Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2014 по делу n А05-1410/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

05 июня 2014 года

г. Вологда

Дело № А05-1410/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2014 года.

В полном объёме постановление изготовлено 05 июня 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Пестеревой О.Ю.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 февраля 2014 года по делу № А05-1410/2013 (судья Дмитревская А.А.),

у с т а н о в и л:

Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356; далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (ОГРН 1022900530696; далее – управление, УФАС, антимонопольный орган) от 27.12.2012 по делу               № 25-12.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Переработка» (далее – ООО «Переработка», общество), общество с ограниченной ответственностью                     «Онего-Вельск» (далее – ООО «Онего-Вельск»), Территориальный орган Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Вельское лесничество (далее – Вельское лесничество).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 18.04.2013 требование заявителя удовлетворено.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 данное решение оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.11.2013 указанные решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.

В результате нового рассмотрения Арбитражным судом Архангельской области 26 февраля 2014 года принято решение по делу № А05-1410/2013, которым министерству отказано в удовлетворении заявленных требований.

Министерство с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

ООО «Переработка» и управление  в своих  отзывах на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

ООО «Онего-Вельск», Вельское лесничество отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, в связи с поступившим 12.04.2012 в управление заявлением ООО «Переработка» приказом и.о. руководителя УФАС  от 04.07.2012 № 195 возбуждено дело № 25-12 по признакам нарушения министерством и его территориальным органом – Вельским лесничеством -  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции).         

В заявлении общество  указало, что в  соответствии с  прошедшим  16.12.2009  государственную регистрацию договором аренды лесного участка от  30.10.2009 № 527 ему  предоставлен лесной участок площадью 72 464 га для осуществления лесозаготовительной деятельности.

В 2011 году по независящим от него обстоятельствам ООО «Переработка»  не имело возможности полностью заготовить весь объем древесины, разрешенный к вырубке на основании лесной декларации. Объективными препятствиями для заготовки явились неблагоприятные погодные условия, в том числе, и  высокая пожароопасность в летний период 2011 года и аномально теплого начала зимы 2011-2012 года.

В результате неблагоприятной пожарной обстановки на территории Архангельской области в 2011 году введен особый противопожарный режим (Указ Губернатора Архангельской области от 01.07.2011 № 98-у). Период, в течение которого лесопользование было ограничено, составил 40 календарных дней: Согласно сведениям ФГБУ «Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» на территории Архангельской области в ноябре-декабре 2011 года, а также январе-феврале 2012 года зафиксирована аномально теплая погода.

В связи с наличием чрезвычайных обстоятельств и неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение заготовки древесины общество в соответствии с пунктом 12 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства № 337 от 01.08.2011 (далее – Правила № 337), обратилось 07.02.2012 (в пределах действия лесной декларации от 29.12.2010 № 3-11/9)  к арендодателю - Министерству с соответствующим заявлением.

Рассмотрев указанное обращение, министерство письмом от 17.02.2012 № 204-04-23/746 ответило  обществу отказом в продлении срока лесной декларации со ссылкой на наличие задолженности по арендным платежам, мотивировав свою позицию решениями коллегий министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 29.12.2011 и  от 19.01.2012, которыми определен порядок продления срока рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины вследствие возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований по лесным декларациям, принятым на 2011 год.

При этом указанными решениями коллегии министерства предусмотрено, что при рассмотрении заявок о продлении сроков действия лесных деклараций учету подлежат два показателя: выполнение лесохозяйственных мероприятий в 2011 году и задолженность по арендным платежам.

Общество в своей жалобе отметило, что решениями от 29.12.2011 и 19.01.2012 министерство  фактически установило дополнительные требования для реализации установленного федеральным органом исполнительной власти права на продление сроков заготовки древесины, чем  вышло за пределы своих полномочий, изменив порядок продления сроков заготовки древесины, предусмотренный пунктом 12 Правил № 337. Действия министерства по установлению дополнительных критериев для реализации арендатором лесного фонда права на продление сроков лесной декларации являются созданием дискриминационных условий. Помимо того, решения коллегии министерства от 29.12.2011 и от 19.01.2012 не были официально опубликованы и не направлялись лесопользователям.

По результатам рассмотрения дела № 25-12 о нарушении заявителем антимонопольного законодательства управлением принято решение от 27.12.2012 № 05-03/6676.

