Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2014 по делу n А13-9628/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

28 мая 2014 года

г. Вологда

Дело № А13-9628/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2014 года.

В полном объёме постановление изготовлено 28 мая 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента финансов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской  области от 27 января 2014 года по делу № А13-9628/2013 (судья Колтакова Н.А.),

у с т а н о в и л :

Департамент сельского хозяйства и  продовольственных ресурсов Вологодской области (далее - Департамент сельского хозяйства, Департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском  к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Межуевой Татьяне Анатольевне (ОГРНИП   308353311200015; далее – Глава КФХ Межуева Т.А.) о взыскании 456 807 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен  Департамент финансов Вологодской области (далее - Департамент финансов).

Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.

Департамент финансов не согласился с судебным решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы указывает, что Главой КФХ Межуевой Т.А. не выполнены условия предоставления субсидий, предусмотренные Положением о порядке выделения из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на приобретение минеральных удобрений, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 04.10.2010 № 1130 (далее – Положение № 1130),  и Положением о порядке выделения из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на приобретение горюче-смазочных материалов, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 19.04.2010 № 445 (далее – Положение № 445), действовавшими в период существования спорных правоотношений.

Глава КФХ Межуева Т.А. в  отзыве на апелляционную жалобу просит оставить жалобу без удовлетворения, решение суда – без изменения, считает решение суда законным и обоснованным.

Департамент сельского хозяйства в отзыве поддержал доводы апелляционной жалобы Департамента финансов.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представители в суд не явились, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав представленные документы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Положениями № 1130 и № 445 между Департаментом и Главой КФХ Межуевой Т.А.заключены договоры от 27.04.2011 № 635 о выделении из областного бюджета субсидий на возвращение части затрат на приобретение минерального удобрения и от 18.04.2011 № 475 о выделении из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на приобретение горюче-смазочных материалов.

На основании указанных договоров Департамент обязался предоставить Главе КФХ Межуевой Т.А.средства областного бюджета в виде субсидий на возмещение части затрат на приобретение минеральных удобрений для своевременного проведения полевых работ в сумме 319 634 рубля и на возмещение части затрат на приобретение горюче-смазочных материалов для своевременного проведения полевых работ в сумме 137 173  рубля (с учетом дополнительного соглашения от 11.08.2011 к договору от 18.04.2011 № 475).

Указанные суммы перечислены в адрес Главы КФХ                      Межуевой Т.А.платежными поручениями от 03.05.2011 № 22060, от 22.04.2011 № 20507, от 22.08.2011  № 27960.

Департаментом финансов проведена проверка осуществления Департаментом сельского хозяйства операций со средствами областного бюджета, выделяемыми в форме субсидий на возмещение части затрат на приобретение горю-смазочных материалов и минеральных удобрений в 2011 году и 9 месяцев 2012 года, по результатам которой Департамент финансов пришел к выводу, что выплата субсидий из областного бюджета в 2011 году  Главе КФХ Межуевой Т.А.произведена с нарушением указанных выше Положений.

В связи с этим Департамент сельского хозяйства обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании неправомерно полученной субсидии.

В обоснование заявленных требований Департамент сослался на положения статьи 1 Закона Вологодской области от 06.12.2005 № 1384-ОЗ «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства Вологодской области» (действовавшего в период существования спорных правоотношений), в соответствии с которой сельскохозяйственными товаропроизводителями являются организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, доля выручки которых от реализации произведенной и переработанной ими сельскохозяйственной продукции в общей выручке от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год не менее 50%.

Поскольку по итогам 2010 года доля выручки Главы КФХ          Межуевой Т.А. от произведенной сельскохозяйственной продукции составила 46 %, по мнению Департамента, она не отвечала вышеуказанному признаку сельхозпроизводителя и соответственно необоснованно получила субсидии, которые подлежат возврату на основании пункта 3.2 Положений № 1130 и № 445.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно статье 310 ГК РФ не допускается односторонний отказ от исполнения обязательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам-производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно абзацу 3 пункта 2 названной статьи порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В силу Положения № 445 (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) субсидии предоставляются сельхозтоваропроизводителям области в целях возмещения части затрат на приобретение горюче-смазочных материалов для своевременного проведения полевых сельскохозяйственных работ (пункт 2.10).

На основании пункта 2.2 Положения № 445 субсидии предоставляются при условии ведения сельскохозяйственного производства по выращиванию сельскохозяйственных культур на территории области.

Для предоставления субсидий сельхозтоваропроизводители представляют в Департамент выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, реестр платежных документов на поставку и оплату горюче-смазочных материалов по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению с заверенными организацией - получателем субсидий копиями счетов-фактур и платежных документов (платежных поручений, кассовых чеков с авансовыми отчетами), подтверждающих произведенные затраты, начиная со второго полугодия предшествующего года (пункт 2.5 Положения № 445).

