Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014 по делу n А05-1615/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е19 июня 2014 года г. Вологда Дело № А05-1615/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2014 года. В полном объеме постановление изготовлено 19 июня 2014 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В., Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 апреля 2014 года по делу № А05-1615/2014 (судья Быстров И.В.), у с т а н о в и л: мэрия города Архангельска (ОГРН 1022900509521; далее – мэрия) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным изложенного в сообщении от 23.01.2014 № 01/147/2013-032 отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – управление) в государственной регистрации перехода права собственности на 32395/32899 доли в праве общей долевой собственности на здание центра технического обслуживания легковых автомобилей с выставочным залом, расположенное по адресу: город Архангельск, Окружное шоссе, дом 5, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «ТЦ «Окружное 5» (далее – общество). Решением Арбитражного суда Архангельской области от 04 апреля 2014 года заявленные требования удовлетворены. Управление с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на то, что судом первой инстанции не полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права. Мэрия в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, в ней изложенными, не согласилась, решение суда считает законным и обоснованным. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Как следует из материалов дела, муниципальному образованию «Город Архангельск» (далее - МО «Город Архангельск») и обществу на праве общей долевой собственности принадлежало здание центра технического обслуживания легковых автомобилей с выставочным залом, расположенное по адресу: город Архангельск, Окружное шоссе, дом 5, общей площадью 3289,9 кв.м. Обществу принадлежала доля в размере 504/32899 в праве общей долевой собственности на указанный объект, а МО «Город Архангельск» – доля в размере 32395/32899, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права от 27.01.2010 серии 29-АК № 441935, серии 29-АК № 441936 и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на 14.03.2014 (т. 1, л. 19, 88, 156). В соответствии с прогнозным планом приватизации муниципального имущества МО «Город Архангельск» на 2013 год, утвержденным решением Архангельской городской Думы от 17.10.2012 № 484, и протоколом заседания комиссии по приватизации муниципального имущества мэрии от 11.09.2013 № 10 мэрией принято распоряжение от 12.09.2013 № 2625р «О приватизации муниципального имущества по Окружному шоссе, 5» (т. 1, л. 20), которым определено, что доля в размере 32395/32899 в праве общей долевой собственности на здание центра технического обслуживания легковых автомобилей с выставочным залом, расположенное по адресу: город Архангельск, Октябрьский территориальный округ, Окружное шоссе, дом 5, подлежит приватизации. Распоряжением также утверждены: способ приватизации – аукцион, открытый по форме подачи предложений о цене имущества; начальная цена продажи объекта (с учетом налога на добавленную стоимость (далее – НДС)) – 52 153 000 руб., в том числе НДС в сумме 7 955 542 руб. 37 коп.; сумма задатка – 10 процентов начальной цены объекта; шаг аукциона – 5 процентов начальной цены объекта; форма платежа – единовременно, в течение 10 банковских дней со дня заключения договора купли-продажи. Мэрия направила сособственнику названного здания (обществу) письмо от 02.10.2013 № 003-07/1015, содержащее извещение о принятом решении осуществить приватизацию указанной доли в праве общей долевой собственности на спорное здание и утвержденных условиях приватизации, а также предложение воспользоваться преимущественным правом покупки доли согласно статье 250 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) (т. 1, л. 21). Письмом от 28.10.2013 общество уведомило мэрию о намерении воспользоваться преимущественным правом покупки доли в праве собственности на спорное здание (т. 1, л. 22). Мэрией, действующей от имени и в интересах МО «Город Архангельск» (далее - продавец), и обществом (далее - покупатель) заключен договор от 29.10.2013 № 10 купли-продажи муниципального имущества (т. 1, л. 24-26), согласно которому продавец продает, а покупатель покупает в собственность 32395/32899 доли в праве общей долевой собственности на здание центра технического обслуживания легковых автомобилей с выставочным залом, общей площадью 3289,9 кв.м с кадастровым номером 29-29-01/125/2009-189 по адресу: город Архангельск, Октябрьский территориальный округ, Окружное шоссе, дом 5. В соответствии с пунктом 1.2 названного договора цена продажи имущества, определенная на основании отчета независимого оценщика о рыночной стоимости 32395/32899 доли в праве общей собственности на здание (л.