Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2008 по делу n А60-30554/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-2836/2008-АК

 

г. Пермь

21 мая 2008 года                                                   Дело № А60-30554/2007­­

Резолютивная часть постановления объявлена 16.05.2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 21.05.2008 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л. Х.,

судей  Савельевой Н.М.,  Мещеряковой Т.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ромашкиной И.А.

при участии:

от заявителя (Общество с ограниченной ответственностью Страховая Компания «Белая Башня-Здоровье»): извещен надлежащим образом, представители не явились;

от ответчика ((Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области): извещен надлежащим образом, представители не явились;

от третьих лиц: ООО МС «Мегус – АТМ» - Пестова Е.Н., представитель по доверенности от 11.12.2006г., предъявлен паспорт; ЗАО СМК «АСК-Мед» - Ратнер Б.А., представитель по доверенности от 21.07.2007г., предъявлен паспорт; ООО ЕСК «Пульс», ООО СМК «Астрамед-МС», ЗАО «СК «Мединком», ЗАО «МСК «Тирус-Медсервис», ООО СМК «Фонд Здоровья», ООО «СМК «Урал-Рецепт М», ООО СМО «Тагил-Медсервис», ООО «Уральская страховая медицина», ООО ЖСМК «Дормедсервис», ЗАО «Макс-М» филиал «Медополис», ООО СМК «УГМК-Медицина», ОАО «Зазпроммедстрах» филиал в г.Екатеринбурге, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда апелляционной инстанции не явились;

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - Общества с ограниченной ответственностью Страховая Компания  «Белая Башня-Здоровье»

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 марта 2008 года

по делу № А60-30554/2007,

принятое судьей И.В. Горбашовой

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью  Страховая Компания «Белая Башня-Здоровье»

к Территориальному Фонду обязательного медицинского страхования Свердловской области

с участием третьих лиц: ООО МС «Мегус – АТМ», ЗАО СМК «АСК-Мед» - ООО ЕСК «Пульс», ООО СМК «Астрамед-МС», ЗАО «СК «Мединком», ЗАО «МСК «Тирус-Медсервис», ООО СМК «Фонд Здоровья», ООО «СМК «Урал-Рецепт М», ООО СМО «Тагил-Медсервис», ООО «Уральская страховая медицина», ООО ЖСМК «Дормедсервис», ЗАО «Макс-М» филиал «Медополис», ООО СМК «УГМК-Медицина», ОАО «Зазпроммедстрах» филиал в г.Екатеринбурге

о признании недействительным распоряжения,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Страховая Компания «Белая Башня-Здоровье» (далее – ООО СК «Белая Башня – Здоровье», Общество) обратилось в арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Территориальному Фонду обязательного медицинского страхования Свердловской области (далее – ТФОМС, Фонд) о признании недействительным распоряжения от 22.10.2007 года №823-р в части, устанавливающей размер страхового платежа, рассчитанного для Общества.

Решением арбитражного суда от 13 марта 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, Общество обжаловало принятый по делу судебный акт в суд апелляционной инстанции, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора. Такими обстоятельствами, по мнению заявителя жалобы, являются отсутствие у исполнительного директора ТФОМС полномочий на утверждение дифференцированных подушевых нормативов, а также неправомерное вмешательство в деятельность страховых компаний, выразившееся в изменении в одностороннем порядке перечня лиц, застрахованных Обществом.

Доводы заявителя апелляционной жалобы поддержаны представителем третьего лица - ООО МС «Мегус – АТМ», присутствующего в судебном заседании.

Фонд с доводами апелляционной инстанции не согласился по основаниям, приведенным в отзыве на жалобу, полагает, что оспариваемое распоряжение принято должностным лицом Фонда в пределах его компетенции, для определения количества застрахованных страховой организацией лиц используется информация, содержащаяся в базе данных на основании заключаемых страховой организацией договоров с застрахованными лицами. Позиция Фонда поддержана представителем третьего лица - ЗАО СМК «АСК-Мед», участвовавшего в заседании суда апелляционной инстанции.

Заявитель и ответчик, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, заявили о рассмотрении дела без их участия.

Иные организации, привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,  надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, письменных отзывов на жалобу не представили.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, распоряжением от 22.10.2007 года №823-р исполнительным директором ТФОМС Семеновым Ю.С. утверждены алгоритм расчета среднедушевого норматива финансирования Территориальной программы обязательного медицинского страхования Свердловской области и исчисленный в соответствии с определенным нормативом размер страхового платежа, установленного страховым медицинским организациям на октябрь 2007 года (приложения №№1,2 к распоряжению). Для заявителя утвержден страховой платеж в сумме 61803805руб., размер которого исчислен с учетом дифференцированного подушевого норматива финансирования  - 226,79руб. и численности застрахованного населения -272516чел. (приложение №2) (л.д.27-29).

Не оспаривая алгоритм расчета  и установленный подушевой норматив финансирования, заявитель оспорил распоряжение в части установления размера страхового платежа с учетом количества застрахованных граждан по данным Фонда, в то время как согласно данным Общества, содержащимся в акте согласования численности застрахованных от  8.08.2007г. №145 количество застрахованных составляет 282044 человек (т.1 л.д.11).

