Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2011 по делу n  А18-615/11. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                  Дело  № А18- 615 /11

27 июля  2011 г

Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2011 г.,

полный текст постановления изготовлен 27 июля  2011 г.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего: Афанасьевой Л.В.,

Судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А.,

при   ведении   протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республики Ингушетия и Управления Федерального казначейства по Республики Ингушетия  на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 24 мая 2011 г.  по делу №А18-615/2011 по заявлению Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республики Ингушетия к Управлению Федерального казначейства по Республики Ингушетия о признании незаконными действия Управления Федерального казначейства по Республики Ингушетия и обязать Управление Федерального казначейства по РИ взыскать административный штраф в сумме 100000 рублей с Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия (судья Гелисханова Р.З.),

в отсутствии лиц участвующих в деле,

УСТАНОВИЛ:

Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республики Ингушетия (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республики Ингушетия о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Республики Ингушетия и обязать Управления Федерального казначейства   по РИ взыскать административный штраф в сумме 100000 рублей с Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия.           

Решением суда от 24 мая 2011 года действия Управления Федерального казначейства по Республики Ингушетия по оставлению без исполнения постановления Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республики Ингушетия от 23 марта 2010 года признаны незаконными, как не соответствующие Бюджетному кодексу Российской Федерации. В части обязания Управления Федерального казначейства по РИ взыскать административный штраф в сумме 100.000 рублей с Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия отказано.

Решение суда мотивированно тем, что казначейством пропущен срок взыскания штрафа.  

Не согласившись с принятым решением, Управления Федерального казначейства по Республики Ингушетия обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, отказать Управлению Росприроднадзора в удовлетворении требования о признании действий УФК незаконными. Заявитель указывает, что взыскание на средства бюджетной системы РФ производится органами Федерального казначейства только на основании исполнительного листа и судебного приказа.

Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республики Ингушетия обратилось с самостоятельной жалобой,  в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в обязании УФК по РИ взыскать административный штраф в сумме 100000 рублей с Министерства сельского хозяйства и природопользования РИ, просит решение в этой части отменить. Управление федеральной службы указывает, что срок давности исполнения исполнительного документа истекает 28.05.2011, обжалуемое решение суда первой инстанции вынесено 24.05.2011, таким образом вывод суда об истечении срока взыскания административного штрафа необоснован.

Управления Федерального казначейства по Республики Ингушетия представило тзыв на апелляционную жалобу Управления Росприроднадзора РИ, в котором оно просит апелляционную жалобу Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республики Ингушетия оставить без удовлетворения.

Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в обжалуемой части при отсутствии возражений, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что  решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 24 мая 2011 года по делу №А18-615/2011 следует оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

Из материалов дела усматривается, что Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республики Ингушетия было вынесено постановление № И от 23.03.2010 года о назначении административного наказания в отношении Министерства сельского хозяйства и -продовольствия РИ, сумма штрафа 100.000 рублей. Решением Арбитражного суда РИ от 14.05.2010 года данное постановление признанно незаконным.

Постановление о наложении административного взыскания было направлено в службу судебных приставов, для исполнения. 15.11.10 года служба судебных приставов вернула постановление, в связи с тем, что у должника отсутствует имущество, на которое может бать обращено взыскание.

29.11.2010 года заявитель  направил постановление в Управление Федерального казначейства по Республики Ингушетия для взыскания денежных средств в размере 100.000 рублей с Министерства сельского хозяйства и продовольствия РИ.

Управлением Федерального казначейства по РИ не приняты никакие меры по принудительному взысканию денежных средств с Министерства сельского хозяйства и продовольствия РИ.

Пологая, что Бездействие УФК по РИ является незаконным Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республики Ингушетия обратилось в арбитражный суд Республики Ингушетия.

Порядок исполнения постановления о наложении административного штрафа регламентирован статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Частью 5 статьи 32.2 Кодекса установлено, что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Статьей 7 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами. Указанные в части 1 статьи 7 органы и организации исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 Закона об исполнительном производстве, в порядке, установленном данным Федеральным законом и иными федеральными законами.

Статьей 12 Закона об исполнительном производстве акты органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях также отнесены к числу исполнительных документов (пункт 6 части 1).

Статьей 239 Бюджетного кодекса Российской установлено, что иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.

Главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее в настоящей статье -лицевые счета должника).

Порядок исполнения постановлений административных органов по делам об административных правонарушениях о взыскании штрафа с бюджетной организации бюджетное законодательство не регулирует.

Судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений задолженности по уплате административных штрафов законодательством Российской Федерации не предусмотрен.

Проанализировав положения главы 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относящие наложение административного наказания к полномочиям не только судов, но и административных органов и их должностных лиц, части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей бесспорный порядок исполнения постановлений административных органов, а также статьи 12 Закона об исполнительном производстве, включающей постановления органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях в число исполнительных документов, суд приходит к выводу о том, что перечисленные нормы являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В связи с этим в случае отсутствия у бюджетного учреждения счетов в Банке России или иных кредитных учреждениях соответствующий исполнительный документ, выдаваемый административным органом, подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в постановлении от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение".

По смыслу указанных разъяснений положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут расцениваться в качестве основания для отнесения к подведомственности арбитражных судов дел о привлечении бюджетных учреждений к административной ответственности за правонарушения, рассмотрение которых в соответствии с главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществляется административными органами.

При неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке постановления о наложении административного штрафа данное постановление обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации. В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункт 2 постановления).

Доводы апелляционной жалобы УФК РИ  не нашли подтверждения.

В соответствии сост. 31.9, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.

В части требования обязания Управления Федерального казначейства по РИ взыскать административный штраф в сумме 100.000 рублей с Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия,  в соответствии с п.п.З п.2 ст.31,10 КоАП РФ отказать, в связи с истечением срока давности исполнения Постановления.

Довод апелляционной жалобы Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республики Ингушетия о том, что срок давности исполнения исполнительного документа истекает 28.05.2011, обжалуемое решение суда первой инстанции вынесено 24.05.2011, таким образом вывод суда об истечении срока взыскания административного штрафа необоснован – отклоняется, так как в соответствии с АПК суду предоставлен пятидневный срок рассылки судебного акта, с учетом этого Управление Федерального казначейства не распологает сроками по взысканию задолженности. При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции сроки исполнения постановления о взыскании штрафа нарушены. Данные сроки не подлежат восстановлению, по этому отсутствую основания для обязания УФК  по РИ исполнить постановление.  

Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.

На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 24 мая 2011 года  по делу №А18-615/2011.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение    Арбитражного суда Республики Ингушетия от 24 мая 2011 года  по делу №А18-615/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                         Л.В. Афанасьева

Судьи                                                                                                        М.У. Семенов

                                                                                                                   И.А. Цигельников

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2011 по делу n А22-1719/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также