Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2013 по делу n А61-1373/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ
СУД ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки 19 февраля 2013 года Дело № А61-1373/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2013 года. Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2013 года. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю. Б., судей: Марченко О. В., Сулейманова З. М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Эсангальдеевой Х. А., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации местного самоуправления Кировского района Республики Северная Осетия – Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия – Алания от 05.09.2012 по делу № А61-1373/2012 (под председательством судьи Бекоевой С. Х.), по заявлению Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия – Алания (ИНН 1502008943, ОГРН 1021500576426, 362005, Республика Северная Осетия – Алания, г. Владикавказ, проспект Мира, 25) к администрации местного самоуправления Кировского района Республики Северная Осетия – Алания (ИНН 1509000622, ОНРН 1021500002193, 363600, Республика Северная Осетия – Алания, с. Эльхотово, ул. Зортова, 20), заинтересованное лицо – Республиканское государственное сельскохозяйственное предприятие совхоз «Карджинский» Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания (ИНН 1509000291, ОГРН 1021500904655, 363602, Республика Северная Осетия – Алания, Кировский район, с. Карджин, ул. Ленина, 3), третье лицо: Озиев Алан Георгиевич, о признании недействительными постановлений, с участием в заседании от Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия – Алания представителя Кануковой В. А. на основании доверенности от 25.09.2012 №1264, от администрации местного самоуправления Кировского района Республики Северная представителей Уртаева А. И. на основании доверенности № 2 от 09.01.2013 и Гогаева М. Т. на основании доверенности № 3 от 09.01.2013, УСТАНОВИЛ:Министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания (далее – министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия – Алания с заявлением к администрации местного самоуправления Кировского района Республики Северная Осетия – Алания (далее – администрация), Республиканскому государственному сельскохозяйственному предприятию совхоз «Карджинский» Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия – Алания (далее – совхоз), в котором просило признать недействительными постановления администрации: – от 12.12.2006 № 226 «О передаче земельных участков, принадлежащих совхозу «Карджинский», в районный фонд перераспределения земель»; – от 28.07.2011 № 179 «Об организации и проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного 540-м севернее с. Кар-джин»; – от 16.11.2011 № 268 «Об организации и проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного 430-м севернее с. Кар-джин»; – от 18.01.2012 № 14 «О предоставлении Озиеву А. Г. в аренду земельного участка в с. Карджин»; - от 18.01.2012 № 15 «О предоставлении Озиеву А. Г. в аренду земельного участка в с. Карджин». К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Озиев Алан Георгиевич. Требования со ссылкой на нормы Федерального закона № 53-ФЗ от 07.04.2006 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”, Федеральный закон “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон), Закона Республики Северная Осетия – Алания № 17-РЗ от 14.05.2004 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Республике Северная Осетия – Алания» мотивированы отсутствием у администрации полномочий по распоряжению земельными участками, относящимися к собственности Республики Северная Осетия – Алания. Решением суда от 05.09.2012 требования удовлетворены в полном объеме. Суд пришел к выводу, что земельные участки в силу закона являются собственностью Республики Северная Осетия – Алания и администрация не вправе была распоряжаться ими, в том числе путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования. Суд также установил, что прекращение права постоянного (бессрочного) пользования совхоза земельным участком, осуществлено с нарушением статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку согласие министерства (учредителя совхоза) на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком отсутствует. Не согласившись с решением, администрация обратилась в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению заявителя, суд первой инстанции не учел положения пункта 10 статьи 3 Вводного закона, согласно которым до разграничения государственной собственности на землю распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления, в черте границ которых находятся земельные участки, и необоснованно сослался на нарушение статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации, так как указанная статья на момент отказа совхоза от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком действовала в иной редакции, не предусматривающей необходимость получения согласия учредителя на такой отказ. Поэтому вывод суда о недействительности постановлений по мотиву распоряжения администрацией земельным