Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 по делу n А20-3893/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Ессентуки                                                                 

20 февраля 2013 года                                                                               Дело № А20-3893/2012                                    

Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2013 года.

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Марченко О.В.,

судей: Луговой Ю.Б., Сулейманова З.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Канкошевой Я.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Народное предприятие «Шэджэм» на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 16.11.2012 по делу № А20-3893/2012

по заявлению закрытого акционерного общества «Народное предприятие «Шэджэм» (п. 1-й Чегем, Чегемский район, Кабардино-Балкарская Республика ИНН 0708001379, ОГРН 1030700100617)

к местной администрации Чегемского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (г. Чегем, Чегемский район, Кабардино-Балкарская Республика, ИНН 0708003626, ОГРН 1020700002069)

о признании незаконными бездействия и обязании устранить допущенные нарушения,

при участии в судебном заседании:

от местной администрации Чегемского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики: представитель Мамиева Ж.Х. (по доверенности № 2532 от 08.10.2012),

от закрытого акционерного общества «Народное предприятие «Шэджэм»: Шаваев А.Н. (директор),

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Народное предприятие «Шэджэм» (далее по тексту – общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Чегемского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (далее по тексту – администрация), выразившееся в непринятии решения о предоставлении земельных участков сельхозназначения в аренду и неподписании договора аренды земельных участков; об обязании администрацию заключить договор аренды земельных участков, расположенных в Чегемском районе Кабардино-Балкарской Республики, за пределами городского поселения Чегем: площадью 112 га с кадастровым № 07:08:1400000:181; площадью 74,5 га с кадастровым № 07:08:1400000:179; площадью 444 га с кадастровым № 07:08:1400000:180; площадью 61 га с кадастровым № 07.08:1200000:82; площадью 17 га с кадастровым № 07:08:1200000:83; площадью 8,5 га с кадастровым № 07:08:1200000:84; площадью 573,5 га с кадастровым № 07:08:1200000:85 (с учетом уточненных требований).

Решением суда от 16.11.2012 в удовлетворении требований отказано.

Общество не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.

Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены судом о времени и месте проведения судебного разбирательства.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, просил решение суда от 16.11.2012 отменить, жалобу удовлетворить.

Представитель администрации в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав мнение представителей сторон, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 16.11.2012 по делу № А20-3893/2012 является законным, обоснованным и отмене не подлежит по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в соответствии с государственным актом на право пользования землей № А-1 №253283 от 02.04.1980 колхозу им Ленина Чегемского района КБАССР предоставлены в бессрочное и бесплатное пользование земельные участки общей площадью 7 255,86 га для сельскохозяйственного использования.

15.02.1995 решением общего собрания колхоз им Ленина реорганизован в акционерное общество закрытого типа «Шэджэм», 30.01.2002 решением общего собрания акционеров реорганизован в сельскохозяйственный производственный кооператив «Шэджэм», 07.04.2003 СПК «Шэждэм» реорганизован в ЗАО рНП «Шэджэм».

12.12.2011 общество обратилось в администрацию Чегемского муниципального района с заявлением о принятии решения о переоформлении права бессрочного пользования на земельные участки общей площадью 1 291 га на право аренды.

19.02.2012 общество повторно обратилось в администрацию с заявлением, одновременно, приложило проект договора аренды.

Письмом № 435 от 23.03.2012 администрация заявления общества оставила без разрешения.

На основании постановления № 321-па от 31.08.2012 в газете «Голос Чегема» № 112 от 04.09.2012 опубликована информация о выставлении на торги права на заключение договора аренды спорных земельных участков.

Полагая, что орган местного самоуправления незаконно не принимает решение о передачи земельных участков, общество, обратилось с заявленными требованиями в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на нее какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа, который принял оспариваемый акт, решение или совершил оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, который принял акт, решение или совершил действия (бездействие, пункты 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органа государственной власти соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса).

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

Пунктом 7 статьи 10 Федерального Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ от 24.07.2001 установлено, что приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» № 137-ФЗ от 25.10.2001 (далее по тексту – Закон № 137-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ юридические лица, за исключением поименованных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность в соответствии с правилами статьи 36 указанного Кодекса.

Следовательно, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким участком, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

В пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем, а также представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» № 210-ФЗ от 27.07.2010 перечень документов.

Из системного анализа вышеприведенных норм права следует, что решение о предоставлении земельного участка на праве собственности должно быть принято компетентным органом в месячный срок со дня поступления заявления в исполнительный орган государственной власти с приложением необходимых документов.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации № 475 от 13.09.2011 утвержден новый перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что общество, обращаясь с заявлением от 12.12.2011 о предоставлении в собственность земельных участков, представило следующие документы: копию государственного акта, копию устава и письма Минэкономразвития РФ от 31.01.2011 и от 17.08.2011. К заявлению № 8 от 19.02.2012 общество приложило договор аренды в 5 экземплярах.

Суд первой инстанции, исследовав представленные в обоснование заявлений от 12.12.2011 и от 19.02.2012 документы, пришел к правильному выводу, что заявителем представлены документы с нарушениями требований, указанных в Перечне документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации № 475 от 13.09.2011.

Так, обществом не представлены копии документов, удостоверяющие личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица, свидетельства о государственной регистрации юридического лица или выписку из государственных реестров о юридическом лице, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок, кадастровые паспорта испрашиваемых земельных участков, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.

При установленных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в соответствии с требованиями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, без предоставления обязательных для рассмотрения вопроса о предоставления земельных участков документов уполномоченный орган не вправе принимать решение о предоставлении обществу земельных участков.

При этом, довод общества о приобщении к заявлению от 19.02.2012 копий кадастровых паспортов в виде приложения к проекту договора аренды, обоснованно судом первой инстанции не принят во внимания, поскольку, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обществом не представлены надлежащие доказательства в обоснование своих доводов.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что, поскольку обществом к заявлениям, направленным в уполномоченный орган, не были приложены все предусмотренные законом документы, следовательно, оснований для признания незаконными действия (бездействия) администрации, у суда отсутствуют.

Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на основании акта органа местного самоуправления. Из содержания данной статьи следует, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, в связи с чем обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Согласно материалам дела на основании постановления № 321-па от 31.08.2012 в газете «Голос Чегема» № 112 от 04.09.2012 опубликована информация о выставлении на торги права на заключение договора аренды спорных земельных участков.

Определением суда

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 по делу n А63-10372/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также