Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2008 по делу n А76-24966/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-3725/2008

г. Челябинск

 

11 июля 2008 г.

Дело № А76-24966/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2008 г.

Полный текст постановления изготовлен 11 июля  2008 г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Махровой Н.В., судей Рачкова В.В., Логиновских Л.Л., при ведении протокола секретарем судебного заседания Логиновой Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Южно-Уральская железная дорога» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.03.2008 по делу №А76-24966/2007 (судья Марухина И.А.), при участии: от открытого акционерного общества «Магнитогорский металлургический комбинат» - Русяевой О.В. (доверенность от 17.12.2007), от открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Южно-Уральская железная дорога» - Заостровских О.Н. (доверенность от 19.12.2007),

УСТАНОВИЛ:

 

открытое акционерное общество «Магнитогорский металлургический комбинат» (далее – ОАО «ММК», истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала «Южно-Уральская железная дорога» (далее – ОАО «РЖД», ответчик) о взыскании 59 709 руб. 18 коп. – пени за просрочку доставки груза.

Решением арбитражного суда первой инстанции от 28.03.2008 исковые требования ОАО «ММК» удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе ОАО «РЖД» просит решение суда отменить и отказать ОАО «ММК» в иске в полном объеме.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что при исследовании вопроса об отсутствии вины перевозчика в возникновении технической неисправности вагонов следовавших по накладным №ЭЫ 744161, №ЭЫ 640209, №АБ 106102, №ЭЫ 716791, №ЭЫ 464499, ЭЫ 7899151, суд не учел то обстоятельство, что вагоны№44976462, №53546693 не принадлежат перевозчику; следовавших отправительским маршрутом; вагоны подавались под погрузку в технически исправном состоянии; техническая неисправность возникла в пути следования по причинам, независящим о перевозчика. Суд не учел также наличие в деле доказательств, подтверждающих факт технической неисправности вагонов. Кроме того, вагон №44976462 к перевозке не принимался, так как находился на ремонте.

ОАО «ММК» представило объяснения по апелляционной жалобе, в которых отмечает, что с апелляционной жалобой не согласно, просит решение оставить без изменения, ссылаясь на то, что при обязательственных правоотношениях ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств не связана с принадлежностью вагона. Ответчик не представил доказательства возникновения неисправности по независящим от него причинам.

В судебном заседании представители сторон  поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и письменных объяснениях  на неё.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся доказательства, проверив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей истца и ответчика, считает обжалуемый судебный акт подлежащим оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела, в соответствии с железнодорожными накладными №ЭЫ 744161, №ЭЫ 640209, №АБ 106102, №ЭЫ 716791, №ЭЫ 464499, ЭЫ 7899151 ОАО «РЖД» в ноябре 2006 года осуществило перевозку грузов для ОАО «ММК» (л.д. 12, 13, 15, 17, 19, 21).

  Ссылаясь на нарушение перевозчиком сроков доставки грузов по вагонам №№56646078, 61162442, 67288035, 64448988, 61000329, 44976462, 53546693, 64686777, 68771302, 65794711, 73233744, 61239489 обратилось к ОАО «РЖД» с претензией об уплате пени, исчисленной в соответствии со статьей 97 Устава железнодорожного транспорта (л.д. 8).

Отклонение перевозчиком требований ОАО «ММК» послужило основанием для обращения последнего в суд с иском о взыскании 59 709 руб. 18 коп. на основании статей 33, 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Суд исковые требования признал обоснованными и удовлетворил в полном объеме исходя из того, что перевозчик не представил доказательств того, что просрочка произошла по независящим от перевозчика обстоятельствам.

Выводы суда первой инстанции следует признать обоснованными в связи со следующим.

В соответствии со статьей 792 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 33 Устава перевозчик обязан доставить груз в установленные правилами перевозки сроки.

Согласно статье 97 Устава за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью 1 статьи 29 Устава обстоятельств (вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных, не зависящих от перевозчиков обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок).

Согласно требованиям, предусмотренным статьей 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта), перевозчик обязан доставить груз в установленные правилами перевозки сроки, которые определяются в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 27.

За несоблюдение сроков доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, если не докажет, что просрочка произошла вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, иных не зависящих от перевозчика обстоятельств (статьи 29, 97 Устава железнодорожного транспорта).

Основанием для применения ответственности за просрочку является вина перевозчика, которая презюмируется.

В соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 20 Устава железнодорожного транспорта, перевозчик обязан не только подавать под погрузку исправные вагоны и определять их техническую пригодность, но и обеспечивать техническую исправность вагонов в пути следования, в силу чего самого факта технической неисправности вагона для увеличения срока доставки груза недостаточно, необходимо, чтобы неисправность возникла по независящим от перевозчика обстоятельствам.

На основании пункта 6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила) сроки доставки грузов увеличиваются в случае задержки вагонов в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам, при этом о причинах задержки груза и о продолжительности этой задержки перевозчиком составляется акт общей формы, а также в накладной и дорожной ведомости делаются соответствующие отметки.

Отклоняя доводы ОАО "РЖД", касающиеся изменения нормы суточного пробега вагона, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что ответчик не доказал правомерность увеличения сроков доставки груза по  железнодорожным накладным №ЭЫ 744161, №ЭЫ 640209, №АБ 106102, №ЭЫ 716791, №ЭЫ 464499, ЭЫ 7899151. Акты общей формы, на которые ответчик ссылается как доказательства правомерности задержки вагонов, обоснованно не приняты судом в качестве допустимых доказательств (статья 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В указанных накладных отсутствуют сведения о причинах их задержки, имеется ссылка на их отцепление вследствие технической неисправности вагона с указанием на составление акта общей формы. Однако, названные акты не содержат сведений о характере технической неисправности вагона, исключающие вину перевозчика в их возникновении.

В нарушение абзаца 2 пункта 4.2 названных Правил в актах общей формы не указано происхождение технической неисправности.

В связи с этим у суда отсутствуют основания для применения к спорным правоотношениям абзаца 7 пункта 8 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной, утвержденных приказом МПС России 18.06.03г. № 32.

Довод подателя апелляционной жалобы  о том, что спорные вагоны не являются собственностью дороги, отклоняется, поскольку обязанность перевозчика подавать вагоны к погрузке исправными в техническом отношении не связана с принадлежностью вагона перевозчику.

Что касается вагона №44976462, то согласно накладной №АБ 106102, он принят к перевозке. Доказательств нахождения вагона №44976462 в ремонте ответчиком не представлено.

Согласно акту общей формы № 4247 вагон «отцеплен от основной накладной». На станцию назначения вагон прибыл по дорожной ведомости, в которой имеется ссылка  на основную накладную на перевозку груза маршрутной отправкой, в которую включен спорный вагон.

Железнодорожная накладная №АБ 106102 не содержит сведений о составлении акта общей формы, что является нарушением требований установленных правил.

Поскольку ответчик не представил доказательств, освобождающих его от ответственности или дающих право на увеличение срока доставки груза, взыскание пени за просрочку доставки груза по указанной накладной обосновано.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

 

решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.03.2008 по делу №А76-24966/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Южно-Уральская железная дорога» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья                                               Н.В.Махрова

Судьи:                                                                                     В.В. Рачков

                                                                                                      Л.Л. Логиновских

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2008 по делу n А07-17061/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также