Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2013 по делу n А61-1904/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД   ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ  

г. Ессентуки                                                                                             

12 февраля 2013 года                                                                    Дело №  А61-1904/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен  12 февраля  2013 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Годило Н.Н.,

судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,                                                   

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания                  Потаповым М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2,

апелляционную жалобу медицинского бюджетного учреждения здравоохранения «Ардонская центральная районная больница» на решение от 27.08.2012 по делу А61-1904/2011 Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания,

по иску общества с ограниченной ответственностью «Эко-Центр»

к медицинскому бюджетному учреждению здравоохранения «Ардонская центральная районная больница», Министерству здравоохранения РСО-Алания, территориальному фонду обязательного медицинского страхования, РСО-Алания в лице Министерства финансов РСО-Алания,

о взыскании задолженности по государственному контракту в размере 587 555 рублей 18 копеек и пени в размере 38 105 рублей,

в отсутствие участвующих  в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, от   медицинского бюджетного учреждения здравоохранения «Ардонская центральная районная больница» поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Эко-Центр» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с иском к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Ардонская центральная районная больница» (далее – больница) о взыскании 587 555 рублей 18 копеек задолженности по государственным контрактам от 25.12.2009 № 786, 794, 787 и 38 105 рублей пени.

Суд определениями от 12.10.2011, 27.10.2011 и 14.12.2011 с согласия истца привлек к участию в деле в качестве соответчиков Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Северная Осетия – Алания (далее – фонд), Министерство здравоохранения Республики Северная Осетия – Алания (далее – Минздрав РСО – Алания), Республику Северная Осетия – Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия – Алания (далее – Минфин РСО – Алания), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – Управление Республики Северная Осетия – Алания по размещению заказов для государственных нужд (далее – управление), администрацию местного самоуправления Ардонского района Республики Северная Осетия – Алания, Правительство Республики Северная Осетия –Алания.

Решением от 30.12.2011, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.03.2012, иск удовлетворен, требуемая истцом сумма задолженности взыскана с фонда. В иске к остальным соответчикам отказано. Суды пришли к выводу о том, что в соответствии с конкурсной документацией стоимость поставленного товара оплачивается за счет средств фонда, задолженность документально подтверждена.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.06.2012г. решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены. Дело направленно в Арбитражный суд Республики Северная Осетия – Алания.

В постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.06.2012 указано, что при новом рассмотрении суду необходимо выяснить осуществлено ли финансирование больницы по спорным контрактом и в каком размере, возможность и правомерность расходование этих средств.

Определением суда от 24.07.2012 к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора привлечено ЗАО «МАКС».

Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 27.08.2012 исковые требования удовлетворены частично. С муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Ардонская центральная районная больница» в пользу Поставщика взыскано 625 660 рублей 18 копеек, в иске к остальным ответчикам отказано.

Решение суда первой инстанции мотивировано тем, что обязанность плательщика больнице переданы дополнительными соглашениями от 25.12.2009 к государственным контрактам от 25.12.2009 № 786, 794 и 787, а больница не исполнила обязанности по оплате принятого товара и не обосновала правомерность расходования больницей средств фонда на иные цели.

Не согласившись с решением суда, больница подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований к ней в полном объеме. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что контракты должны исполняться за счет средств республиканского бюджета и средств обязательного медицинского страхования. Больница оплачивает поставленные товары только в пределах предоставленных средств. Получателем денежных средств от фонда непосредственно является общество с ограниченной ответственностью «Эко-Центр».

Правильность решения от 27.08.2012  года проверена в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает решение суда подлежащим отмене, а апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в рамках реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Северная Осетия – Алания на 2009 год, фондом совместно с Минздравом РСО – Алания размещена заявка на поставку лекарственных средств для нужд лечебно-профилактических учреждений республики. Сумма заявки составила 148 538 447 рублей, источником финансирования указан бюджет фонда. Для проведения аукциона составлена и утверждена документация, опубликовано извещение № 05-02-187-09.

В пункте 8 информационной карты аукционной документации средства обязательного медицинского страхования указаны как источник финансирования, место поставки – лечебно-профилактические учреждения согласно перечню № 1.

По результатам проведенного 25.12.2009 аукциона Минздрав РСО – Алания (заказчик) и общество (поставщик) заключили государственные контракты № 786, 794 и 787, в соответствии с условиями которых поставщик обязался осуществить поставку изделий медицинского назначения для обеспечения учреждений здравоохранения РСО-Алания в соответствии с согласованными сторонами техническими заданиями, указанными в Приложениях № 1 к контрактам. Содержание, этапы, срок и место поставки оговорены в Приложениях № 2 к контрактам. Срок действия контрактов установлен с 25.12.2009 по 31.12.2010.

Согласно условиям пункта 12 государственных контрактов оплата товара производится после сдачи поставщиком и приемки заказчиком поставленного товара, оформленных актом сдачи-приемки. Оплата производится по ценам, указанным в протоколе соглашения о контрактной цене (пункт 13). За просрочку оплаты поставленного товара заказчик уплачивает поставщику пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка России от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки платежа (пункт 19).

