Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2014 по делу n А13-10157/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

18 июня 2014 года

г. Вологда

Дело № А13-10157/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2014 года.

В полном объеме постановление изготовлено 18 июня 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,

         при участии от открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Северной железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Гуляевой О.Н. по доверенности от 17.09.2012, от закрытого акционерного общества «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат» Мешковой Л.А. по доверенности от 02.11.2012, Котрюмина А.В. по доверенности от 10.10.2013,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 09 апреля 2014 года по делу № А13-10157/2013 (судья Курпанова Н.Ю.),

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Северной железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295, далее - ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к закрытому акционерному обществу «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат» (ОГРН 1023501239618, далее - ЗАО «ЧФМК») о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в сумме 503 502 руб. 23 коп.

Решением Арбитражного суда от 09 апреля 2014 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. С ЗАО «ЧФМК» в пользу ОАО «РЖД» взысканы 503 502 руб. 23 коп. платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования, а также 13 070 руб. 04 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

ЗАО «ЧФМК» с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит решение отменить, в удовлетворении требований ОАО «РЖД» отказать. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Договор № 4Р22-0029/09 не содержит ссылки на Тарифное руководство № 2. Размер платы указан в приложении 3 к договору                               № 4Р22-0029/09 в виде расчетных размеров платы за время нахождения на железнодорож­ных путях общего пользования вагонов, не принадлежащих             ОАО «РЖД», по причинам, не зависящим от ОАО «РЖД», которые могут быть изменены ОАО «РЖД» с уведомле­нием клиента. Договор № 4Р22-0029/09 не устанавливает обязательств ЗАО «ЧФМК» по подаче и приему вагонов, не принадлежащих перевозчику, по внесению платежей за пользование этими вагонами, не содержит порядка и времени их подачи и приемки, за нарушение которого взимается данная плата. В итоговой оплате накопительных ведомостей поименована плата за занятие инфра­структуры подвижным составом, не принадлежащим перевозчику. Договор № 4Р22-0029/09 не предусматривает услугу ОАО «РЖД» по предоставле­нию железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодо­рожного подвижного состава независимо от его принадлежности, в том числе в течение времени ожидания его подачи или приёма по причинам, зависящим от грузопо­лучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользова­ния, установленную подпунктом «в» пункта 4 Перечня работ (услуг) субъектов естест­венных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отно­шении которых регулируется государством. Услуги по использованию инфра­структуры оказываются на основании заключаемого владельцем инфраструктуры и перевозчиком публичного договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры. ЗАО «ЧФМК» не является ни владельцем инфраструктуры общего пользования, ни перевозчиком, а по отношению к спорным вагонам значится грузополучателем, поэтому не может быть субъектом данного договора. ОАО «РЖД» не вправе включать в договор № 4Р22-0029/09 о по­рядке расчетов за транспортные услуги и в договор № 4-58 на эксплуатацию пути необ­щего пользования условия об оплате за использование путей общего пользования. Апеллянт считает, что размер платы за пользование инфраструктурой перевозчика в соответст­вии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643 регулируется государ­ством и не может быть установлен соглашением сторон. Внесение платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих Перевозчику, на пу­тях общего пользования в ожидании их подачи или приема на путь необщего пользова­ния, связано с правоотношениями сторон по эксплуатации пути необщего пользования ЗАО «ЧФМК», и не относится к отношениям между ОАО «РЖД» и ЗАО «ЧФМК» по расчетам, в связи с чем, ответчик считает необоснованной ссылку истца на договор № 4Р22-0029/09. Подписание 19.12.2011 дополнительного соглашения № 5, ко­торым в договор № 4Р22-0029/09 включен спорный пункт 2.1.10, не подразумевает ав­томатического распространения условия о внесении платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих Перевозчику, на путях общего пользования в ожидании их подачи или приема, на все заключенные с перевозчиком до этого времени договоры. Распространение условий договора № 4Р22-0029/09 на взаимоотношения сто­рон по подаче и приему вагонов, урегулированные договором № 4-58, необоснованно. Договор № 4-58 не