Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.12.2013 по делу n А28-11794/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

  ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

26 декабря 2013 года

Дело № А28-11794/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2013 года. 

Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2013 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Щелокаевой Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Комлевой Н.В., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН: 1037739035636; ИНН: 7710168360)

 

в отсутствие представителей сторон

на решение Арбитражного суда Кировской области от 20.11.2013 по делу № А28-11794/2013 принятое в порядке упрощенного производства судом в составе судьи Будимировой М.В., по иску администрации Нолинского муниципального района Кировской области (ОГРН: 1024300957537; ИНН: 4321002208) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН: 1037739085636, ИНН: 7710168360) о взыскании  48 677 рублей 69 копеек

 

установил:

            администрация Нолинского муниципального района Кировской области (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с исковым заявлением от 20.09.2013 № 2652-01-09 к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - ответчик, заявитель) о взыскании за счет казны Российской Федерации 48 677 рублей 69 копеек убытков.

Исковые требования основаны на положениях статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее  –  ГК РФ), статей 84, 86, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее  –  БК РФ), статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 (далее –  Основы законодательства), Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее  -  закон № 122-ФЗ), статей 15, 19, 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – закон № 131-ФЗ), разъяснений постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» и мотивированы тем, что муниципальным образованием Нолинский муниципальный район Кировской области (далее  –  муниципальное образование, район) понесены затраты, связанные с реализацией мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, финансирование которых лежит на Российской Федерации.

Решением  Арбитражного суда Кировской области от 20.11.2013, принятым в порядке упрощенного производства, исковые требования администрации удовлетворены в полном объеме. Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований истца возместить за счет Российской Федерации  понесенные муниципальным образованием убытки.

Не согласившись с решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. По мнению заявителя апелляционной жалобы, недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований не может служить основанием для снятия обязанности по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам муниципальных организаций здравоохранения с администрации.

Истец в отзыве на апелляционную жалобу с доводами ответчика не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Администрация направила письменное ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность обжалуемого решения Арбитражного суда Кировской области от 20.11.2013 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272(1) АПК РФ.

Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

Решением мирового судьи судебного участка № 28 Нолинского района Кировской области от 15.10.2012 по делу № 2-575/2012, вступившим в законную силу 16.11.2012 (л.д.38-40), удовлетворен иск прокурора Нолинского района в интересах медицинского работника Рублевой Людмилы Витальевны (далее  –  Рублева Л.В.). С муниципального образования в лице администрации в пользу Рублевой Л.В. взыскано 10 284 рубля 87 копеек понесенных убытков.

Решением мирового судьи судебного участка № 28 Нолинского района Кировской области от 03.12.2012 по делу № 2-739/2012, вступившим в законную силу 10.01.2013 (л.д.54-56), удовлетворен иск прокурора Нолинского района в интересах медицинского работника Никитиной Ольги  Алексеевны (далее  –  Никитина О.А.). С муниципального образования в лице администрации в пользу Никитиной О.А. взыскано 7 245 рублей 31 копейка понесенных убытков.

Решением мирового судьи судебного участка № 28 Нолинского района Кировской области от 05.12.2012 по делу № 2-735/2012, вступившим в законную силу 10.01.2013 (л.д.30-32), удовлетворен иск прокурора Нолинского района в интересах медицинского работника Буториной Елены Дмитриевны (далее  –  Буторина Е.Д.). С муниципального образования в лице администрации в пользу Буториной Е.Д. взыскано 11 408 рублей 77 копеек понесенных убытков.

Решением мирового судьи судебного участка № 28 Нолинского района Кировской области от 06.12.2012 по делу № 2-733/2012, вступившим в законную силу 10.01.2013 (л.д.21-23), удовлетворен иск прокурора Нолинского района в интересах медицинского работника Кропачевой Татьяны Викторовны (далее  –  Кропачева Т.В.). С муниципального образования в лице администрации в пользу Кропачевой Т.В. взыскано 11 184 рубля 25 копеек понесенных убытков.