25 декабря 2009 года стороны государственных контрактов (Минздрав РСО – Алания и общество) при участии больницы заключили дополнительные соглашения к названным государственным контрактам, в которых определили, что оплата поставленного товара производится после сдачи поставщиком и приемки учреждением (больницей) поставленного товара, оформленных актом сдачи-приемки. Счета поставщика с приложенными актами оплачиваются учреждением в установленном порядке, при наличии средств обязательного медицинского страхования, направленных на предусмотренные контрактом цели. Также из условий дополнительных соглашений следует, что государственный заказчик данными дополнительными соглашениями передал больнице свои полномочия по приемке изначально предназначенного для нее товара, оформлению первичных бухгалтерских документов по приемке. В дополнительных соглашениях конкретизирован источник финансирования – за счет средств обязательного медицинского страхования.

Во исполнение условий заключенных государственных контрактов общество по товарным накладным (т. 1, л. д. 58 – 70) поставило в больницу товары медицинского назначения на общую сумму 1 380 606 рублей 56 копеек.

Больница оплатила поставленную продукцию частично на сумму 721 051 рубля 38 копеек.

Оценив представленную в материалы дела конкурсную документацию, суд пришел к верному выводу о том, что заключенные 25.12.2009 дополнительные соглашения к спорным государственным контрактам не противоречат статье 526 Кодекса и части 5 статьи 9 Закона о размещении заказов, поскольку названными дополнительными соглашениями стороны определили плательщика по государственным контрактам и указали в соответствии с конкурсной документацией источник финансирования – средства обязательного медицинского страхования.

В то же время, взыскав сумму долга и пени с больницы, суд первой инстанции не учел следующего.

Согласно пункту 1 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии со статьёй 526 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику, либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Согласно пункту 2 статьи 531 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется получателям, указанным в отгрузочной разнарядке, оплата товаров производится государственным или муниципальным заказчиком, если иной порядок расчётов не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом.

Согласно части 1 статьи 431 Кодекса при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Если правила, содержащиеся в части первой данной нормы, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимоотношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.

В соответствии с пунктом 12 дополнительных соглашений к спорным государственным контрактом счета поставщика (общества) с приложенными к ним актами оплачиваются учреждением (больницей) в установленном порядке, при наличии средств обязательного медицинского страхования, направленных на предусмотренные контрактом цели. Следовательно, названным пунктом дополнительных соглашений стороны конкретно определили плательщика по спорным государственным контрактам, а именно – больницу, а также определили условия исполнения больницей возложенных на нее функций плательщика – при наличии средств обязательного медицинского страхования, направленных по целевому назначению (оплата поставленной по контракту продукции).

Как следует из поданной апелляционной жалобы больницы, прилагаемых пояснений по расходованию денежных средств ОМС перечисленных для осуществления расчетов с поставщиками лекарственных средств и изделий медицинского назначения, копий платежных поручений от 05.02.2010 № 32, от 30.03.2010 № 76, от 19.04.2010 № 102, от 17.02.2010 № 40, от 16.02.2010 № 34, от 13.04.2010 № 81, от 12.05.2010 № 116, от 26.02.2010 № 50, от 26.02.2010 № 51, от 30.03.2010 № 75 денежные средства ОМС перечисленные для расчета с поставщиками лекарственных средств определенных по итогам аукциона проведенного в декабре 2009 года направлены по целевому назначению на расчет с поставщиками по государственным контрактам от 25 декабря 2009 года. Наличие задолженности перед истцом обусловлено отсутствием финансирования на все суммы государственных контрактов.

Министерство здравоохранение РСО-Алания в своем письме от 05 февраля 2013 года исх. № 340 подтвердило, что государственные контракты и дополнительные соглашения к ним, указанные в распечатке представленной МБУЗ «Ардонская центральная районная больница» (том 5 л.д. 35) заключены в соответствии с Распоряжением Правительства РСО-Алания от 31 июля 2009 года № 153-р «О централизации закупок для нужд лечебных учреждений» по итогам аукциона, проведенного в декабре 2009 года, где источником финансирования заявлены средства обязательного медицинского страхования.

Доводы апеллянта об отсутствии полного финансирования на всю сумму заключенных государственных контрактов подтверждаются также имеющимися в деле доказательствами.

Распоряжением  Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 31 июля 2009 года № 153-р Министерству здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания и Территориальному фонду обязательного медицинского страхования  Республики Северная Осетия-Алания поручено осуществить мероприятия по централизации закупок медикаментов, изделий медицинского назначения и продуктов питания для нужд лечебных учреждений, участвующих в реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Республики Северная Осетия-Алания, бесплатной медицинской помощи на 2009 год, за счет республиканского бюджета и средств обязательного медицинского страхования (том 2, л.д. 181).

Протоколом № 1 заседания Республиканской комиссии по согласованию тарифов на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования от 18 декабря 2009 года в целях исполнения Распоряжения Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 31 июля 2009 года № 153-р утверждены суммы индексации принятых к оплате счетов медицинских учреждений за ноябрь 2009 года

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2013 по делу n А20-815/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также