предусматривает ни плату за вагоны, не принадлежащие перевозчику, ни плату за оказание услуги по предоставле­нию железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них этих вагонов в течение времени ожидания их подачи на путь необщего пользования. Ссылка в договоре на Тарифное руководство № 2 не свидетельствует о намерении и согласии ответчика производить оплату за время нахождения вагонов, которые перевоз­чику не принадлежат, при их нахождении на местах общего пользования. Судом не дана надлежащая правовая оценка договору № 4-58, предусматривающему подачу и уборку вагонов на путь необщего пользования ЗАО «ЧФМК» с расстановкой по местам погрузки и выгрузки локомотивом Перевозчика круглосуточно по уведомлению, который представляет собой разновидность договора возмездного оказания услуг. Выделение пользования железнодорожным путем общего пользования в качестве отдельной услуги и взыскание за это платы является необоснованным. Также апеллянт указывает, что на момент составления актов общей формы, которые явились основанием для взыска­ния истцом платы за простой, срок подачи спорных вагонов под погрузку не наступил. Акты общей формы составлены истцом в одностороннем порядке и не содержат причину задержки, позволяющую установить, по чьей вине допущен простой порожних вагонов на путях общего пользования. Ни в ведомостях подачи и уборки вагонов, ни в актах общей формы не указано сколь­ко вагонов находилось на грузовых фронтах пути необщего пользования ЗАО «ЧФМК», сколько их было заявлено на данный момент ответчиком и сколько фактически подано истцом, а также не содержится информации о своевременности их подачи. Суд не дал правовой оценки документам, подтверждающим нарушение обязательств по подаче порожних вагонов перевозчиком: заявки ГУ-12, выписки из книги уведомлений, квитанции на перевозку грузов за спорный период. Запрошенные судом документы истец представил не в полном объеме. Суд не принял доводы ответчика о нарушении истцом сроков и количества пода­ваемых вагонов, представленным им заявкам формы ГУ-12 в качестве подтверждения об­стоятельств отсутствия вины ответчика в простое вагонов на путях общего пользования. Однако, истец был обязан и имел возможность предотвращения избыточного подхода порожних вагонов на станцию Череповец-1 еще на стадии согласования такой перевозки с отправителем собственных порожних вагонов (оператором). Вывод суда о том, что ответчик не принял все необходимые меры для испол­нения своих обязательств, не соответствует обстоятельствам дела, поскольку ответчик не является ни перевозчиком, ни собственником порожних вагонов. Ни законодательством, ни договором не предусмотрена обязанность грузополучате­ля, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования прини­мать все вагоны, поступившие с нарушением сроков, указанных в согласованной с пере­возчиком заявке ГУ-12 и с превышением установленного в ней количества. Во взаимоотношениях по перевозке порожних вагонов ЗАО «ЧФМК» не участвует и не имеет возможности принять меры во избежание их простоя. Выводы суда о том, что заявки формы ГУ-12 являются заявками на пере­возку грузов, а не заявками на подачу порожних вагонов и законодательством не пре­дусмотрена обязанность истца по направлению и согласованию с перевозчиком заявки на отправление порожних вагонов, податель жалобы считает не соответствующими действующему законодательству. В заявке ГУ-12 ЗАО «ЧФМК» согласовало конкретные даты погрузки, в которые должны были быть поданы порожние вагоны, не только с ОАО «РЖД», но и с собствен­ником вагонов. Перевозчик, согласовывая заявку на перевозку грузов, берет на себя обязанность по­давать в адрес грузополучателя то количество порожних вагонов ежесуточно, которое указано в согласованной заявке, независимо от принадлежности вагонов. Превышение данного объема может возникнуть только по вине перевозчика, кото­рый принимает к перевозке вагоны сверх установленных в заявке объемов, и которые не может принять станция назначения. Истец зачислил на простой спорные вагоны по накопительным ведомостям (не считая вагонов, которые поставлены на простой в этот же период по другим делам) не с момента вручения ЗАО «ЧФМК» уведомления о прибытии, а с даты поступления их на станцию. Вновь прибывающие ваго­ны подавались на путь необщего пользования ЗАО «ЧФМК» раньше, чем вагоны, кото­рые уже к этому времени находились на простое (спорные вагоны). Перевозчик, имея возможность подать те вагоны, на которые были оформлены акты общей формы, вместо этого подавал вновь прибывающие вагоны, уве­личивая тем самым период простоя спорных вагонов и, соответственно, сумму платы за пользование инфраструктурой, которая является предметом настоящего иска. При этом все вагоны, поставленные на простой, были поданы в сроки ранее сроков, указанных в заявке ГУ-12. Следовательно, причиной простоя являются нарушения со стороны ОАО «РЖД» - от­правление вагонов без учета согласованных заявок на перевозку грузов.

