 823,6 руб. правомерными.

Апелляционный суд находит решение суда по означенному эпизоду правомерным.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как предписывает пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки устанавливается Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.

Согласно пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

Результаты государственной кадастровой оценки земли на территории Омской области утверждены постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» в редакции постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 № 193-п.

Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации № 215 от 28.06.2007, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации за № 9913 от 26.07.2007, был утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «организация проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее – Административный регламент), который определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между ними, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.

Как указано в пункте 9.9 Административного регламента, Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2010 по делу n А46-25211/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также