Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2010 по делу n А81-7553/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 15 июня 2010 года Дело № А81-7553/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2010 года. Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2010 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Солодкевич Ю.М., судей Гладышевой Е.В., Рябухиной Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мокшиной С.В., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3586/2010) открытого акционерного общества «Тепло-Энергетик» на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 марта 2010 года по делу № А81-7553/2009 (судья Каримов Ф.С.), принятое по иску первого заместителя прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа к открытому акционерному обществу «Тепло-Энергетик», товариществу собственников жилья «Золотое кольцо», федеральному бюджетному учреждению «Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ямало-Ненецкому автономному округу» о признании недействительными пунктов 4.3.2, 4.3.4, 4.3.5 и пункта 9.4 в части слов «и оплачивает потребленную тепловую энергию в 5-ти кратной её стоимости» договора № 360-Т/24 на отпуск тепловой энергии, заключенного 01.01.2009 открытым акционерным обществом «Тепло-Энергетик», товариществом собственников жилья «Золотое кольцо» и Федеральным бюджетным учреждением «Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ямало-Ненецкому автономному округу», при участии в судебном заседании: от открытого акционерного общества «Тепло-Энергетик» – представитель не явился, от первого заместителя прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа – представитель не явился, от товарищества собственников жилья «Золотое кольцо» – представитель не явился, от федерального бюджетного учреждения «Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ямало-Ненецкому автономному округу» – представитель не явился, установил: Первый заместитель прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – прокурор) в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к открытому акционерному обществу «Тепло-Энергетик» (далее – ОАО «Тепло-Энергетик»), товариществу собственников жилья «Золотое кольцо» (далее – ТСЖ «Золотое кольцо») и федеральному бюджетному учреждению «Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ямало-Ненецкого автономного округа» (далее – ФБУ «МРУИИ № 2 УФСИН по ЯНАО», инспекция) о признании недействительными в силу ничтожности пунктов 4.3.2, 4.3.4, 4.3.5 и пункта 9.4 в части слов «и оплачивает потребленную тепловую энергию в 5-ти кратной ее стоимости» договора № 360-Т/24 на отпуск тепловой энергии, заключенного 01.01.2009 между ответчиками. В обоснование своих требований прокурор указывает, что при заключении договора теплоснабжения ответчиками были нарушены статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Указ Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» (далее – Указ № 1173), Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2002 № 364 «Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства» (далее – Постановление № 364), Постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 № 294 «Об утверждении Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ для энергоснабжающих организаций и потребителей – юридических лиц» (далее – Порядок № 294), Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», что в соответствии со статьями 168, 180 ГК РФ влечет недействительность сделки в оспариваемой части в силу её ничтожности. Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.03.2010 по делу № А81-7553/2009 исковые требования удовлетворены. Пункты 4.3.2, 4.3.4, 4.3.5 и пункт 9.4 в части слов «и оплачивает потребленную тепловую энергию в 5-ти кратной её стоимости» договора № 360-Т/24 на отпуск тепловой энергии, заключенного 01.01.2009 ОАО «Тепло-Энергетик», ТСЖ «Золотое кольцо» и ФБУ «МРУИИ № 2 ФСИН по ЯНАО», признаны недействительными. Этим же решением с ОАО «Тепло-Энергетик» в доход федерального бюджета взыскано 2 000 руб. государственной пошлины. Возражая против принятого судом решения, ОАО «Тепло-Энергетик» в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы ОАО «Тепло-Энергетик» ссылается на то, что ФБУ «МРУИИ № 2 УФСИН по ЯНАО» не доказало, что оно финансируется на предоставляемые ОАО «Тепло-Энергетик» услуги по спорному договору из федерального бюджета, в связи с чем не имеется оснований распространять в отношении инспекции положения Указа № 1173 и Постановления № 364. Положения пункта 9.4 в части слов «и оплачивает потребленную тепловую энергию в 5-ти кратном размере» и пункт 4.3.5 устанавливают имущественную ответственность и по своей правовой природе являются договорной неустойкой, включение которой в договор сторонами добровольно не противоречит статьям 329, 330, 332, 421 ГК РФ. Представители сторон, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьёй 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. ОАО «Тепло-Энергетик» заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Данное ходатайство удовлетворено судом апелляционной инстанции. На основании статей 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, не нашёл оснований для его отмены или изменения. Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, между ОАО «Тепло-Энергетик» (энергоснабжающая организация) с одной стороны и ФБУ МРУИИ № 2 УФСИН по ЯНАО» (субабонент), ТСЖ «Золотое кольцо» (абонент) с другой стороны был заключен договор на отпуск тепловой энергии № 360-Т/24 от 01.01.2009 на срок с 01.01.2009 до 31.12.2009 с возможностью ежегодного продления. В соответствии с договором энергоснабжающая компания обязалась подавать тепловую энергию в виде горячей воды субабоненту через присоединенную сеть абонента, а субабонент обязался принимать и оплачивать принятую тепловую энергию. Таким образом, между ОАО «Тепло-Энергетик» и ФБУ «МРУИИ № 2 УФСИН по ЯНАО» в соответствии со статьями 307, 309, 539-547 ГК РФ возникли обязательства, вытекающие из договора энергоснабжения. Пунктом 4.3.2 договора № 360-Т/24 от 01.01.2009 предусматривается возможность прекращения или ограничения услуги в случаях нарушения субабонентом обязанностей предусмотренных пунктами 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3, 4.2.4, 4.2.5, 4.2.7, 4.2.8, 4.2.9, 4.2.10, 4.2.12, 4.2.13, 4.2.16 и 5.3 настоящего договора и применения штрафных санкций. В случае неоднократного нарушения сроков оплаты, энергоснабжающая организация вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательств по настоящему контракту, предварительно известив об этом субабонента не позднее, чем за 7 календарных дней. Согласно пункту 4.3.4 договора № 360-Т/24 от 01.01.2009 в случае обнаружения утечки сетевой воды более 1 куб.м./час., энергоснабжающая организация вправе без предварительного предупреждения прекращать полностью или частично подачу тепловой энергии, не неся при этом имущественной ответственности за ущерб, причиненный субабоненту. В соответствии с пунктом 4.3.5 договора при нарушении субабонентом пунктов 4.2.7, 4.2.8, 4.2.9, 4.2.10 договора энергоснабжающая организация вправе производить начисления за потребленную энергию дополнительно подключенными теплопотребляющими установками со дня предыдущей проверки в размере четырехкратной надбавки к тарифу. Повышенная оплата тепловой энергии предусмотрена и пунктом 9.4 договора № 360-Т/24 от 01.01.2009: «договор считается заключенным с момента подписания его двумя сторонами, при не подписании и не возвращении договора в срок 20 дней, субабонент считается самовольно подключенным к тепловой энергии и оплачивает потребленную энергию в 5-ти кратной ее стоимости». Полагая, что условия пунктов 4.3.2, 4.3.4, 4.3.5 и пункт 9.4 в части слов «и оплачивает потребленную тепловую энергию в 5-ти кратной ее стоимости» договора № 360-Т/24 от 01.01.2009 противоречат статье 426 ГК РФ, Указу № 1173, Постановлению № 364, Порядку № 294, Федеральному закону от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском. Удовлетворение исковых требований послужило поводом для подачи ОАО «Тепло-Энергетик» апелляционной жалобы, при рассмотрении которой суд апелляционной инстанции учёл следующее. В соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. В силу со статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором. Условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. По правилам пункта 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. Государственное регулирование в области электроэнергетики в соответствии со статьями 80, 90 Конституции Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и другими компетентными органами. Пунктами 4.3.2, 4.3.4 договора № 360-Т/24 от 01.01.2009 на отпуск тепловой энергии, предусмотрена возможность прекращения или ограничения режима потребления тепловой энергии ФБУ «МРУИИ № 2 УФСИН по ЯНАО». Между тем, в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 426 ГК РФ договор об оказании услуг электроснабжения является публичным, цена услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. На основании статьи 426 ГК РФ для организаций и учреждений, в которых предусмотрена военная служба, действующим законодательством установлены преимущества. В статье 6 Федерального закона № 58-ФЗ от 27.05.2003 «О системе государственной службы Российской Федерации» определено, что военная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. В статье 12 Закона Российской Федерации № 2446-1 от 05.03.1992 «О безопасности» указано, что силы безопасности включают в себя Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, внешнюю разведку, органы внутренних дел, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы и другие. В соответствии с Указом № 1173 ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считаются действиями, нарушающими безопасность государства. Во исполнение Указа № 1173 принято Постановление № 364 которым установлены особые условия подачи тепловой энергии и ее оплаты, обязательные для включения в договоры теплоснабжения, заключаемые с финансируемыми за счет средств федерального бюджета организациями, обеспечивающими безопасность государства. Данным постановлением Правительства Российской Федерации к организациям, обеспечивающим безопасность государства, отнесены предприятия, учреждения и организации уголовно-исполнительной системы. Пункты 4.3.2, 4.3.4 договора № 360-Т/24 от 01.01.2009 противоречат Указу № 1173 и Постановлению № 364, как предусматривающие возможность ограничения подачи тепловой энергии в том числе, в случаях несвоевременной оплаты принятой тепловой энергии, увеличения её потребления и утечки сетевой воды более 1 куб.м./час. Доводы ОАО «Тепло-Энергетик» о том, что ФБУ «МРУИИ № 2 УФСИН по ЯНАО» не доказало, что оно финансируется на предоставляемые ОАО «Тепло-Энергетик» услуги по спорному договору из федерального бюджета, в связи с чем не имеется оснований распространять в отношении инспекции положения Указа № 1173 и Постановления № 364, несостоятельны. В пункте 1.1 Устава инспекции (в редакции изменений от 11.04.2008 (л.д. 12-14, 16-17)) указано, что ФБУ «МРУИИ № 2 УФСИН по ЯНАО» является учреждением уголовно-исполнительной системы. В силу пункта 13 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, финансирование расходов на содержание центрального аппарата Федеральной службы исполнения наказаний России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. Проанализировав положения пунктов 6.2, 6.4, 6.5 и 6.6 Устава ФБУ «МРУИИ № 2 УФСИН по ЯНАО» на которые ссылается Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2010 по делу n А70-14415/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|