Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2014 по делу n А44-117/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е29 мая 2014 года г. Вологда Дело № А44-117/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2014 года. В полном объеме постановление изготовлено 29 мая 2014 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарями судебного заседания Комаровым О.С., Куликовой М.А., при участии от муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Пестово» Степанова А.В. по доверенности от 14.01.2014, от государственного учреждения - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Ивановой Н.В. по доверенности от 13.01.2014, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Пестово» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 11 марта 2014 года по делу № А44-117/2014 (судья Максимова Л.А.), у с т а н о в и л:
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Пестово» (ОГРН 1025300653685; далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025300783848; далее - фонд) о признании незаконным решения от 03.12.2013 № 177 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым учреждению предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2012 год в сумме 425 732 руб. 92 коп., пени - 12 314 руб. 07 коп. и штрафные санкции по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) в размере 92 772 руб. 91 коп. Решением Арбитражного суда Новгородской области от 11 марта 2014 года требования удовлетворены частично, признано незаконным решение фонда в части привлечения учреждения к ответственности за неполную уплату страховых взносов в виде штрафа в размере 83 495 руб. 62 коп., в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Учреждение с судебным решением не согласилось в части отказа в удовлетворении заявленных им требований и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его изменить, признав решение фонда от 03.12.2013 № 117 незаконным в полном объеме. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на то, что суд неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи, с чем выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм материального права. Фонд в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами, в ней изложенными, не согласились, решение суда считают законным и обоснованным. Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения суда и при этом лица, участвующие в деле, не заявили возражений, в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части. Заслушав пояснения представителей учреждения и фонда, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Как следует из материалов дела, фондом проведена выездная проверка учреждения по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в фонд по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - страховых взносов) за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, по результатам которой составлен акт выездной проверки от 07.11.2013 № 332 (т. 1, л. 31а-34). В ходе проверки было установлено, что учреждение в 2012 году как страхователь при исчислении страховых взносов применяло льготный тариф (нулевой), предусмотренный пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, при этом фондом сделан вывод, что законных оснований для использования льготного тарифа учреждение не имело. По результатам проверки фондом вынесено решение от 03.12.2013 № 177, которым учреждению предложено уплатить недоимку по страховым взносам за 2012 год в сумме 425 732 руб. 92 коп., пени - 12 314 руб. 07 коп. и штрафные санкции по части 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ – 92 772 руб. 91 коп. (т. 1, л. 104-105). Не согласившись с решением фонда, учреждение обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с соответствующим заявлением. Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований в полном объеме, правомерно руководствовался следующим. Согласно части 1 статьи 18 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В силу части 3.4 статьи 58 Закона № 212-ФЗ в течение 2012 года тариф страховых взносов в льготном размере применялся для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 8, 10 - 12 части 1 настоящей статьи. Пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ право на применение пониженных тарифов предоставлено организациям и индивидуальным предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения, осуществляющим как основной какой-либо из видов экономической деятельности (классифицируемый в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности), перечисленных в названном пункте статьи 58 Закона № 212-ФЗ, в частности, к таким видам деятельности в силу подпункта «с» относится такой вид деятельности как образование. При этом частью 1.4 статьи 58 Закона № 212-ФЗ определено, что соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. В случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять установленные частями 3.2 и (или) 3.4 настоящей статьи тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджеты государственных внебюджетных фондов в установленном порядке. В силу подпункта 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, не учитываются доходы, указанные в статье 251 НК РФ. Положения подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль исключают возможность учета в объеме доходов доходы в виде имущества, полученного хозяйствующим субъектом в рамках целевого финансирования. