Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2013 по делу n А20-422/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                                                Дело №А20-422/2011

24 января 2013 года                                                                       

 

Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2013 года.

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Казаковой Г.В.,

судей: Марченко О.В., Сулейманова З.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бибулатовой Э.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стройсервис» на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 16.08.2012 по делу № А20-422/2011 (судья Байзулаев Р.И.),

по иску Министерства труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики             (ИНН 0721018445, ОГРН 1060721064326)

к обществу с ограниченной ответственностью «Стройсервис» (ИНН 0701008914,                      ОГРН 1020700508597),

государственному учреждению Базовый республиканский детский социально-реабилитационный  центр «Радуга» (ИНН 0711013543, ОГРН 1030700208340),

третье лицо: Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0711037858, ОГРН 102070075622),

- о признании государственного контракта от 01.04.2008 №187 частично исполненным и расторжении в связи с существенными нарушениями условий его исполнения;

- о признании договора от 01.04.2008 №1 ничтожной сделкой;

- определении стоимости выполненных работ путем уменьшения цены государственного контракта от 01.04.2008 №187 пропорционально фактически выполненному объему работ (услуг) на 562 320 руб.;

- о признании договоров подряда от 11.03.2009 №10 и от 03.04.2009 №12 неосновательными и ничтожными сделками;

- о применении последствий недействительности ничтожной сделки и взыскании 1 106 750 руб. неосновательного обогащения в бюджетную систему Кабардино-Балкарской Республики, в том числе: в доход республиканского бюджета – 907 350 руб.,

внебюджетный доход государственного учреждения – Базовый республиканский детский  реабилитационный центр «Радуга» - 199 400 руб.;

- о взыскании 185 900 руб. процентов;

- о признании государственного контракта от 16.07.2009 №162 частично исполненным и расторжении в связи с существенными нарушениями условий  его исполнения;

- о признании договоров подряда от 17.07.2009 №09/18 и от 05.10.2009 №20 , от 01.09.2009 №09/29, от 01.10.2009 №19, от 17.07.2009 №09/23, от 20.07.2009 №09/24, от 21.07.2009 №09/26 неосновательными и ничтожными сделками;

- о применении последствий недействительности ничтожной сделки и обязании ответчика вернуть сумму неосновательного обогащения в размере 789 189 руб. в бюджетную систему Кабардино-Балкарской Республики,

- о взыскании в доход республиканского бюджета КБР процентов за пользование чужими денежными средствами в определенном судом размере,

при участии в судебном заседании представителей:

от истца – Министерства труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики  не явились, извещены;

от ответчика - ООО «Стройсервис»- Загаштоков С.Ф. (доверенность от 15.12.2012);

в отсутствие представителей других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

У С Т А Н О В И Л:

 

Министерство труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Стройсервис» (далее - ответчик, общество) со следующими требованиями:

- о признании государственного контракта от 01.04.2008 №187 частично исполненным и расторжении в связи с существенными нарушениями условий его исполнения;

- о признании договора от 01.04.2008 №1 ничтожной сделкой;

- об определении стоимости выполненных работ путем уменьшения цены государственного контракта от 01.04.2008 №187 пропорционально фактически выполненному объёму работ (услуг) на 562 320 руб.;

- о признании договоров подряда от 11.03.2009 №10 и от 03.04.2009 №12 на выполнение опорных колонн под конструкции ранее построенных водных горок на общую сумму 199 400 руб. неосновательными и ничтожными сделками;

- о применении последствий недействительности ничтожной сделки и взыскании 1 106 750 руб.  неосновательного обогащения в бюджетную  систему Кабардино-Балкарской Республики, в том числе: в доход республиканского бюджета - 907 350 руб., внебюджетный доход государственного учреждения Базовый республиканский детский социально-реабилитационный центр «Радуга» - 199 400 руб.;

- о взыскании 185 900 руб. процентов.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики (далее - Минфин) и государственное учреждение Базовый республиканский детский социально-реабилитационный центр «Радуга» (далее - детский центр).

18.04.2011 Арбитражным судом Кабардино-Балкарской Республики (судья Н.Ж. Кочкарова) возбуждено производство по делу №А20-708/2011 по иску Министерства труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики к обществу с ограниченной ответственностью «Стройсервис»:

- о признании государственного контракта от 16.07.2009 №162 частично исполненным и расторжении в связи с существенными нарушениями условий его исполнения;

- о признании договоров подряда от 17.07.2009 №09/18 и от 05.10.2009 №20 , от 01.09.2009 № 09/29, от 01.10.2009 № 19, от 17.07.2009 № 09/23, от 20.07.2009 № 09/24, от 21.07.2009 № 09/26 неосновательными и ничтожными сделками;

- о применении последствий недействительности ничтожной сделки и обязании ответчика вернуть сумму неосновательного обогащения в размере 789 189 руб. в бюджетную систему Кабардино-Балкарской Республики,

- о взыскании в доход республиканского бюджета КБР процентов за пользование чужими денежными средствами в определенном судом размере,

Определением суда от 28.04.2011 дела объединены в одно производство с присвоением номера А20-422/2011 (том 1, л.д. 113-116).

Определением суда от 17.05.2011 исковые требования о расторжении в судебном порядке государственных контрактов от 01.04.2008 №187 и от 16.07.2009 №162оставлены без рассмотрения в связи с несоблюдением претензионного порядка разрешения спора (том 2, л.д. 89-93, 148-154).

В порядке части 6 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определением от 17.11.2011 суд привлек к участию в деле в качестве соответчика государственное учреждение Базовый республиканский детский социально-реабилитационный центр «Радуга», изменив его процессуальное положение (том 3 л.д. 102-106).

Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.12.2011, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2012, исковые требования удовлетворены частично. Истцу было отказано в иске, в том числе о признании ничтожными десяти договоров подряда на устройство колонн под водными горками, отделочных и монтажных работ по приведению в порядок спальных вагончиков ввиду признания их оспоримыми сделками и истечением годичного срока исковой давности.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.05.2012 судебные акты отменены в части отказа в удовлетворении иска о признании договоров подряда ничтожными сделками, на том основании, что выводы о возможности применения годичного срока исковой давности являются преждевременными, не проверено размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, поставщика), не учтены доводы истца о том, что стоимость работ по договорам подряда была заложена в цену государственных контрактов, а также то обстоятельство, что отношения, связанные с размещением заказов на поставку товаров, выполнение работ для государственных или муниципальных нужд, регулируются Законом о размещении заказов для государственных нужд,  в этой части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.

При новом рассмотрении дела министерство и третье лицо поддержали иск о признании десяти договоров подряда на устройство колонн под водными горками и строительных работ по установке спальных вагончиков недействительными (ничтожными), применении последствий их ничтожности путем взыскания в бюджет 988 562 руб. неосновательного обогащения и 163 370 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики 16.08.2012 суд признал недействительными договоры подряда, заключенные между обществом с ограниченной ответственностью «Стройсервис» и государственным учреждением Базовый республиканский детский социально-реабилитационный центр «Радуга» от 11.03.2009 №10, от 03.04.2009 №12, от 17.07.2009 №№ 09/18 и 09/23, от 20.07.2009 №№ 09/24 и 09/25, от 21.07.2009 №09/26, от 01.09.2009 №19, от 01.10.2009 №09/29 и от 05.10.2009 №20 на общую сумму 988 562 руб. Применил последствия недействительности (ничтожности) сделок и взыскал с общества с ограниченной ответственностью «Стройсервис» в пользу республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики 988 562 (девятьсот восемьдесят восемь тысяч пятьсот шестьдесят два) рубля неосновательного обогащения и 163 222 руб. 57 коп. процентов, в удовлетворении иска в остальной части отказано. Взыскано с общества с ограниченной ответственностью «Стройсервис» в доход федерального бюджета 32 258 руб. 92 коп. государственной пошлины. Взыскано с государственного учреждения Базовый республиканский детский социально-реабилитационный центр «Радуга» в доход федерального бюджета 32 258 руб. 92 коп.

Не согласившись с указанным судебным актом, ООО «Стройсервис» обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда от 16.08.2012 отменить, как принятое с нарушением норм материального права, при неполном выяснении всех обстоятельств дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Кроме того, ответчик считает, что истцом пропущен срок исковой давности.

Определением апелляционного суда от 01.11.2012 апелляционная жалоба общества принята к производству, рассмотрение дела по жалобе назначено на 17.12.2012, которое отложено на 14.01.2013.

В судебном заседании 14.01.2013 представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в заявленных требованиях. Кроме того, ответчик заявил ходатайство об истребовании дополнительных доказательств по делу.

Представители истца, третьего лица и ответчика – детского центра, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились,  о причинах неявки суд не известили.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело по апелляционной жалобе рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.

Проверив правильность решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 16.08.2012 по делу №А20-422/2011 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полном объеме, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,  по результатам торгов, проведенных в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №94),  между министерством (государственный заказчик) и ООО «Стройсервис» (исполнитель) 01.04.2008 и 16.07.2009 были заключены государственные контракты №№ 187 и 162 на поставку водных горок и жилых систем контейнерного типа (спальных вагончиков) (т.1, л.д. 21-24, 135-139). Государственными контрактами установлена твердая цена контрактов в размере  3 450 000 руб. и 496 992 руб. соответственно, в которую вошли стоимость работ по установке  горок и спальных вагончиков (приложения №№ 1, 2).

Пунктом 8.2 контракта №162 от 16.07.2009 установлено, что поставляемые спальные вагончики должны быть новыми, ранее не использованными, не должны иметь дефектов, связанных с конструкцией, материалами или функционированием.

Согласно техническому заданию (приложение №2 к государственному контракту №162) спальные вагончики должны иметь кровлю, утеплитель, гидроизоляцию, наружную облицовку, электрооборудование, и также предназначены для использования при температуре окружающего воздуха -35°С.

По контракту №187 от 01.04.2008 срок поставки, а соответственно и установки конструкций определен - 30.05.2008, а по контракту №162 от 16.07.2009 срок исполнения установлен  в течение 10 дней с момента подписания контракта, то есть до 27.07.2009 (пункты 3.5, 3.1).

Между тем, общество с ограниченной ответственностью «Стройсервис» и государственное учреждение Базовый республиканский детский социально-реабилитационный центр «Радуга» заключили договоры от 11.03.2009 №10, от 03.04.2009 №12, от 17.07.2009 №№ 09/18 и 09/23, от 20.07.2009 №№ 09/24 и 09/25, от 21.07.2009 №09/26, от 01.09.2009 №19, от 01.10.2009 №09/29 и от 05.10.2009 №20 на общую сумму 988 562 руб. на установку колонн под водными горками и на выполнение отделочных, сантехнических и электромонтажных работ в жилых вагончиках.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные министерством требования в части признания недействительными договоры, заключенные обществом и государственным учреждением Базовый республиканский детский социально-реабилитационный центр «Радуга» правомерно исходил из следующих установленных обстоятельств и норм действующего законодательства.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что правоотношения Министерства и общества по государственным контрактам №187 от 01.04.2008 и №162 от 16.07.2009 регулируются положениями главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2013 по делу n  А61-2228/12. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также