д. 89-154), составила 52 153 000 руб. (с учетом НДС), в том числе НДС в сумме 7 955 542 руб. 37 коп. Согласно пункту 2.1 договора покупатель обязался оплатить цену продажи имущества в сумме 44 197 457 руб. 63 коп. единовременно в течение 10 банковских дней со дня заключения названного договора, в срок по 13.11.2013 включительно на расчетный счет продавца, согласно пункту 2.2 этого же договора – обязался самостоятельно в соответствии с действующим законодательством перечислить НДС с суммы оплаты. Общество исполнило свои обязательства по оплате приобретенного имущества и перечислению НДС, что подтверждается платежными поручениями от 08.11.2013 № 856 на сумму 7 884 333 руб., от 11.11.2013 № 859 - 34 768 667 руб., от 12.11.2013 № 863 - 1 544 457 руб. 63 коп., от 08.11.2013 № 857 - 7 955 542 руб. 37 коп. (т. 1, л. 73-76). Факт передачи спорного имущества продавцом покупателю подтверждается актом приема-передачи муниципального имущества от 13.11.2013 (т. 1, л. 27). Распоряжением мэрии от 31.12.2013 № 4314р «О внесении изменения в распоряжение города Архангельска от 12.09.2013 № 2625р» в распоряжение мэрии от 12.09.2013 № 2625р «О приватизации муниципального имущества по Окружному шоссе, 5» внесены изменения, с учетом которых обществу предоставлено преимущественное право приобретения объекта в собственность по начальной цене продажи (с учетом НДС) – 52 153 000 руб., в том числе НДС – 7 955 542 руб. 37 коп., при условии оплаты единовременно в течение 10 банковских дней со дня заключения договора купли-продажи. Согласно пункту 3 распоряжения его условия применяются к отношениям, возникшим с 12.09.2013 (т. 1, л. 23). Мэрия и общество 26.11.2013 обратились в управление с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на долю в праве общей долевой собственности (т. 1 , л. 54-56). Государственная регистрация перехода права собственности приостановлена на основании уведомлением от 05.12.2013 № 01/147/2013-032 в связи с отсутствием в управлении информации, позволяющей проверить соблюдение требований Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон № 178-ФЗ) (т. 1, л. 59-61). Кроме того, на основании заявления общества управление приостановило государственную регистрацию с 26.12.2013, о чем направило сообщение от 26.12.2013 № 01/147/2013-032 (т. 1 , л. 62, 63). Сообщением от 23.01.2014 № 01/147/2013-032 (т. 1, л. 68-70) управление уведомило мэрию и общество об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ) в связи с тем, что представленные на государственную регистрацию документы свидетельствуют о заключении договора купли-продажи муниципального имущества от 29.10.2013 № 10 без проведения аукциона, предусмотренного статьей 13 Закона № 178-ФЗ и распоряжением мэрии от 12.09.2013 № 2625р. Не согласившись с указанным отказом, мэрия обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с соответствующим заявлением. Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим. В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными законами. Пунктом 1 статьи 2 Закона № 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. В силу статьи 13 названного Закона при проведении государственной регистрации осуществляется правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимости, соответствие представленных документов требованиям действующего законодательства, отсутствие других оснований для отказа или приостановления регистрационных действий. Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона № 122-ФЗ, согласно абзацам 4, 10 пункта 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя. Государственная регистрация прав производится по основаниям, перечисленным в статье 17 Закона № 122-ФЗ, в соответствии с ГК РФ, иными федеральными законами. В соответствии с положениями указанной статьи, к числу оснований для государственной регистрации прав в числе прочих относятся договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершённые в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки. В силу пункта 2 статьи 246 ГК РФ участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при её возмездном отчуждении правил, предусмотренных статьей 250 настоящего Кодекса. В соответствии с пунктом 1 статьи 250 ГК РФ при продаже доли в праве общей долевой собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи с публичных торгов. Публичные торги для продажи доли в праве общей собственности при отсутствии согласия на это всех участников долевой собственности могут проводиться в случаях, предусмотренных частью второй статьи 255 настоящего Кодекса, и в иных случаях, предусмотренных законом. В силу пункта 2 статьи 250 ГК РФ продавец доли обязан известить в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу с указанием цены и других условий, на которых продает её. Если остальные участники долевой собственности откажутся от покупки или не приобретут продаваемую долю в праве собственности на недвижимое имущество в течение месяца, а в праве собственности на движимое имущество в течение десяти дней со дня извещения, продавец вправе продать свою долю любому лицу. Таким образом, приведённые нормы ГК РФ с целью обеспечения интересов иных участников общей собственности предусматривают приоритет преимущественного права покупки доли в общем имуществе участников долевой собственности. Согласно положениям статьи 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное. Статьей 10 Закона № 178-ФЗ установлено, что порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014 по делу n А05-429/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Сентябрь
|