Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2011 по делу n А63-11818/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый судебный актШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Ессентуки Дело № А63-11818/2010 регистрационный номер апелляционного производства 16АП-1342/11(1) резолютивная часть постановления объявлена 22.06.2011 полный текст постановления изготовлен 29.06.2011 Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Семенова М.У., судей Мельникова О.В., Цигельникова И.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Многофункциональное управляющее предприятие «Жилищно-эксплуатационный участок-15» на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.03.2011 года по делу № А63-11818/2010 (судья Быкодорова Л.В.) по заявлению ООО «МУП ЖЭУ-15» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю об оспаривании акта проверки, протокола об административном правонарушении и предписания третье лицо: Дяченко Владимир Фомич, при участии в судебном заседании: от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю - Петрушина О.А.; от ООО «МУП ЖЭУ-15» - Атрощенко С.В., У С Т А Н О В И Л: ООО «МУП ЖЭУ-15» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю (далее – управление) об оспаривании акта проверки от 16.11.2010 № 425, протокола об административном правонарушении от 16.11.2010 № 1342 и предписания от 16.11.2010 №865-пр об устранении нарушений. Решением суда от 30.03.2011 в удовлетворении требования заявителя в части оспаривании предписания отказано, производство по делу в остальной части прекращено. Суд указал на законность предписания о необходимости приведения договора на оказание услуг (работ) по управлению многоквартирным домом в соответствие с требованиями закона, поскольку управление доказало факт включения обществом в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя. Прекращение производства по делу мотивировано тем, что акт проверки и протокола не могут быть оспорены в суде, т.к. не являются ненормативными правовыми актами. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение полностью и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права и нарушение процессуальных норм. Общество указывает на недоказанность факта включения в договор условий, ущемляющих права потребителя и считает предписание неисполнимым. Общество также полагает недопустимым оформление прекращения производства по делу судебным решением. Управление в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, указав на его законность и обоснованность. Дяченко В.Ф., участвующий в деле в статусе третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора, в отзыве поддержал позицию управления. В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу. Апелляционная жалоба рассматривается в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие третьего лица, извещённого о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и заявившего ходатайство о рассмотрении в своё отсутствие. Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения, апелляционный суд приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению на основании следующего Из материалов дела следует, что между обществом (управляющая организация многоквартирного дома – г. Ставрополь, ул. Чехова, 83) и Дяченко В.Ф. (собственник квартиры № 39 в указанном доме) 01.08.2010 заключен договор управления домом (л.д. 16-26, т.1). Договор со стороны Дяченко В.Ф. подписан с разногласиями, в том числе по пункту 1.1 и абзацу 2 пункта 1.2. На основании распоряжения от 20.10.2010 №1146-р/в по обращению Дяченко В.Ф. управлением проведена проверка общества по соблюдению прав потребителей. По результатам проверки составлен акт от 16.11.2010 № 425, в котором указано, что условия пункта 1.1 и абзаца 2 пункта 1.2 договора ущемляют установленные законом права потребителя (л.д. 48-50, том 1). В этот же день управлением составлен протокол об административном правонарушении № 1342 о совершении обществом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и выдано предписание №865-пр о приведении пункта 1.1 договора в соответствие с требованиями пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс), а абзаца 2 пункта 1.2. – в соответствие с подпунктом «е» пункта 2 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491 (далее – Правила) (том 1, л.д. 51-55). Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с рассматриваемым иском. Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу статьи 16 Федерального Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1) ущемляющими признаются те условия договора, которые ущемляют права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами в области защиты прав потребителей. Полномочия управления на осуществление государственного контроля и надзора в области защиты прав потребителей, в том числе и на выдачу оспариваемого предписания, предусмотрены статьей 40 данного Закона. Частью 1 статьи 1 названного Закона предусмотрено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 1 Жилищного кодекса граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Частью 3 данной статьи предусмотрено, что жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. В пункте 1.1 договора управления от 01.08.2010 установлено, что собственник поручает, а управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги, выполнять работы по надлежащему содержанию и техническому обслуживанию общего имущества многоквартирного дома. предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в указанном доме и иным пользующимся на законных основаниях помещениями в этом доме лицам, а также осуществлению иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности в соответствии с условиями настоящего договора. Акт проверки и предписание констатируют только редакционное несоответствие данного пункта договора и пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса в части указания на обязанность общества осуществлять ремонт общего имущества в многоквартирном доме. В отзывах на заявление и апелляционную жалобу управление указывает на недопустимость в силу части 3 статьи 162 Жилищного кодекса подмены обязанности осуществлять ремонт общего имущества на его техническое обслуживание. Суд первой инстанции согласился с таким доводом, однако не учел следующего. Часть 3 статьи 162 Жилищного кодекса относит к существенным условиям такого договора перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация. В пункте 17 Правил установлено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Согласно пункту 18 Правил текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов). В силу пункта 21 Правил капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования). В пункте 1.4 договора предусмотрено, что проведение текущего и капитального ремонта общего имущества осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятого не мене чем 2/3 голосов от общего числа собственников. Пунктом 2.1.10 договора в обязанности общества вменено вносить на общее собрание предложения об оплате расходов на текущий и капитальный ремонты, о сроке начала работ, их необходимом объеме, стоимости материалов, порядке финансирования, сроках возмещения расходов и т.д. Системное толкование указанной нормативной базы и договора в целом позволяет заключить об ошибочности вывода об ущемлении прав потребителя. В этой связи предписание в части пункта 1.1 договора не может быть признано законным. В абзаце 2 пункта 1.2 договора указано, что до определения в соответствии с требованиями земельного законодательства границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, площадь уборки земельного участка определяется управляющей организацией с учетом существующей застройки и исходя из принципа разумности и обеспечения минимальных условий санитарно-эпидемиологического благополучия. Управление полагает, что указанное положение не соответствует подпункту «е» пункта 2 Правил, согласно которому в состав общего имущества многоквартирного дома включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства. В силу пункта 10 указанных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей). К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в частности, принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им (пункт 2 часть 2 статья 44 ЖК РФ). В материалах дела отсутствуют документы, позволяющие определить границы земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В этой связи установленная договором возможность определения обществом площади уборки земельного участка в целях соблюдения санитарно-эпидемиологического благополучия не создаёт препятствий для определения границ такого земельного участка общим собранием собственников. Таким образом, предписание в соответствующей части также подлежит признанию незаконным. Приходя к такому выводу, апелляционный суд учитывает, что условия, отражённые в спорных пунктах договора, регламентированы нормами законодательства и в силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, формулировка указанных условий, отличающаяся от их изложения в законе, не может повлечь за собой ущемление прав потребителей. На сновании изложенного суд апелляционной инстанции отклоняет выводы суда первой инстанции о включении обществом в договор управления многоквартирным домом условий, ущемляющих права потребителей. Судебный акт в этой части следует отменить и удовлетворить требование общества. Прекращая производство по делу в части требований общества о признании недействительным акта проверки и протокола об административном правонарушении, суд первой инстанции обоснованно руководствовался пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ. Исходя из положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составление протокола об административном правонарушении является Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2011 по делу n А20-2409/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|