Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2013 по делу n А15-1790/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                        Дело  № А15-1790/2012

 

Резолютивная часть постановления объявлена  20 февраля 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2013 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Цигельникова И.А., судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу УФАС по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 12.12.2012 по делу № А15-1790/2012 (судья Алиев А.А.),

по заявлению ОАО «Ростелеком» в лице Макрорегионального филиала «Юг» (г. Махачкала, пр. Р. Гамзатова, 3)

к УФАС по Республике Дагестан (г. Махачкала, пл. Ленина, 2)

об оспаривании приказа от 16.03.2012 № 47,

при участии в судебном заседании:

от ОАО «Ростелеком» в лице Макрорегионального филиала «Юг»: Сулейманов М.А. (доверенность от 20.02.2012 РФ14/08-06/043);

от УФАС по Республике Дагестан с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Дагестан: Кусиев М.Б. (доверенность от 09.01.2013), Гаджиев Г.М. (доверенность от 09.01.2013),

УСТАНОВИЛ:

ОАО "Ростелеком" в лице Макрорегионального филиала "Юг" обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконным приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан (далее - управление) от 16.03.2012 №47 «О внесении изменений в региональный раздел реестра хозяйствующих субъектов по Республике Дагестан, имеющих долю на рынке товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случае признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов», в части включения в Приложение №2 указанного приказа Дагестанского филиала ОАО «Ростелеком» (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Решением суда от 12.12.2012 требования общества удовлетворены.

Управление обжаловало решение суда в апелляционном порядке, просило решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Управление указало на то, что решение не соответствует фактическим обстоятельствам и материалам дела, доводам управления не дана оценка, управление действовало в рамках полномочий, предоставленных законодательством.

Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что ОАО "Ростелеком" в лице Макрорегионального филиала "Юг" не согласно с доводами управления, просит решение суд оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Как следует из материалов дела, 01.04.2011 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности открытого акционерного общества «Дагсвязьинформ» (далее - ОАО «Дагсвязьинформ») путем реорганизации в форме присоединения к ОАО «Ростелеком» (регистрационный номер записи 2117847860810), о чем выдано свидетельство серии 78 № 008200609.

16.03.2012  управлением издан приказ № 47 «О внесении изменений в региональный раздел реестра хозяйствующих субъектов по Республике Дагестан, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов».

Согласно пункту 2 названного приказа внесены изменения в реестр хозяйствующих субъектов согласно приложению 2 - перечень переименованных (преобразованных) хозяйствующих субъектов.

В соответствии с пунктом 2 приказа Дагестанский филиал ОАО «Ростелеком» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

Не согласившись с данным приказом, общество обратилось в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 8 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ) антимонопольный орган осуществляет полномочия по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов. Порядок формирования и ведения реестра устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 № 896 утверждены Правила формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - Правила).

На основании пункта 4 Правил включение в реестр сведений о хозяйствующем субъекте независимо от места его государственной регистрации осуществляется по решению территориального органа Федеральной антимонопольной службы - если хозяйствующий субъект имеет долю в размере более чем 35 % на соответствующем товарном рынке одного или нескольких субъектов Российской Федерации (территория, на которой осуществляет свою деятельность территориальный орган Федеральной антимонопольной службы).

В соответствии с пунктом 8 Правил для хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется антимонопольным органом по результатам анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта. Результаты анализа отражаются в аналитическом отчете.

Согласно пункту 1.4 «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденного Приказом ФАС РФ от 28.04.2010 № 220 не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии, а также при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных по признакам нарушения частей 1, 1.2 и 3 статьи 11, статей 14 - 18 Закона № 135-ФЗ.

Пунктом 13 Правил установлены основания для принятия решения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр.

Из указанных норм следует, что по общему правилу, одним из оснований для включения, изменения и исключения сведений о хозяйствующем субъекте из реестра является аналитический отчет, подготовленный антимонопольным органом.

Однако требования к содержанию аналитического отчета различны и зависят от административной процедуры исполнения государственной функции ведения реестра.

