Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2014 по делу n А13-15519/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

02 июня 2014 года

г. Вологда

Дело № А13-15519/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2014 года.

В полном объеме постановление изготовлено 02 июня 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Ралько О.Б. и         Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Халиловой В.В.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Торговая компания ИНТРО» директора Масловой Н.Н., Трошичевой М.Л. по доверенности от 12.04.2014, от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области Перфильева А.С. по доверенности от 09.01.2014 № 07/274,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 18 февраля 2014 года по делу        № А13-15519/2013 (судья Киров С.А.),

 

у с т а н о в и л :

 

общество с ограниченной ответственностью «Торговая компания ИНТРО» (ОГРН 1023500899003; далее – ООО «ТК ИНТРО», Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области (далее – Управление) о признании недействительным пункта 2 предписания от 20.09.2013 № 397/617-04-01 о прекращении нарушения прав потребителей.

Решением суда  требования удовлетворены.

Управление в апелляционной жалобе просит решение суда отменить. Указывает, что нарушение Обществом законодательства в сфере защиты прав потребителей выразилось в расположении товара на витрине способом, не позволяющим обеспечить наглядность и доступность необходимой информации о нем для потребителя.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным. Полагает, что с его стороны обеспечено наличие на реализуемых им товарах необходимой информации, продажа мелкого товара осуществляется Обществом с использованием витрин, с необходимой информацией о таких товарах покупатели могут ознакомиться с помощью продавца, что прямо предусмотрено пунктом 17 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные доказательства, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.

Как следует из материалов дела, в период с 16.09.2013 по 20.09.2013 Главным специалистом-экспертом отдела по надзору в сфере защиты прав потребителей Управления на основании распоряжения от 03.09.2013 проведена плановая выездная проверка в отношении Общества по вопросу соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав потребителей, в результате которой установлено, что в отношении лаков для ногтей, помады, теней для век по цене 56,90 руб., 62,50 руб., 104,90 руб., 60,80 руб., 48 руб., 32 руб., 40 руб., 37 руб., 39 руб., 32 руб., 19 руб., 10 руб., 7,90 руб., 28 руб., 80 руб., 31 руб., 192,90 руб., 47,90 руб., всего 306 штук, производства Россия, во всех магазинах Общества в наглядной и доступной форме до сведения потребителей не доведена информация о гарантийном сроке товара, фирменном наименовании и месте нахождения (юридическом адресе) изготовителя товара, месте нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей, чем нарушены статьи 8, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей)  и пункт 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 (далее – Правила).

Кроме того, на шампуни: «Timotei», «Shauma», «Palmolive», «Nivea», «Dove», «Elseve», «Loreal», «Gliss KUR», «Shamtu», «GARNIER FRUCTIS», «Pantene PRO-V» по цене 132,50 рпуб., 167,80 руб., 132,50 руб., 106,70 руб., 189,90 руб., 89,90 руб., 125,70 руб., 113,90 руб., 132,60 руб., 124,90 руб., 76,60 руб., 97,90 руб. на 385 единицах товара во всех магазинах Общества отсутствует информация об ингредиентах, входящих в состав изделия на русском языке, чем нарушены статья 10 Закона о защите прав потребителя и пункты 15, 53, 54 Правил.

По результатам проверки составлен акт от 20.09.2013 № 617-04-01 и Обществу выдано предписание от 20.09.2013 № 397/617-04-01 о прекращении нарушений прав потребителей, пунктом 2 которого предписано в срок до 01.02.2014 обеспечить в магазинах Общества по адресам: в городе Вологде: улица Технический переулок, дом 48-а, Тепличный микрорайон, дом 1, улица Петрозаводская, дом 16-б, улица М. Конева, дом 17, улица Герцена, дом 121, наличие на реализуемых товарах информации о гарантийном сроке товара, фирменном наименовании и месте нахождения (юридическом адресе) изготовителя товара, месте нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей, об ингредиентах, входящих в состав изделия, на русском языке на парфюмерно-косметических товарах в соответствии со статьями 8, 10 Закона о защите прав потребителей, пунктами 11, 15, 53, 54 Правил.

Общество с вынесенным предписанием не согласилось и обратилось в арбитражный суд.

Статьёй 8 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах) (пункт 1).

Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации (пункт 2).

В соответствии со статьей 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1).

Пункт 2 статьи 10 названного Закона устанавливает, что информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в том числе, гарантийный срок, если он установлен и адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера.

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона о защите прав потребителей информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень необходимых сведений о них и способы доведения информации до потребителя устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров.