Пунктом 2.6 Положения № 445 определено, что Департамент в течение 10 дней со дня поступления рассматривает представленные документы на получение субсидий и в случае несоответствия перечню документов, указанному в пункте 2.5 настоящего Положения, возвращает сельхозтоваропроизводителю с указанием причин; в течение 15 дней со дня поступления формирует реестр выделения из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на приобретение горюче-смазочных материалов по форме согласно приложению 4 к настоящему Положению и представляет его в управление областного казначейства департамента финансов области.

Пунктом 3.2 Положения № 445 установлено, что в случае установления фактов представления недостоверных сведений (документов) на получение субсидий, невыполнения условий предоставления субсидий и обязательств, предусмотренных договором о выделении из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на приобретение горюче-смазочных материалов, Департамент направляет получателю субсидий уведомление с предложением о возврате в течение 30 календарных дней излишне полученных субсидий в областной бюджет. В случае непоступления средств в течение 30 календарных дней после направления уведомления принимает меры к их взысканию в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 2.1 Положением № 1130 (в редакции, действовавшей на момент заключения договора)  субсидии предоставляются сельхозтоваропроизводителям области в целях возмещения части затрат на проведение мелиоративных мероприятий.

Субсидии предоставляются при условии: ведения сельскохозяйственного производства на территории области по выращиванию сельскохозяйственных культур; использования мелиорированных земель для производства сельскохозяйственной продукции.

Согласно пункту 2.2 Положения № 1130 главным распорядителем бюджетных средств является Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли области.

Пунктом 2.6 Положения № 1130 определено, что для предоставления субсидий сельхозтоваропроизводители представляют в Департамент следующие документы:

2.6.1. реестр документов на выполнение и оплату работ по проведению мелиоративных мероприятий по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению;

2.6.2. выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

2.6.3. копию справки из территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области об основных видах экономической деятельности по ОКВД;

2.6.4. заверенные сельхозтоваропроизводителем копии:

документов, подтверждающих фактические затраты по работам, выполненным хозяйственным способом, или счетов-фактур;

оплаченных платежных документов, подтверждающих произведенные затраты;

проектно-сметной документации на содержание и ремонт мелиоративных систем;

актов о приемке выполненных работ по объекту (унифицированная форма № КС-2, утвержденная постановлением Госстата России от 11 ноября 1999 года № КС-2);

справок о стоимости выполненных работ и затрат (унифицированная форма № КС-3, утвержденная постановлением Госстата России от 11 ноября 1999 года № 100);

договора с подрядчиками на выполнение работ по проведению мелиоративных мероприятий.

Департамент в течение 20 дней со дня поступления документов, указанных в пункте 2.6 настоящего Положения:

рассматривает представленные документы и в случае их несоответствия настоящему Положению возвращает сельхозтоваропроизводителю с указанием причин;

формирует реестры выделения из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на проведение мелиоративных мероприятий по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению и представляет в управление областного казначейства департамента финансов области.

Пунктом 3.2 Положения № 1130 предусмотрено, что в случае установления фактов представления недостоверных сведений (документов) на получение субсидий, невыполнения обязательств, предусмотренных договором о выделении из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на проведение мелиоративных мероприятий, Департамент направляет получателю субсидии уведомление с предложением о возврате в течение 30 календарных дней полученной субсидии в областной бюджет. В случае непоступления средств в течение 30 календарных дней Департамент принимает меры к их взысканию в судебном порядке.

Следовательно, указанными Положениями, в редакции, действовавшей на момент заключения договоров с Обществом, не предусмотрено в качестве оснований для предоставления субсидий  соответствия получателя средств понятию сельскохозяйственного товаропроизводителя, изложенному в  статье 1 Закона Вологодской области от 06.12.2005 № 1384-ОЗ «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства Вологодской области», а именно:  наличие у него доли выручки от реализации произведенной и переработанной ими сельскохозяйственной продукции в общей выручке от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год не менее 50%.

В материалах дела отсутствуют доказательства установления Департаментом фактов представления Главой КФХ Межуевой Т.А. для получения субсидий недостоверных сведений (документов) и невыполнения ею обязательств, предусмотренных договорами о выделении из областного бюджета субсидий.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал Департаменту в удовлетворении заявленных требований.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Департамента финансов и отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л:

 

решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 января 2014 года по делу № А13-9628/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента финансов Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Т.В. Виноградова    

Судьи 

О.Б. Ралько

О.А. Тарасова

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2014 по делу n А05-12351/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также