Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2014 по делу n А66-7076/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

09 июня 2014 года

г. Вологда

Дело № А66-7076/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2014 года.

В полном объёме постановление изготовлено 09 июня 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,

при участии от Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области Ивановой И.С. по доверенности от 17.10.2013,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 06 марта 2014 года по делу № А66-7076/2013 (судья Головина Т.И.),

 

у с т а н о в и л :

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее – Управление Росреестра по Тверской области) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к ответчику Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тверской области (далее – УФССП по Тверской области) с требованием с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о взыскании 9 901 413 руб. 19 коп., в том числе 9 585 558 руб. 63 коп. основного долга по оплате арендной платы начисленной за период с 13.06.2010 по 01.05.2013 на основании договора от 10.09.2007 № 4556-к аренды объекта нежилого фонда и 315 854 руб. 56 коп. пеней по состоянию на 10.04.2013, а также о расторжении договора аренды нежилого помещения от 10.09.2007 № 4556-к и возложении на ответчика обязанности передать по акту приема-передачи занимаемые им помещения в течение 10-ти календарных дней с момента вступления решения в законную силу

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 06 марта 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Истец не согласился с решением суда и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, заявленные требования удовлетворить.  В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права и на несоответствие выводов суда  фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

УФССП по Тверской области в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его  законным и обоснованным.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области  в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его  аконным и обоснованным.

Заявитель и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ.

Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы истца.

Как следует из материалов дела, по договору аренды объекта нежилого фонда от 10 сентября 2007 года № 4556-к (далее - договор) Комитет по управлению имуществом Тверской области предоставил УФССП по Тверской области за плату во временное владение и пользование объект нежилого фонда - нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Тверь, Свободный пер., д. 2. Передача данных нежилых помещений в аренду подтверждается передаточным актом от 10.09.2007. Дополнительным соглашением к договору от 21.12.2007 № 1 его действие было продлено на неопределенный срок.

В соответствии с составленным истцом и ответчиком актом сверки от 17.10.2012 УФССП по Тверской области занимает в указанном выше здании помещения площадью 409,5 кв.м.

Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области от 02.04.2010  № 102 спорное административное здание было передано из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность.

Согласно акту приема-передачи от 14.04.2010 здание передано Комитетом по управлению имуществом Тверской области Территориальному управлению Росимущества по Тверской области. В реестр федерального имущества спорный объект недвижимости внесен 15.04.2010.

Распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области от 27.04.2010 № 133  административное здание закреплено на праве оперативного управления за истцом. Данное право зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 13 мая 2010 года.

Истец, посчитав, что ему перешли права арендодателя по договору от 10.09.2007 № 4556-к, обратился в суд с заявлением о взыскании с ответчика   задолженности по арендной плате и пеней, а также о расторжении договора аренды нежилого помещения и возложении на ответчика обязанности передать по акту приема-передачи занимаемые им помещения в течение 10-ти календарных дней с момента вступления решения в законную силу.

Суд первой инстанции правомерно отказал истцу в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со статьей 617 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.

Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

На основании пункта 7.5. Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, утвержденного приказом Росреестра от 19.04.2010 № П/159, Управление осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника только в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения функций, установленных пунктом 1 настоящего Положения.

Пунктом 1 указанного Положения  определены функции Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, к которым  отнесены функции, связанные с осуществлением им государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оказанию государственных услуг в сфере  кадастровой деятельности, надзорной деятельности на территории Тверской области.

Следовательно, в соответствии с изложенным, факт передачи истцу в оперативное управление всего административного здания, в котором он занимает для осуществления своих функций только часть помещений, не свидетельствует о том, что он выступает в качестве собственника всего здания и к нему перешли  права арендодателя по договору от 10.09.2007 № 4556-к, и соответственно он имеет право на взыскание с ответчика задолженности по арендной плате.

В силу статьи 416 ГК РФ обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает. Одним из таких обстоятельств является прекращение обязательства в результате издания акта государственного органа (пункт 1 статьи 417 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 Положения о федеральной службе судебных приставов, утвержденного приказом Президента от 13.10.2004 № 1316 Федеральная служба судебных приставов  является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Согласно части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004       № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»» находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или муниципальную собственность в случае:

- если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

- если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, федеральными государственными и муниципальными унитарными предприятиями, федеральными государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Права на находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании указанных в настоящей части решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.

В данном случае  процедура передачи спорных нежилых помещений УФССП по Тверской области начата с момента принятия Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области распоряжения от 02.04.2010 № 102 «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в государственной собственности Тверской области, в федеральную собственность», что предоставило ответчику право безвозмездного пользования данным имуществом для исполнения полномочий по предметам ведения Российской Федерации.

Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области от 22.10.2013 № 317 «О внесении изменений в Распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области от 27.04.2010 № 133 «О закреплении федерального имущества», спорное административное здание разделено между спорящими сторонами. Помещения, которые ранее были предоставлены УФССП по Тверской области в аренду, на основании указанного распоряжения закреплены за ним на праве оперативного управления.

Соответственно обязательственные отношения, основанные на возмездном пользовании ответчиком занимаемых помещений на основании договора аренды от 10.09.2007 № 4556-к, в данном случае прекращены в силу закона в порядке пункта 1 статьи  417 ГК РФ.

На настоящий момент распоряжение № 133 с учетом распоряжения № 317 не отменено и не признано недействительным.

В связи с этим отсутствуют правовые основания для взыскания, с ответчика в пользу истца, арендой платы по договору за период с 13.06.2010 по 01.05.2013 и договорной неустойки за нарушение сроков ее уплаты, а также для передачи ответчику истцу занимаемых им помещений.

Суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылки истца на судебные акты, принятые по делам № А66-7867/2012 и А66-7949/2012, поскольку по указанным делам рассмотрены заявления истца о взыскании с ответчика эксплуатационных расходов и затрат по коммунальным платежам в связи с использованием последним помещений в административном здании.

Исходя из изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы истца и отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 06 марта 2014 года по делу № А66-7076/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области - без удовлетворения.

Председательствующий

     Н.Н. Осокина

Судьи

     Н.В. Мурахина

     В.И. Смирнов

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2014 по делу n А52-147/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также