Согласно абзацам четвертому и девятому пункта 11 Правил  продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о месте нахождения (адресе), фирменном наименовании (наименовании) изготовителя (продавца), месте нахождения (адресе) организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара - наименовании страны происхождения товара; гарантийном сроке, если он установлен для конкретного товара.

В силу пункта 15 Правил информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводится до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров.

В судебное заседание суда первой инстанции представителем Общества представлены экземпляры лаков, помад, теней, и другой парфюмерно-косметической продукции, на которых на русском языке содержалась необходимая информация о гарантийном сроке товара, фирменном наименовании и месте нахождения (юридическом адресе) изготовителя товара, месте нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей.

Факт наличия указанной информации на всех предметах косметики и в момент проверки Управлением не оспаривается.

В Законе о защите прав потребителей и Правилах продажи отдельных видов товаров не содержится норм, регламентирующих порядок размещения товаров на витрине.

Учитывая изложенное, доводы подателя жалобы о том, что при проверке товары на витрине были расположены Обществом таким образом, что необходимая информация не была видна потребителям,  отклоняется судом апелляционной инстанции.

Наглядность и доступность информации для покупателя без привлечения в том или ином случае работников продавца не может быть обеспечена и ввиду незначительных размеров парфюмерно-косметической продукции (3-4 см), которые не позволяют прочесть данную информацию без приближения данных предметов на расстояние вытянутой руки, вследствие чего размещение их на витрине стороной с необходимой информацией в сторону потребителей само по себе не обеспечит ознакомление потребителей с указанной информацией.

Кроме того, и в тексте акта проверки, и в оспариваемой части предписания не указано, что нарушение, допущенное Обществом заключается именно в способе расположения товаров на витрине, а буквально описано как отсутствие на товарах предусмотренной Законом о защите прав потребителей и Правилами информации.

При таких обстоятельствах в действиях Общества в указанной части отсутствует нарушение требований законодательства о защите прав потребителей, доказательств обратного Управлением не представлено.     

Пунктом 53 Правил предусмотрено, что информация о парфюмерно-косметических товарах помимо сведений, указанных в пунктах 11 и 12 настоящих Правил, должна содержать с учетом особенностей конкретного товара сведения о его назначении, входящих в состав изделия ингредиентах, действии и оказываемом эффекте, ограничениях (противопоказаниях) для применения, способах и условиях применения, массе нетто или объеме и (или) количестве единиц изделия в потребительской упаковке, условиях хранения (для товаров, в отношении которых установлены обязательные требования к условиям хранения), а также сведения о государственной регистрации (для товаров, подлежащих государственной регистрации).

В соответствии с пунктом 54 Правил до подачи в торговый зал парфюмерно-косметические товары распаковываются и осматриваются, проверяется качество (по внешним признакам) каждой единицы товара и наличие о нем необходимой информации.

Довод апелляционной жалобы о признании со стороны                          ООО «ТК ИНТРО» нарушения, состоящего в отсутствии на парфюмерно-косметических товарах информации об ингредиентах, входящих в состав изделия, на русском языке также отклоняется апелляционным судом.

В соответствии с пунктом 9.3 статьи 5 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (ТР ТС 009/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 года № 799, списку ингредиентов должен предшествовать заголовок «Ингредиенты» или «Состав». Список ингредиентов может быть представлен либо на государственном(ых) или официальном языке(ах) государств - членов ТС, в которых осуществляется реализация парфюмерно-косметической продукции, либо в соответствии с международной номенклатурой косметических ингредиентов (INCI) с использованием букв латинского алфавита.

Согласно пункту 2 статьи 2 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года (далее – Соглашение) Технические регламенты Таможенного союза имеют прямое действие на таможенной территории Таможенного союза.

В силу пункта 4 статьи 2 Соглашения стороны обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов Таможенного союза, на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Таможенного союза требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки (подтверждения) соответствия.

Пунктом 3 статьи 4 Соглашения предусмотрено, что в технических регламентах Таможенного союза устанавливаются требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, а также правила идентификации, формы, схемы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия.

На основании пункта 3 статьи 5 Соглашения со дня вступления в силу технического регламента Таможенного союза на территориях Сторон соответствующие обязательные требования, установленные законодательствами Сторон, не применяются.

Таким образом, на момент проведения проверки состав ингредиентов парфюмерно-косметической продукции допустимо представлять с использованием букв латинского алфавита.

Обязательное дублирование списка ингредиентов на русском языке

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2014 по делу n А13-7537/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также