Указанным решением УФАС министерство нарушившим требования пункта 8 части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ, выразившиеся в отказе обществу в продлении срока рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины по лесной декларации от 29.12.2010 № 3-11/9 на 60 дней вследствие возникновения неблагоприятных погодных условий - аномально теплой погоды в период с октября по декабрь 2011 года.

В ходе рассмотрения антимонопольного дела управление установило, что 29.12.2011 состоялось заседание коллегии министерства, на котором рассматривался вопрос продления срока рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины вследствие возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины по лесным декларациям, принятым на 2011 год, и по договорам купли-продажи лесных насаждений.

Согласно протоколу заседания коллегии министерства от 29.12.2011 № 7 перед министерством поставлены следующие задачи:

- для определения срока продления рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины вследствие возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины, запросить справку территориального органа Росгидромета;

- проработать вопрос продления сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины вследствие возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины лесопользователям, осуществляющим заготовку древесины по лесным декларациям, принятым на 2011 год и по договорам купли-продажи лесных насаждений, действие которых заканчивается в декабре 2011 года;

- проработать вопрос установления критериев отказа в продлении срока рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины вследствие возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины лесопользователям, осуществляющим заготовку древесины по лесным декларациям, принятым на 2011 год, и по договорам купли-продажи лесных насаждений, действие которых заканчивается в декабре 2011 года.

Коллегия министерства 19.01.2012 одобрила предложенный министерством порядок продления срока рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины, установленный на 60 календарных дней в виду аномально теплой зимы 2011 года.

Письмом от 17.01.2012 № 204-04-23/124 министерство направило в свои территориальные органы, в том числе и в Вельское лесничество, порядок продления срока рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины, согласно которому:

1) лесничество рассматривает заявки лесопользователей по продлению срока действия деклараций 2011 года и договоров купли-продажи лесных насаждений;

2) министерство, учитывая мнение лесничества, принимает решение по предоставлению отсрочки лесозаговителям, указанным лесничествами, и направляет уточненный список в лесничества;

3) лесничество готовит распоряжение о продлении сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины вследствие возникновения неблагоприятных погодных условий на срок 60 календарных дней.

Срок рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины вследствие введения особого противопожарного режима на 27 календарных дней продлен всем лесопользователям Архангельской области без исключения, в том числе ООО «Переработка».

Лесная декларация общества от 29.12.2010 № 3-11/9 по договору аренды лесного участка от 30.10.2009 № 527 с учетом продления на 27 дней действовала до 13.02.2012.

Общество 27.12.2011 обратилось в Вельское лесничество с заявлением о продлении срока рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины на 60 дней (в связи с аномально теплыми погодными условиями, установившимися на территории Архангельской области в период с октября по декабрь 2011 года).

Письмами от 30.01.2012 № 121 и 10.02.2012 № 187 Вельское лесничество отказало обществу в заявленных требованиях в связи с наличием задолженности по арендным платежам и невыполнением лесовосстановительных мероприятий.

При этом министерство и его территориальный орган - Вельское лесничество, отказав обществу в продлении срока рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины на 60 дней в связи с аномально теплыми погодными условиями, установившимися на территории Архангельской области в период с октября по декабрь 2011 года, другим лесопользователям срок рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины на 60 дней в связи с указанными обстоятельствами продлило.

УФАС пришло к выводу, что для всех лесопользователей Архангельской области основанием для продления сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины как на 27 календарных дней, так и на 60 дней,  должно являться исключительно наличие неблагоприятных погодных условий, поскольку аномально теплая погода в период с октября по декабрь 2011 года влияла на всех лесопользователей Архангельской области в равной степени, также как и возникшая на территории области неблагоприятная пожарная обстановка в летнее время 2011 года. При этом управление также посчитало, что неисполнение лесопользователем пунктов 3.4.2 и 3.4.15 договора аренды не является основанием для отказа в продлении срока действия лесной декларации.

В связи с этим управление пришло к выводу о том, что, определив дополнительные условия для продления срока рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины, министерство и Вельское лесничество создали неравные условия доступа на рынок рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины для его участников.

Не согласившись с решением УФАС от 27.12.2012 по делу 25-12, министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования в связи со следующим.

Целями Закона № 135-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 названного Закона).

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона № 135-ФЗ).

Как следует из пункта 17 части 4 Закона о защите конкуренции, признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами,

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2014 по делу n А05-11665/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также