Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 по делу n А05-624/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 11 июня 2014 года г. Вологда Дело № А05-624/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2014 года. В полном объеме постановление изготовлено 11 июня 2014 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шумиловой Л.Ф., судей Виноградова О.Н. и Писаревой О.Г. при ведении протокола секретарем судебного заседания Акимовой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Первичной профсоюзной организации преподавателей детских школ искусств города Архангельска Свободного профессионального Союза преподавателей Архангельской области и автономной некоммерческой организации «Попечительский Совет родителей учащихся и преподавателей детских школ искусств и детских музыкальных школ г. Архангельска» на определение Арбитражного суда Архангельской области от 11 апреля 2014 года по делу № А05-624/2014 (судья Меньшикова И.А.),
у с т а н о в и л:
Первичная профсоюзная организация преподавателей детских школ искусств г. Архангельска Свободного профессионального Союза преподавателей Архангельской области (ОГРН 1022900008449, далее – Профсоюз) и автономная некоммерческая организация «Попечительский Совет родителей учащихся и преподавателей детских школ искусств и детских музыкальных школ г. Архангельска» (ОГРН 1042900005610, далее – Попечительский Совет) обратились в Арбитражный суд Архангельской области с иском к мэрии города Архангельска (ОГРН 1022900509521, далее – Мэрия) о признании отсутствующим права ответчика на регистрацию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей с образованием юридического лица, ликвидацию и реорганизацию федеральных государственных образовательных учреждений «Детская школа искусств № 2», «Детская школа искусств № 4», «Детская школа искусств № 48», «Детская школа искусств № 53» (далее - ФГОУ ДШИ № 2, 4, 48, 53) и муниципальных образовательных учреждений (муниципальных бюджетных образовательных учреждений) дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 2», «Детская школа искусств № 4», «Детская школа искусств № 48», «Детская школа искусств № 53» (далее - МОУ (МБОУ) ДОД ДШИ № 2, 4, 48, 53). К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Архангельску (далее – Инспекция), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Росреестр). Определением суда от 11.04.2014 производство по делу № А05-624/2014 прекращено. Профсоюзу из федерального бюджета возвращено 4000 руб. государственной пошлины. Истцы с вынесенным определением не согласились, обратились в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просят его отменить. В обоснование жалобы ее податели указали на то, что Мэрия неправомерно создала и зарегистрировала в Управлении по регистрации индивидуальных предпринимателей Мэрии МОУ (МБОУ) ДОД ДШИ № 2, 4, 48, 53, которым также передала в пользование имущество ФГОУ ДШИ № 2, 4, 48, 53. По мнению апеллянтов, Мэрия как орган местного самоуправления имеет право регистрировать только индивидуальных предпринимателей, при этом законодательство исключает право Мэрии на использование федеральной собственности для размещения в ней индивидуальных предпринимателей с использованием наименований МОУ (МБОУ) ДОД ДШИ № 2, 4, 48, 53. Указывают, что сведения о регистрации МОУ (МБОУ) ДОД ДШИ № 2, 4, 48, 53 были внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), что повлекло прекращение целевого бюджетного финансирования ФГОУ ДШИ № 2, 4, 48, 53. Считают, что в настоящее время Мэрией проводятся мероприятия по ликвидации ФГОУ ДШИ № 2, 4, 48, 53 под видом реорганизации МОУ (МБОУ) ДОД ДШИ № 2, 4, 48, 53. От истцов поступили дополнения к апелляционной жалобе, оформленные в виде отзыва на определение суда. Инспекция заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителей. Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили. В связи с этим жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит определение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям. В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Часть 1 статьи 27 АПК РФ содержит общую норму о том, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. На то, что арбитражным судам подведомственны исключительно экономические споры, указывают и формулировки заглавий статей 28, 29 АПК РФ, указывающих на два основных вида экономических споров, подведомственных арбитражному суду, - возникающие из гражданских правоотношений и возникающие из административных и иных публичных правоотношений. Об экономическом характере спора свидетельствует связь его предмета с осуществлением деятельности в сфере хозяйственного оборота и участием его субъекта в имущественно-стоимостных отношениях, регулируемых нормами гражданского права. При рассмотрении споров, вытекающих из публичных правоотношений, он может считаться экономическим, если юридические факты, по поводу которых возник спор, порождают правовые последствия в сфере не только публичного или иного правоотношения, но одновременно и правоотношения, регулируемого гражданским законодательством и связанного с осуществлением его субъектом предпринимательской или иной экономической деятельности. В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами (пункт 3 названной статьи). В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. В силу положений статьи 1 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее - Закон № 10-ФЗ) предметом его регулирования являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций (далее - профсоюзы). При этом целью создания профсоюзов и их задачами является представительство интересов