Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2014 по делу n А13-2206/2013. Отменить решение, Принять отказ от иска, Прекратить производство по делу (ст. 49, 150, 151, 269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

18 июня 2014 года

г. Вологда

Дело № А13-2206/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2014 года.

В полном объёме постановление изготовлено 18 июня 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Смирновой Е.В.,

при участии от открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Северной железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Гуляевой О.Н. по доверенности от 17.09.2012,

         рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Северсталь» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 17 марта 2014 года по делу № А13-2206/2013 (судья Кургин А.Ф.),

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (ОГРН 1037739877295; далее - ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к открытому акционерному обществу «Северсталь»                                      (ОГРН 1023501236901; далее - ОАО «Северсталь») о взыскании                                 479 287 руб. 20 коп., из которых 128 555 руб. 45 коп. платы за время нахождения вагонов ОАО «РЖД» на пути необщего пользования,                                634 руб. 60 коп. платы за время нахождения вагонов ОАО «РЖД» на пути общего пользования, 308 133 руб. 40 коп. платы за использование инфраструктуры ОАО «РЖД».   

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 17.03.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме. С ОАО «Северсталь» в пользу ОАО «РЖД» взыскано 479 287 руб. 20 коп., в том числе                              170 519 руб. 20 коп. платы за время нахождения вагонов на путях необщего пользования, 634 руб. 60 коп. платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования, 308 133 руб. 40 коп. платы за использование инфраструктуры ОАО «РЖД» и 12 585 руб. 74 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

ОАО «Северсталь» с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение изменить в части взыскания суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере                                  73 111 руб. 61 коп.; платы за пользование инфраструктурой перевозчика в размере 261 130 руб., кроме того, НДС – 18% (в том числе платы, начисленной на неполные часы в размере 34 870 руб.).

Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что плата за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику и плата за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования (далее также «плата за пользование инфраструктурой перевозчика») являются разными видами платежей, имеющими разную правовую природу, субъектный состав и порядок установления. Размер платы за пользование инфраструктурой перевозчика не может быть установлен в договорном порядке; владея и предоставляя инфраструктуру общего пользования (в том числе ж/д путей общего пользования), ОАО «РЖД» действует в условиях естественной монополии. Установление платы за использование инфраструктуры перевозчика по соглашению сторон или ее взыскание по аналогичной цене не возможно, так как это прямо противоречит общим принципам ценового регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Установление платы в договорном порядке (по соглашению сторон) противоречит законодательству, регулирующему деятельность естественных монополий, а также части первой статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Необоснованным и незаконным является взыскание платы за собственные/арендованные вагоны за неполные часы в размере 41 146 руб. 60 коп. Кроме того - НДС 18 % (согласно представленного ответчиком расчета). Тарифное руководство № 2 не предусматривает правил применения платы за использование инфраструктуры ОАО «РЖД», это следует из буквального содержания данного документа, а также практики Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Истцом до настоящего времени сумма НДС в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации порядке (путем выставления счета-фактуры) ответчику не начислена, ни один из представленных истцом в суд первичных документов факт начисления суммы НДС по плате не подтверждает, доказательств невозможности выставления счета-фактуры перевозчиком в суд не представлено; отсутствие счета-фактуры в данном случае лишает ответчика права на получение налогового вычета по НДС.

ОАО «Северсталь» надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило. Дело рассмотрено в отсутствие представителей ОАО «Северсталь» в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

ОАО «РЖД» в отзыве на жалобу и представитель в  судебном заседании возражали относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе. Истец  предоставил отказ от исковых требований в размере 34 482 руб. 79 коп. в части взыскания платы за использование инфраструктуры ОАО «РЖД».

В силу части 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

Часть 5 статьи 49 АПК РФ предусматривает, что арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.

Суд установил, что отказ от иска подписан надлежаще уполномоченным представителем истца.

Поскольку частичный отказ от иска не противоречит закону и иным нормативным правовым актам, не нарушает права и законные интересы других лиц, в соответствии со статьей 49 АПК РФ он принимается арбитражным судом апелляционной инстанции.

В силу пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.

Таким образом, суд апелляционной инстанции принимает новый судебный акт о прекращении производства по делу в части взыскания с                   ОАО «Северсталь» 34 482 руб. 79 коп.  платы.

Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Заслушав объяснения представителя ОАО «РЖД», исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.

Как видно из материалов дела, 21.10.2011 ОАО «РЖД» (перевозчик) и ОАО «Северсталь» (владелец) заключили договор № 4-28 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО «Северсталь» по станциям Череповец-2 и Кошта Северной железной дороги, на условиях которого производится эксплуатация, принадлежащего владельцу пути необщего пользования (параграф 1). Развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 480,2 километра, в том числе 450,5 километра находятся на балансе Владельца, 17,1 километров – ЗАО «Желстройтранс», 12,6 километра – ЗАО «Северсталь-Метиз» (параграф 2). Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны выставляются Локомотивом «Перевозчика» на железнодорожные пути общего пользования.