Административные процедуры, осуществляемые в рамках исполнения государственной функции по ведению реестра, а также последовательность действий, выполняемых в рамках каждой процедуры, определены в разделе 3 Административного регламента, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы РФ от 17.01.2007 № 6. По смыслу пунктов 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3 Административного регламента каждая из административных процедур (включение хозяйствующего субъекта в реестр, исключение хозяйствующего субъекта из реестра, внесение изменений в реестр) является самостоятельной.

Поскольку из названия и содержания приказа от 16.03.2012 № 47 следует, что он является приказом о внесении изменений в реестр хозяйствующих субъектов, то последовательность действий управления, совершаемых в административной процедуре внесения изменений в реестр, должна соответствовать требованиям, содержащимся в пунктах 3.29 - 3.40 Административного регламента.

Согласно пункту 3.29 основанием для начала действий по внесению изменений в реестр являются: аналитический отчет, содержащий заключение об изменении информации о товарном рынке (продуктовых и/или географических границах товарного рынка), на котором действует включенный в реестр хозяйствующий субъект; документы, содержащие сведения об изменении реквизитов хозяйствующего субъекта, включенного в реестр.

Правилами и Административным регламентом установлены следующие основания для внесения в реестр: а) аналитический отчет, содержащий сведения об изменении информации о товарном рынке, на котором действует хозяйствующий субъект; б) документы, подтверждающие изменение сведений о хозяйствующем субъекте (группе лиц); в) решение суда о внесении изменений в содержащиеся в реестре сведения.

Между тем, из материалов дела следует, что управлением аналитический отчет, содержащий сведения об изменении информации о товарном рынке, на котором действует хозяйствующий субъект, не составлялся, документы о ликвидации хозяйствующего субъекта или решение суда об исключении сведений о хозяйствующем субъекте из реестра также не представлены, что свидетельствует о нарушении управлением административной процедуры по внесению изменений в Реестр.

Учитывая, что оснований, предусмотренных пунктом 15 Правил и пунктом 3.29 Административного регламента, у управления не имелось, обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что Дагестанский филиал ОАО «Ростелеком» не подлежал включению в реестр.

Суд первой инстанции правильно отклонил довод управления о том, что для включения в реестр хозяйствующих субъектов достаточным основанием является изменение сведений о хозяйствующем субъекте.

Дагестанский филиал ОАО «Ростелеком» до 01.04.2011 был зарегистрирован как ОАО «Дагсвязьинформ». ОАО «Дагсвязьинформ» не имело лицензию на предоставление услуг международной и междугородней телефонной связи. Указанные услуги на территории Республики Дагестан оказывало ТУСМ -6 ОАО «Ростелеком». После присоединения ОАО «Дагсвязьинформ» к ОАО «Ростелеком» рынок предоставления связи на территории республики изменился, в связи с чем управление обязано было провести анализ рынка. Действия управления по включению Дагестанского филиала ОАО «Ростелеком» в реестр по основанию, указанному в оспариваемом приказе являются неправомерными.

Сам по себе факт включения Дагестанского филиала ОАО «Ростелеком» в реестр субъектов естественных монополий не освобождает управления от соблюдения административной процедуры, установленной Правилами и Административным регламентом.

Суд первой инстанции обоснованно не принял указание управления на правопреемство путем реорганизации ОАО «Дагвязьинформ» в форме присоединения к ОАО «Ростелеком», поскольку ни Правилами, ни Административным регламентом не предусмотрено включение хозяйствующего субъекта в реестр лишь на основании его правопреемства по отношению к содержащемуся в реестре хозяйствующему субъекту.

При таких обстоятельствах обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемый приказ управления о включении Дагестанского филиала ОАО «Ростелеком» в реестр, составлен с нарушением установленной процедуры, не соответствует требованиям Закона № 135-ФЗ и постановлению Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 №896, нарушает права и законные интересы ОАО «Ростелеком» в сфере предпринимательской деятельности, так как включение хозяйствующего субъекта в реестр налагает на него определенные обязанности и ограничения, сформулированные как «запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением», предусмотренные статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 10 Закона № 135 - ФЗ.

Суд правомерно удовлетворил требования ОАО "Ростелеком" в лице Макрорегионального филиала "Юг".

Решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 12.12.2012 по делу № А15-1790/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                             И.А. Цигельников                                                                                       

 

Судьи                                                                                                           Л.В. Афанасьева

                                                                                                          Д.А. Белов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2013 по делу n А63-13160/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также