Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2013 по делу n А23-1316/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

30 октября 2013 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Тула

Дело № А23-1316/2013

Резолютивная часть постановления объявлена  30.10.2013

Постановление изготовлено в полном объеме 30.10.2013

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Тимашковой Е.Н., судей Еремичевой Н.В. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Верулидзе Н.Д., при участии от  заинтересованного лица – управления охраны окружающей среды министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области – Сморгачева С.Н. (доверенность от 21.08.2013), в отсутствие представителя заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Инженерно-технического предприятия «Прогресс»                                      (ОГРН 1024000912396, ИНН 4024001106), уведомленного надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области, отдела государственного экологического контроля на решение Арбитражного суда Калужской области от 05.08.2013 по делу № А23-1316/2013 (судья Носова М.А.), установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Инженерно-техническое предприятие «Прогресс» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к управлению охраны окружающей среды министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области (далее – административный орган, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 11.03.2013 № 15 о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее –                   КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Калужской области от 05.08.2013 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что административным органом были допущены существенные нарушения процедуры привлечения лица к административной ответственности.

           Управлением подана апелляционная жалоба, в которой оно просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что вывод суда о наличии со стороны административного существенных нарушений закона сделан при неправильном его истолковании. 

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как усматривается из материалов дела, на основании приказа от 11.01.2013                             № 11-13 административным органом была проведена плановая выездная проверка общества.

По результатам проверки составлен акт от 25.02.2013 № 04/11-13/1, в котором описаны выявленные в результате проверки нарушения, связанные, в том числе с порядком учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, полученным от других лиц, а также размещенных отходах производства и потребления, не ведётся соответствующий журнал; отсутствовал согласованный порядок осуществления производственного контроля в области охраны окружающей среды и при обращении с отходами производств и потребления с уполномоченным органом исполнительной власти; отсутствуют паспорта отходов 3 – 4 классов опасности; отсутствует работник, который прошел профессиональную подготовку по работе с отходами 3 – 4 классов опасности.

По данному факту управлением 25.02.2013 составлен протокол об административном правонарушении № 12/11-13/2, в котором сделан вывод о совершении обществом административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 КоАП РФ. Протокол составлен в отсутствие законного представителя общества, в протоколе указано о дате, месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении рассмотрено 11.03.2013 в отсутствие представителя заявителя. По результатам рассмотрения дела вынесено постановление                     № 15, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 тыс. рублей.

Не согласившись с назначенным наказанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, сделав вывод о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, посчитал, что управлением допущены существенные процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении.  

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для привлечения общества к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами в виде административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, состоит в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Субъективная сторона правонарушения – вина в форме умысла или неосторожности.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 12.07.2011 № 709/11 по делу № А32-10488/2010-58-157-58АЖ определил правовую позицию, в соответствии с которой субъектный состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) содержит перечни общих запретов, ограничений и обязанностей в сфере обращения с отходами и опасными веществами, например запреты на сброс отходов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, ввоз опасных и радиоактивных отходов на территорию Российской Федерации в целях их захоронения и обезвреживания и т. д.

Санитарно-эпидемиологические требования содержатся в государственных санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах, гигиенических и иных нормативах и включают различные по своему характеру ограничения, запреты,  обязывания (Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Согласно статье 1 Закона № 7-ФЗ требования в области охраны окружающей среды – это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Статьей 3 Закона № 7-ФЗ установлены основные принципы охраны окружающей среды, в числе которых: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение природоохранного законодательства.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Статья 11 Закона № 89-ФЗ содержит ряд требований к обращению с отходами для юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, а именно: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

В силу части 3 статьи 14 Закона № 89-ФЗ на отходы I – IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I – IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Согласно пункту 1 статьи 15 Закона № 89-ФЗ лица, которые допущены к обращению с отходами I – IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I – IV класса опасности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами – федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

В силу пункта 1 статьи 26 Закона № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

Как усматривается из материалов дела в процессе осуществления производственной и хозяйственной деятельности общества образуются отходы производства и потребления III – IV классов опасности для окружающей среды.

В ходе проверки административным органом установлены следующие нарушения:

– не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, полученных от других лиц, а также размещенных отходов производства и потребления; журнал учета отходов не представлен;

– не представлен порядок осуществления производственного экологического контроля в области охраны окружающей среды и при обращении с отходами производства и потребления, согласованный уполномоченным органом исполнительной власти;

– не исполняется обязанность по составлению и представлению на согласование с уполномоченным органом исполнительной власти паспорта отхода;

– к осуществлению деятельности по обращению с отходами III – IV классов опасности допущены работники организации, не имеющие профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами.

Факт совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, подтверждается актом проверки от 25.02.2013 № 04/11-13/1, протоколом об административном правонарушении от 25.02.2013 № 12/11-13/2 и постановлением от 11.03.2013 № 15.

Таким образом, наличие в действиях общества события вменяемого ему правонарушения подтверждается материалами административного дела.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2013 по делу n А54-7370/2011. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также