В соответствии с параграфом 5 договора 4-28 количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой владельцу, на железнодорожных путях общего пользования станции Череповец-2 северной железной дороги               № 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 составляет не более 62-х условных вагонов, на пути № 7, 8, не более 72 условных вагонов.

Количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой владельцу, на железнодорожных путях общего пользования парка приема станции Кошта Северной железной дороги составляет не более 62-х условных вагонов.     

На основании параграфа 15.1 договора владелец уплачивает перевозчику:

а) Плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику за время нахождения вагонов на пути необщего пользования, либо за время ожидания на станции назначения подачи или приема и за время задержки в пути следования по причинам, зависящим от владельца, по ставкам, установленным тарифным руководством № 2.

б) Плату за использование инфраструктуры ОАО «РЖД» вагонами, не принадлежащими перевозчику за время ожидания на станции назначения подачи или приема и за время задержки в пути следования в брошенных поездах по причинам, не зависящим от перевозчика», в размере 0,1 МРОТ за каждый вагон за один час. Расчет происходит из расчета 1 МРОТ равен                         100 рублям.

Основанием для начисления платы является невыполнение владельцем одного из следующих условий:

- невозможность подачи перевозчиком вагонов по причинам, зависящим от владельца;

- отказ владельца в приеме вагонов, в том числе порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику.

в) Плату за использование инфраструктуры ОАО «РЖД» в размере                   0,1 МРОТ за каждый вагон за один час (1 МРОТ равен 100 рублям) за время нахождения на путях общего пользования станции Череповец-2 и Кошта Северной железной дороги вагонов, не принадлежащие перевозчику, свыше 2,0 часов после наступления интервала сдачи по причине ожидания уборки вагонов владельцем. Задержка уборки вагонов с путей общего пользования оформляется актом общей формы, служащим основанием для начисления платы за использование инфраструктуры ОАО «РЖД».

г) За время нахождения вагонов на путях общего пользования станции Кошта, необходимое для устранения причин, послуживших основанием для неприема перевозчиком вагонов, либо за время нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании возврата на путь необщего пользования для устранения причин, послужившим основанием для приёма перевозчиком вагонов, либо за время нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании возврата на путь необщего пользования для устранения причин, послужившим основанием для неприема вагонов перевозчиком, владелец уплачивает перевозчику:

- плату за пользование вагонами, принадлежащим перевозчику, по ставкам, установленным в таблице 9 тарифного руководства № 2;

- плату за использование инфраструктуры ОАО «РЖД» вагонами, не принадлежащими «Перевозчику», в размере 0,1 МРОТ за каждый час нахождения одного вагона на инфраструктуре ОАО «РЖД» (1 МРОТ равен 100 рублям).

Основанием для начисления платы является акт общей формы, составленный в соответствии с параграфом 13 настоящего договора.

В третьей декаде марта 2012 года включительно имели место случаи задержки вагонов ОАО «РЖД» на путях необщего пользования по причинам, зависящим от перевозчика и на путях общего пользования по причинам, не зависящим от перевозчика.

Факт задержки вагонов  на станции назначения по указанным причинам, подтверждается актами общей формы, подписанными ОАО «Северсталь» без возражений, накопительными ведомостями с особым мнением                                    ОАО «Северсталь».

Принадлежность вагонов ОАО «РЖД» подтверждена справками из              АБД ПВ. 

За время нахождения вагонов, принадлежащих перевозчику на пути необщего пользования, общего пользования, за использование инфраструктуры истца ОАО «Северсталь» начислена соответствующая плата за пользование вагонами на общую сумму 479 287 руб. 20 коп.

Отказ ОАО «Северсталь» от перечисления указанной платы послужило основанием ОАО «РЖД» для обращения в суд с настоящими исковыми требованиями.  

Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.

Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с судебным актом в обжалуемой части с учетом частичного отказа истца от иска.

В силу пункта 1 статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

В соответствии с частью 2 статьи 25 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее УЖТ РФ) в соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза.

Согласно статье 1 УЖТ РФ Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанность и ответственность.

Настоящий Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.

Отношения, возникающие между перевозчиком и грузополучателем (владельцем пути необщего пользования) в случае неприёма грузополучателем (владельцем пути необщего пользования) прибывающих в его адрес вагонов и их простоем на путях общего пользования регулируются специальной нормой - статьей 39 УЖТ РФ.

В силу статьи 39 УЖТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.

В толковании статьи 39 УЖТ РФ, данном в пункте 34 постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 0т 06.10.2005     № 30 «О некоторых вопросах

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2014 по делу n А05-13403/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также