работников и защита их социально-трудовых прав. Иными словами, сама деятельность профсоюзной организации регулируется нормами трудового права и специального законодательства о профессиональных союзах и относится к сфере трудовых и социальных, а не экономических отношений. Причисляя в статье 33 АПК РФ к специальной подведомственности дел арбитражным судам дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций, законодатель, очевидно, включал в их число и дела об оспаривании ненормативных актов о регистрации юридических лиц, поскольку создание, реорганизация или ликвидация юридического лица невозможны без принятия соответствующего ненормативного акта. При этом ввиду обязательности экономического характера спора, подлежащего рассмотрению в арбитражном суде, в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» (далее - Постановление Пленума № 11) разъяснено, что дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации организаций, не являющихся коммерческими организациями (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами. Профсоюз и Попечительский Совет не являются коммерческими организациями, созданы для целей, не связанных с извлечением прибыли. Как следует из статьи 225.1 АПК РФ, арбитражные суды рассматривают дела по спорам, связанным с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся коммерческой организацией, а также в некоммерческом партнерстве, ассоциации (союзе) коммерческих организаций, иной некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации в соответствии с федеральным законом. В поданном в арбитражный суд заявлении Профсоюз и Попечительский Совет, по сути, оспаривают право Мэрии на создание МОУ (МБОУ) ДОД ДШИ № 2, 4, 48, 53, а также сведения об указанных организациях, содержащиеся в ЕГРЮЛ. Вместе с тем истцом не представлено доказательств того, что названные школы являются коммерческими организациями, имеют статус саморегулируемых организаций и относятся к объединениям коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, в связи с чем спор в указанной части не может быть отнесен к корпоративным спорам применительно к статье 225.1 АПК РФ. Указанная правовая позиция подтверждена постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.06.2012 по делу № А05-8967/2011. Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что оспариваемые действия Мэрии по созданию и реорганизации дошкольных образовательных учреждений, а также действия соответствующих государственных органов по проведению реорганизации, не могут нарушать права заявителей, поскольку не связаны с предпринимательской и иной экономической деятельностью данных лиц. В данном случае имеющиеся в деле доказательства и доводы Профсоюза и Попечительского Совета свидетельствуют о правомерности и обоснованности вывода суда об отсутствии у заявленных требований экономического содержания. Основание заявления не позволяет констатировать возникновение и развитие спорных правоотношений в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. В силу пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ суд прекращает производство по делу, если установит, что спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Таким образом, суд первой инстанции обоснованно прекратил производство по делу. Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие определение суда, которое является законным и обоснованным. Судом установлено, что заявители не обращались в суд общей юрисдикции с названным требованием, поэтому прекращение производства по настоящему делу не является препятствием для доступа к правосудию в установленном законом порядке. С учетом изложенного оснований для отмены или изменения определения суда апелляционная инстанция не усматривает. В соответствии с пунктом 3 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными госпошлина организациями уплачивается в размере 2000 руб. Согласно пункту 12 статьи 333.21 названного Кодекса государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы на определение суда о прекращении производства по делу уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, то есть апеллянтам надлежало уплатить 1000 руб. Поскольку при подаче жалобы Профсоюз и Попечительский Совет государственную пошлину не уплатили, с них в доход федерального бюджета подлежит взысканию по 500 руб. с каждого. Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л: определение Арбитражного суда Архангельской области от 11 апреля 2014 года по делу № А05-624/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Первичной профсоюзной организации преподавателей детских школ искусств города Архангельска Свободного профессионального Союза преподавателей Архангельской области и автономной некоммерческой организации «Попечительский Совет родителей учащихся и преподавателей детских школ искусств и детских музыкальных школ г. Архангельска» – без удовлетворения. Взыскать с Первичной профсоюзной организации преподавателей детских школ искусств города Архангельска Свободного профессионального Союза преподавателей Архангельской области в федеральный бюджет 500 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы. Взыскать с автономной некоммерческой организации «Попечительский Совет родителей учащихся и преподавателей детских школ искусств и детских музыкальных школ г. Архангельска» в федеральный бюджет 500 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение месяца со дня принятия. Председательствующий Л.Ф. Шумилова
Судьи О.Н. Виноградов О.Г. Писарева Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 по делу n А44-5425/2011. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Сентябрь
|