Решением мирового судьи судебного участка № 28 Нолинского района Кировской области от 12.12.2012 по делу № 2-752/2012, вступившим в законную силу 15.01.2013 (л.д.10-12), удовлетворен иск прокурора Нолинского района в интересах медицинского работника Стяжкиной Фаины Яковлевны (далее  –  Стяжкина Ф.Я.). С муниципального образования в лице администрации в пользу Стяжкиной Ф.Я. взыскано 8 554 рубля 49 копеек понесенных убытков.

Перечисленными решениями суда общей юрисдикции установлено, что  являющиеся медицинским работниками КОГБУЗ «Нолинская ЦРБ» и имеющие право на бесплатное предоставление квартиры с освещением и отоплением Рублева Л.В. с 01.07.2009 по 31.12.2011, Никитина О.А. с 01.11.2009 по 31.12.2011, Буторина Е.Д. с 01.11.2009 по 31.12.2011, Кропачева Т.В. с 01.11.2009 по 31.12.2011, Стяжкина Ф.Я. с 01.11.2009 по 31.12.2011 за счет своих средств внесли плату за коммунальные услуги (отопление). При этом частичная компенсация коммунальных платежей из средств областного бюджета не покрыла в полном объеме понесенные медицинскими работниками расходы.

Во исполнение решений мирового судьи администрация платежными поручениями от 12.03.2013 №№ 228, 232, 234, 235, 242, от 16.05.2013, от 12 (л.д.15-16, 24, 33, 41, 57)  перечислила взысканные в пользу медицинский работников денежные средства в общей сумме 48 677 рублей 69 копеек.

Полагая, что обязанность финансирования затрат на оплату мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, лежит на Российской Федерации, администрация обратилась в Арбитражный суд Кировской области с исковым заявлением.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.

Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства до 01.01.2005 врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Пунктом 50 статьи 35 закона № 122-ФЗ в статью 63 Основ законодательства были внесены изменения, в частности, часть вторая данной статьи, закреплявшая право медицинских работников, на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением, признана утратившей силу; статья дополнена частями четвертой, пятой, шестой, согласно которым решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Согласно части 6 статьи 63 Основ законодательства (в редакции закона № 122-ФЗ, действовавшей в период существования спорных отношений) меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

Вместе с тем, передача федеральным законодателем полномочий по установлению мер социальной поддержки указанной категории работников от Российской Федерации органам местного самоуправления не означает возникновения у этих органов обязанности по финансированию таких мер.

Так, в силу положений пунктов 1, 5 статьи 19, пункта 3 статьи 20 закона № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным законом № 131-ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления, финансовое обеспечение которых осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, а органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление таких отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Согласно статье 15 закона № 131-ФЗ вопросы социальной поддержки медицинских работников не отнесены к вопросам местного значения муниципального района. Поэтому полномочия органов местного самоуправления по установлению мер социальной поддержки соответствующих медицинских работников, установленные частью 6 статьи 63 Основ законодательства (в редакции закона № 122-ФЗ, действовавшей в период существования спорных отношений), являются отдельными федеральными государственными полномочиями, финансирование которых в силу указанных норм закона № 131-ФЗ должно обеспечиваться за счет субвенций из федерального бюджета.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации (определения от 01.03.2007 № 129-О-П, от 04.12.2003 № 415-О, от 15.02.2005 № 17-О, от 01.12.2005 № 521-О, постановления от 16.12.1997 № 20-П, от 24.05.2001 № 8-П, от 19.06.2002 № 11-П, от 23.04.2004 № 9-П) изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, в связи с чем Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсационного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П, бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в БК РФ (абзац третий пункта 1 и пункт 3 статьи 86, статьи 129 и 135).

Таким образом, передача отдельных государственных полномочий Российской Федерации на другой уровень власти должна сопровождаться одновременной передачей нижестоящим бюджетам финансовых средств, необходимых для осуществления соответствующих полномочий, а при недостаточности таких средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета, взыскание должно осуществляться с Российской Федерации.

Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о выделении в спорный период из федерального бюджета финансовых средств на реализацию администрацией мер социальной поддержки медицинских работников.

Исполняя решения мирового судьи о возмещении медицинским работникам КОГБУЗ «Нолинская ЦРБ» затрат на оплату коммунальных услуг, истец понес расходы, обусловленные невыполнением Российской Федерацией возложенной на нее обязанности по финансированию

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.12.2013 по делу n А28-11600/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также