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что учреждение в 2012 году находилось на упрощенной системе налогообложения (уведомление от 07.12.2009 № 1844/94, т. 1, л. 59), что соответствует условиям пункта 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, осуществляя образовательную деятельность. Основным видом деятельности муниципальных образовательных учреждений, к которым относится учреждение, имеющее организационно-правовую форму – муниципальное автономное общеобразовательное учреждение, является образовательная деятельность, осуществляемая в рамках выполняемого муниципального задания и финансируемая из муниципального бюджета. Фонд оплаты труда работников муниципального образовательного учреждения, непосредственно выполняющих полученное муниципальное задание, формируется из средств финансовых субсидий в соответствии с кассовым планом исполнения бюджета. В соответствии с пунктом 1.2.1 раздела 3 Положения об условиях и порядке формирования задания учредителя и порядке финансового обеспечения выполнения этого задания в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, утвержденного постановлением Администрации муниципального района от 24.02.2009 № 115, расходы на оплату труда персонала включают предусмотренные действующим законодательством налоговые и страховые отчисления. Фонд оплаты труда работников муниципального образовательного учреждения, непосредственно выполняющих полученное учреждением муниципальное задание, формируется из средств целевого бюджетного финансирования, как и фонд оплаты обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, по утвержденной смете. Таким образом, как обоснованно указано судом первой инстанции, в случае применения образовательным учреждением льготного тарифа при исчислении и уплате страховых взносов в фонд, начисленных на фонд оплаты труда, финансируемый из средств целевого бюджетного финансирования, связанного с выполнением муниципального задания, происходит уменьшение обязательств муниципальной казны, тогда как целью введения рассматриваемой льготы является уменьшение налогового бремени для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, а не для муниципальной казны. Материалами дела подтверждается, что учреждение при исчислении страховых взносов применило в 2012 году льготный тариф (нулевой) (т. 1, л. 41-46). Из таблицы 4.3 расчета учреждения по страховым взносам за 2012 год следует (т. 1, л. 45), что при расчете соответствия условий на право применения пониженного тарифа учреждение указало сумму доходов, определяемую в соответствии со статьей 346.15 НК РФ за 2012 год в размере 348 358 руб., и в том же размере приняло к исчислению сумму доходов, определяемую в целях применения части 1.4 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, в результате чего доля доходов от образовательной деятельности, определяющей право на использование льготного тарифа по пункту 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ составила 100%. Указанный учреждением расчет повлек за собой применение льготного тарифа и фактическое неисчисление страховых взносов с базы для исчисления таковых – с суммы выплат в пользу физических лиц в размере 15 995 329 руб. 67 коп., что, в свою очередь, повлекло неуплату страховых взносов за 2012 год в сумме 463 864 руб. 56 коп. (т. 1 л. 99). При исследовании обстоятельств дела, судом первой инстанции установлено, что учреждением для установления возможности реализации права на льготу приняты в расчет только доходы от предпринимательской деятельности учреждения (осуществляемой на платной основе) за 2012 год, составившие 348 358 руб. (книга учета доходов и расходов, т. 1, л. 52-58; отчет, т. 6, л. 128), и доходы от образовательной деятельности, осуществляемой на платной основе по соответствующим договорам, составившие 245 208 руб. (договоры, квитанции на оплату услуг, т. 2-6), тогда как учреждением льготный тариф распространен на выплаты в пользу физических лиц, подлежащих обложению страховыми взносами, в размере 15 995 329 руб. 67 коп., то есть на объем выплат (как из бюджетных средств, так и из средств, полученных от предпринимательской деятельности), подлежащих обложению взносами, в десятки раз превышающих объем доходов от деятельности вне рамок выполнения муниципального задания (из которых сформирован соответствующий фонд оплаты труда). Позиция учреждения противоречит как природе, так и целям установления льготных тарифов при исчислении страховых взносов, которые направлены, в том числе, на снижение бремени обязательных платежей для лиц, осуществляющих, в частности, социально-значимую деятельность, и на стимулирование развития такой деятельности субъектами малого предпринимательства, и не может быть направлена на снижение налогового бремени для муниципальной казны. Вместе с тем, Федеральным законом от 03.12.2011 № 379-ФЗ в действие в 2012 году введен пункт 11 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, в силу которого возможно применение льготного тарифа по страховым взносам для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей, установленных частями 5.1 - 5.3 настоящей статьи. Как следует из правового анализа приведенной нормы согласно пункту 11 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ право на рассматриваемую льготу получили некоммерческие организации, из состава которых исключены государственные и муниципальные учреждения; введение названной нормы в Закон № 212-ФЗ показало невозможность применения этой льготы к государственным (муниципальным) учреждениям даже в части обложения страховыми взносами фонда оплаты труда, формируемого из доходов, полученных учреждением вне связи с выполнением муниципального Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2014 по делу n А05-15762/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Сентябрь
|