В судебном заседании представители апеллянтов поддержали изложенные в жалобе доводы.

Истец в отзыве на жалобу и представитель в судебном заседании  просят апелляционную инстанцию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 31.12.2008 ОАО «РЖД» (перевозчик) и ЗАО «ЧФМК» (владелец) заключили договор от № 4-58 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО «ЧФМК» по станции Череповец-1 Северной железной дороги, согласно параграфу 1 которого производится эксплуатация принадлежащего Владельцу железнодорожного пути необщего пользования примыкающего к 18-му пути станции Череповец-1 через стрелку 77 обслуживаемого локомотивом перевозчика.

Кроме того, ОАО «РЖД» (перевозчик) и ЗАО «ЧФМК» (плательщик) заключили договор о порядке расчетов за транспортные услуги                                      № 4Р22-0029/09, который, согласно разделу 1, регулирует взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой за оказываемые плательщику услуги по перевозке грузов во всех видах сообщений, дополнительные услуги (работы), связанные с перевозкой грузов, в том числе услуги (работы), цены на которые не указаны в Тарифных руководствах, штрафов.

В соответствии с пунктом 2.1.10 условий договора № 4Р22-0029/09 в редакции дополнительного соглашения сторон от 19.12.2011 № 5 в случае нарушения клиентом (ответчик), являющегося грузополучателем на железнодорожной станции назначения времени подачи, приема вагонов не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от клиента (например, занятость фронтов погрузки-выгрузки и другие причины) с клиента взимается плата за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в ожидании их подачи или приема в размере, определенном в приложении № 3 к договору.

Уведомлением от 28.12.2012 № 1092 размер договорных ставок увеличен, согласно приложению № 1 к уведомлению, в соответствии с пунктом 2.1.10 договора № 4Р22-0029/09 (в редакции дополнительного соглашения от 19.12.2011 № 5).

В марте 2013 года в адрес ответчика прибыли вагоны, которые были задержаны в подаче по причине занятости фронта погрузки, в связи с чем зачислялись истцом на платное пользование на путях общего пользования. Факты задержки вагонов подтверждены актами общей формы в количестве 154 экземпляра и ведомостями подачи и уборки вагонов в количестве 94 экземпляра, которые подписаны сторонами посредством электронной цифровой подписи без разногласий.

За время нахождения вагонов, не принадлежащих ОАО «РЖД», на путях общего пользования, в соответствии с условиями договора № 4Р22-0029/09 (в редакции дополнительного соглашения от 19.11.2011 № 5) истец начислил ЗАО «ЧФМК» плату в размере, определенном приложением № 3 к договору в сумме 503 502 рубля 23 копейки.

Ответчик начисленную плату не оплатил, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.

Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.

Отношения, возникающие между перевозчиком и грузополучателем (владельцем пути необщего пользования) в случае неприема грузополучателем (владельцем пути необщего пользования) прибывающих в его адрес вагонов и их простоем на путях общего пользования регулируются специальной нормой – статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - Устав).

Статьей 39 Устава предусмотрено, что за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев,

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2014 по делу n А13-13242/2013. Отменить решение, Принять отказ от иска, Прекратить производство по делу (ст. 49, 150, 151, 269 АПК)  »
Читайте также