участком, относящимся к федеральной собственности, неправомерен. Кроме того, администрация в дополнении к апелляционной жалобе указала на неполное исследование судом обстоятельств дела и неправильное применение норм процессуального права. В отзыве на апелляционную жалобу министерство отклонило доводы жалобы, указало на законность и обоснованность обжалуемого решения, просило оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены Шестнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 258, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В судебном заседании представители администрации просили решение суда от 05.09.2012 отменить, представитель министерства настаивал законности и обоснованности обжалуемого решения, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения 17.10.2012 информации о принятии апелляционной жалобы к производству на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://arbitr.ru) в суд полномочных представителей не направили, причину неявки суду не сообщили, что в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие. Выслушав в судебном заседании представителей администрации и министерства, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней и отзыва, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего. Как видно из материалов дела, письмом от 02.11.2006 совхоз обратился к администрации с просьбой о прекращении прав на все земельные участки, находящиеся в пользовании совхоза, и передаче их в районный фонд перераспределения земель, в том числе: пашни – 912 га, сенокосы – 400 га, пастбища – 543 га, в связи с тем, что производственная деятельность совхоза практически прекращена (т. 1, л. д. 65). Постановлением администрации № 226 от 12.12.2006 «О передаче земельных участков, принадлежащих совхозу «Карджинский», в районный фонд перераспределения земель» прекращено право постоянного (бессрочного) пользования совхоза земельным участком, расположенным в Кировском районе Республики Северная Осетия – Алания общей площадью 1855 га, в том числе пашни – 912 га, сенокосы – 400 га, пастбища – 543; земельный участок включен в районный фонд перераспределения земель (т. 1, л. д. 10). Постановлением администрации № 179 от 28.07.2011 «Об организации и проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного 540-м севернее с. Карджин» организовано проведение торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 169,9567 га с кадастровым номером 15:02:030201:164, расположенного в Кировском районе, 540-м севернее с. Карджин (т. 1, л. д. 21). По результатам проведения указанных торгов администрацией принято постановление № 14 от 18.01.2012 «О предоставлении Озиеву А. Г. в аренду земельного участка в с. Карджин», согласно которому земельный участок общей площадью 169,9567 га с кадастровым номером 15:02:030201:164, расположенный в Кировском районе, 540-м севернее с. Карджин, предоставлен Озиеву А. Г. в аренду сроком на 5 лет (т. 1, л. д. 23 – 24). Постановлением администрации № 268 от 16.11.2011 «Об организации и проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного 430-м севернее с. Карджин» организовано проведение торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 136,3037 га с кадастровым номером 15:02:030201:163, расположенного в Кировском районе, 430-м севернее с. Карджин (т. 1, л. д. 22). По результатам проведения указанных торгов администрацией принято постановление № 15 от 18.01.2012 «О предоставлении Озиеву А. Г. в аренду земельного участка в с. Карджин», согласно которому земельный участок общей площадью 136,3037 га с кадастровым номером 15:02:030201:163, расположенный в Кировском районе, 430-м севернее с. Карджин, предоставлен Озиеву А. Г. в аренду сроком на 5 лет (т. 1, л. д. 15 – 16). Полагая, что администрация незаконно распорядилась земельными участками, относящимися к собственности Республики Северная Осетия – Алания, министерство обратилось в суд с требованием о признании упомянутых постановлений недействительными. В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. По смыслу приведенных норм права, положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», обязательным условием для признания ненормативного правового акта органа муниципальной власти недействительным является установление судом совокупности двух обстоятельств: несоответствие такого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Удовлетворяя заявление министерства, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего. В соответствии со статьей 18 Земельного кодекса Российской Федерации в собственности субъектов Российской Федерации помимо прочего находятся земельные участки, право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю. В силу пункта 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами. Согласно пункту 2 статьи 3.1 Вводного закона в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации помимо прочего относятся земельные участки, предоставленные казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2013 по делу n А15-2139/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и прекратить производство по делу »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|