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о законности распоряжения в части установления для заявителя страхового платежа с учетом реального количества застрахованных на момент установления платежа граждан, что послужило основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции считает выводы суда правильными, а принятое по делу решение законным и обоснованным, руководствуясь следующим.

Правовые основы медицинского страхования населения в Российской Федерации закреплены Законом РФ №1499-1 от 28.06.1991г. «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (далее Закон РФ №1499-1 от 28.06.1991г.).

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного медицинского страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленными программами обязательного медицинского страхования (ст.1 Закона РФ №1499-1 от 28.06.1991г.).

В силу ст.4 Закона РФ №1499-1 от 28.06.1991 медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования, выполняющими обязательства по договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Договор медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым, последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования.

Статьей 5 Закона РФ N1499-1 от 28.06.1991г. предусмотрено, что каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования или который заключил такой договор самостоятельно, получает страховой медицинский полис.

Таким образом, гражданин считается застрахованным, если в отношении него заключен договор медицинского страхования со страховой медицинской организацией, и ему выдан страховой медицинский полис.

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение (ст.12 Закона РФ №1499-1 от 28.06.1991г.

Общие требования к правилам обязательного медицинского страхования граждан и взаимоотношения Территориального фонда обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организаций предусмотрены Типовыми правилами обязательного медицинского страхования граждан, утвержденными Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 03.10.03 N 3856/30-3/и (далее - Типовые правила).

Согласно п.п.4.1, 4.2 Типовых правил ТФОМС финансирует страховую медицинскую организацию на основании договора территориального фонда со страховой медицинской организацией. Финансирование обязательного медицинского страхования осуществляется по дифференцированным подушевым нормативам, определяемым в соответствии с Порядком определения дифференцированных подушевых нормативов на обязательное медицинское страхование, являющимся приложением 1 к Временному порядку финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденному Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 05.04.2001 N 1518/21-1 по согласованию с Минздравом России от 06.04.2001 N 2510/3586-01-34 и Минфином России от 27.04.2001 N 12-03-14.

Правоотношения сторон по настоящему делу (Общества и ТФОМС) урегулированы договором о финансировании обязательного медицинского страхования №75 от 30.03.2007г., согласно условиям которого Фонд принимает на себя обязательства по финансированию деятельности Страховщика (Общества) в объеме зачисленных финансовых средств по заключенным им договорам обязательного медицинского страхования. Финансовые средства перечисляются страховщику по утвержденным дифференцированным подушевым нормативам на основании представленных страховщиком договоров обязательного медицинского страхования граждан в рамках территориальной программы ОМС, включая сведения о численности застрахованных, внесенные в базу данных (т.1, л.д.14-18).

Сведения о численности застрахованных содержатся в базе данных Фонда, обязанность по ведению которой предусмотрена Законом РФ №1499-1 от  28.06.1991г., Типовыми Правилами (п.6.1). Изменения в базу данных о количестве застрахованных страховой медицинской организацией вносятся ежемесячно на основании сведений, подаваемых непосредственно страховыми медицинскими организациями, с представлением заключаемых с гражданами договоров обязательного медицинского страхования.

Согласно данным Фонда количество застрахованных Обществом граждан по состоянию на дату принятия оспариваемого распоряжения составило 272516чел. Документов, опровергающих содержащиеся в базе Фонда сведения, в материалы дела не представлено.

Довод Общества о неправомерном одностороннем исключении граждан из списка застрахованных Обществом судом отклонен, поскольку у Фонда нет обязанности, предусмотренной нормативно-правовыми актами или договором,  при  определении страхового платежа согласовывать со страховой организацией количество застрахованных граждан. Между тем данное обстоятельство не препятствует страховой организации проявлять инициативу в проведении такого согласования с Фондом, а также при несогласии с данными Фонда  о количестве застрахованных опровергнуть данные Фонда документально, что не было сделано заявителем в рассматриваемом случае.

Исходя из предоставленных Фонду полномочий определение страхового платежа с учетом имеющихся данных о численности не может рассматриваться как вмешательство в деятельность страховой компании.

Доводы заявителя жалобы об отсутствии у исполнительного директора ТФОМС полномочий для принятия распоряжения были предметом исследования суда первой инстанции и правомерно отклонены судом.

Согласно положениям раздела 5 Положения о ТФОМС, утвержденном Постановлением ВС РФ от 24.02.1993г. №4543-1, руководство деятельностью ТФОМС осуществляется правлением и его постоянно действующим исполнительным органом – исполнительной дирекцией, возглавляемой исполнительным директором. Из содержания названного Положения не следует, что только Правление вправе определять размер страхового платежа (пункты 1-8 раздела 6 Положения). В то же время исполнительной дирекции ТФОМС предоставлено право решать все вопросы деятельности Фонда, за исключением относящихся к исключительной компетенции Правления. Проанализировав содержание Положения о ТФОМС, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии в нем указаний на исключительное право Правления устанавливать дифференцированный подушевой норматив.

При изложенных обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

         Решение арбитражного суда Свердловской области от 13 марта 2008 года по делу №А60-30554/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью Страховая компания «Белая Башня – Здоровье» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух     месяцев     со     дня     его     принятия     через     Арбитражный суд Свердловской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Л. Х. Риб

Судьи

Т.И. Мещерякова

Н.М. Савельева

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2008 по делу n А60-4945/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также