Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 по делу n А13-15037/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

17 июня 2014 года

г. Вологда

Дело № А13-15037/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2014 года.

В полном объёме постановление изготовлено 17 июня 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного предприятия Вологодской области «Областные электротеплосети» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 07 марта 2014 года по делу № А13-15037/2013 (судья Шадринова Ю.А.),

 

у с т а н о в и л :

государственное предприятие Вологодской области «Областные электротеплосети» (ОГРН 1133525000069; далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (ОГРН 1033500044456; далее - Управление) о признании недействительными решений от 10.10.2013 № 5-21/10-13 и от 10.10.2013 № 5-21/9-1.

Указанные заявления были приняты судом к производству, делам были присвоены номера А13-15036/2013 и А13-15037/2013.

Определением суда от 17.01.2014 дела № А13-15036/2013 и              № А13-15037/2013 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер А13-15037/2013.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Стройгрупп» (далее – ООО «Стройгрупп»), общество с ограниченной ответственностью «Первое Карьерное Управление» (далее - ООО «Первое Карьерное Управление»).

Решением суда от 07 марта 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Предприятие с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права и  на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Полагает, что, при проведении закупки каменного угля им не было допущено нарушение Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ). Ссылается на нарушение Управлением порядка рассмотрения жалоб, поданных в антимонопольный орган третьими лицами.

Управление в  отзыве  на апелляционную жалобу   поддерживает решение суда первой инстанции в полном объеме.

Третьи лица в отзывах на апелляционную жалобу просят решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу предприятия – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Изучив письменные доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы предприятия.

Как видно из материалов дела, в Управление от ООО «Стройгрупп» и  ООО «Первое Карьерное Управление» поступили жалобы на действия заявителя при заключении договора на поставку каменного угля на отопительный период 2013/2014 годов.

Управление по результатам рассмотрения указанных жалоб вынесло решения от 10.10.2013 № 5-21/10-13 и 5-21/9-1, которыми жалобы были признаны обоснованными, а предприятие признано нарушившим часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 3, части 5 и 15 стать 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

Не согласившись с указанными решениями антимонопольного органа предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.

Суд первой инстанции отказал предприятию в удовлетворении заявленных требований, посчитав доказанным факт нарушения заявителем положений Закона № 223-ФЗ.

Суд апелляционной инстанции считает данный вывод суда первой инстанции обоснованным в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно статье 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (части 1 и 2).

На основании части 1 статьи 3 названного Закона при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 3 данной статьи в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

В силу частей 1 и 2 статьи 4 Закона № 223-ФЗ положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения. Заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Частью 5 данной статьи в редакции, действовавшей в 2013 году, предусмотрено, что при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор на официальном сайте размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

Частью 6 данной статьи установлено, что положением о закупке может быть предусмотрена иная подлежащая размещению на официальном сайте дополнительная информация.

В соответствии с частью 9 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, следующие сведения:

1) способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);

2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;

3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;

4) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;

7) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Согласно частям 15 и 16 данной статьи не подлежат размещению на официальном сайте сведения о закупке, составляющие государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора, а также сведения о закупке, по которым принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 настоящей статьи. Заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей.

Правительство Российской Федерации вправе определить:

1) конкретную закупку, сведения о которой не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте;

2) перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте.

На основании этого суд первой инстанции правомерно посчитал, что  приведенными нормами предусмотрено обязательное размещение при закупке на официальном сайте информации о закупке, в том числе извещения о закупке.

В данном случае предприятие утвердило с 09.01.2013 и разместило на официальном сайте 30.01.2013 Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд предприятия (далее - Положение о закупке).

Далее в Положение о закупке были внесены изменения, которые также были опубликованы на официальном сайте 20.05.2013 и 18.07.2013.

Также на официальном сайте была размещена годовая комплексная программа закупок товаров, работ, услуг для нужд предприятия (далее - Программа закупок) от 20.05.2013.

В Программу закупок 19.08.2013 и 10.09.2013 внесены изменения, которыми предусмотрена закупка 38 900 т каменного угля на сумму 133 533 586 руб. (позиция 88), цена каменного угля составила 136 539 000 руб. (позиция 84), а также были добавлены две закупки: услуги по организации погрузочно-разгрузочных работ во исполнение договора поставки каменного угля (позиция 85), услуги угольной площадки и услуги по транспортировке угля до порта в г. Вытегра (позиция 86).

Положением о закупках предусмотрен способ закупки как прямая закупка у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (раздел VII, подраздел 5).

Часть 1 пункта 5.1 подраздела 5 содержит определение прямой закупки - способ закупки, при котором заказчик предлагает заключить договор только одному поставщику (подрядчику, исполнителю).

В пункте 5.4.12 Положения о закупках зафиксировано право заказчика совершать прямую закупку без ограничения суммы путем заключения договоров, связанных с обеспечением заказчика твердым топливом.

Предприятие 20.08.2013 обратилось в Департамент топливно-энергетического комплекса Вологодской области (далее - Департамент) с просьбой согласовать крупную сделку - договор на поставку каменного угля с закрытым акционерным обществом «Торговый дом «ЭЛЛИТ» (далее – ЗАО «ТД «ЭЛЛИТ»). Департамент в тот же день согласовал заключение сделки с названным юридическим лицом.

Из материалов дела видно, что письма с предложениями о поставке каменного угля от ЗАО «ТД «ЭЛЛИТ», общества с ограниченной ответственностью «Центрразрезуголь», закрытого акционерного общества «ЭлЭкспорт» поступили предприятию 21.08.2013.

Предприятием 22.08.2013 заключен договор на поставку угля с ЗАО «ТД «ЭЛЛИТ».

При этом извещение о проведении закупки на поставку каменного угля предприятием  на официальном сайте не размещалось, сведения о спорной закупке были размещены предприятием на официальном сайте только 19.08.2013.

На основании этого суд первой инстанции посчитал обоснованными выводы Управления о нарушении предприятием положений 5 и 15 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, а также о несоблюдении предприятием  целей названного Закона, поскольку оно не обеспечило расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, гласность и прозрачность закупки, что влечет наличие злоупотреблений, и о не соблюдение принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки

В связи с этим суд первой инстанции правомерно  согласился с выводами  Управления о нарушении предприятием части 1 статьи 1  и части 12 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

При этом не может быть применен в данном случае пункт 5.6 Положения о закупках, которым установлено, что при осуществлении прямой закупки информация о прямой закупке (извещение и

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 по делу n А66-1465/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также