Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2014 по делу n А13-9628/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 28 мая 2014 года г. Вологда Дело № А13-9628/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2014 года. В полном объёме постановление изготовлено 28 мая 2014 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента финансов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 января 2014 года по делу № А13-9628/2013 (судья Колтакова Н.А.), у с т а н о в и л : Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области (далее - Департамент сельского хозяйства, Департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Межуевой Татьяне Анатольевне (ОГРНИП 308353311200015; далее – Глава КФХ Межуева Т.А.) о взыскании 456 807 руб. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов Вологодской области (далее - Департамент финансов). Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано. Департамент финансов не согласился с судебным решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы указывает, что Главой КФХ Межуевой Т.А. не выполнены условия предоставления субсидий, предусмотренные Положением о порядке выделения из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на приобретение минеральных удобрений, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 04.10.2010 № 1130 (далее – Положение № 1130), и Положением о порядке выделения из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на приобретение горюче-смазочных материалов, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 19.04.2010 № 445 (далее – Положение № 445), действовавшими в период существования спорных правоотношений. Глава КФХ Межуева Т.А. в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить жалобу без удовлетворения, решение суда – без изменения, считает решение суда законным и обоснованным. Департамент сельского хозяйства в отзыве поддержал доводы апелляционной жалобы Департамента финансов. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представители в суд не явились, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ. Исследовав представленные документы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Как следует из материалов дела, в соответствии с Положениями № 1130 и № 445 между Департаментом и Главой КФХ Межуевой Т.А.заключены договоры от 27.04.2011 № 635 о выделении из областного бюджета субсидий на возвращение части затрат на приобретение минерального удобрения и от 18.04.2011 № 475 о выделении из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на приобретение горюче-смазочных материалов. На основании указанных договоров Департамент обязался предоставить Главе КФХ Межуевой Т.А.средства областного бюджета в виде субсидий на возмещение части затрат на приобретение минеральных удобрений для своевременного проведения полевых работ в сумме 319 634 рубля и на возмещение части затрат на приобретение горюче-смазочных материалов для своевременного проведения полевых работ в сумме 137 173 рубля (с учетом дополнительного соглашения от 11.08.2011 к договору от 18.04.2011 № 475). Указанные суммы перечислены в адрес Главы КФХ Межуевой Т.А.платежными поручениями от 03.05.2011 № 22060, от 22.04.2011 № 20507, от 22.08.2011 № 27960. Департаментом финансов проведена проверка осуществления Департаментом сельского хозяйства операций со средствами областного бюджета, выделяемыми в форме субсидий на возмещение части затрат на приобретение горю-смазочных материалов и минеральных удобрений в 2011 году и 9 месяцев 2012 года, по результатам которой Департамент финансов пришел к выводу, что выплата субсидий из областного бюджета в 2011 году Главе КФХ Межуевой Т.А.произведена с нарушением указанных выше Положений. В связи с этим Департамент сельского хозяйства обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании неправомерно полученной субсидии. В обоснование заявленных требований Департамент сослался на положения статьи 1 Закона Вологодской области от 06.12.2005 № 1384-ОЗ «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства Вологодской области» (действовавшего в период существования спорных правоотношений), в соответствии с которой сельскохозяйственными товаропроизводителями являются организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, доля выручки которых от реализации произведенной и переработанной ими сельскохозяйственной продукции в общей выручке от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год не менее 50%. Поскольку по итогам 2010 года доля выручки Главы КФХ Межуевой Т.А. от произведенной сельскохозяйственной продукции составила 46 %, по мнению Департамента, она не отвечала вышеуказанному признаку сельхозпроизводителя и соответственно необоснованно получила субсидии, которые подлежат возврату на основании пункта 3.2 Положений № 1130 и № 445. Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим. В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или обычно предъявляемыми требованиями. Согласно статье 310 ГК РФ не допускается односторонний отказ от исполнения обязательства. В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам-производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Согласно абзацу 3 пункта 2 названной статьи порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. В силу Положения № 445 (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) субсидии предоставляются сельхозтоваропроизводителям области в целях возмещения части затрат на приобретение горюче-смазочных материалов для своевременного проведения полевых сельскохозяйственных работ (пункт 2.10). На основании пункта 2.2 Положения № 445 субсидии предоставляются при условии ведения сельскохозяйственного производства по выращиванию сельскохозяйственных культур на территории области. Для предоставления субсидий сельхозтоваропроизводители представляют в Департамент выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, реестр платежных документов на поставку и оплату горюче-смазочных материалов по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению с заверенными организацией - получателем субсидий копиями счетов-фактур и платежных документов (платежных поручений, кассовых чеков с авансовыми отчетами), подтверждающих произведенные затраты, начиная со второго полугодия предшествующего года (пункт 2.5 Положения № 445). Пунктом 2.6 Положения № 445 определено, что Департамент в течение 10 дней со дня поступления рассматривает представленные документы на получение субсидий и в случае несоответствия перечню документов, указанному в пункте 2.5 настоящего Положения, возвращает сельхозтоваропроизводителю с указанием причин; в течение 15 дней со дня поступления формирует реестр выделения из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на приобретение горюче-смазочных материалов по форме согласно приложению 4 к настоящему Положению и представляет его в управление областного казначейства департамента финансов области. Пунктом 3.2 Положения № 445 установлено, что в случае установления фактов представления недостоверных сведений (документов) на получение субсидий, невыполнения условий предоставления субсидий и обязательств, предусмотренных договором о выделении из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на приобретение горюче-смазочных материалов, Департамент направляет получателю субсидий уведомление с предложением о возврате в течение 30 календарных дней излишне полученных субсидий в областной бюджет. В случае непоступления средств в течение 30 календарных дней после направления уведомления принимает меры к их взысканию в судебном порядке. В соответствии с пунктом 2.1 Положением № 1130 (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) субсидии предоставляются сельхозтоваропроизводителям области в целях возмещения части затрат на проведение мелиоративных мероприятий. Субсидии предоставляются при условии: ведения сельскохозяйственного производства на территории области по выращиванию сельскохозяйственных культур; использования мелиорированных земель для производства сельскохозяйственной продукции. Согласно пункту 2.2 Положения № 1130 главным распорядителем бюджетных средств является Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли области. Пунктом 2.6 Положения № 1130 определено, что для предоставления субсидий сельхозтоваропроизводители представляют в Департамент следующие документы: 2.6.1. реестр документов на выполнение и оплату работ по проведению мелиоративных мероприятий по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению; 2.6.2. выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей; 2.6.3. копию справки из территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области об основных видах экономической деятельности по ОКВД; 2.6.4. заверенные сельхозтоваропроизводителем копии: документов, подтверждающих фактические затраты по работам, выполненным хозяйственным способом, или счетов-фактур; оплаченных платежных документов, подтверждающих произведенные затраты; проектно-сметной документации на содержание и ремонт мелиоративных систем; актов о приемке выполненных работ по объекту (унифицированная форма № КС-2, утвержденная постановлением Госстата России от 11 ноября 1999 года № КС-2); справок о стоимости выполненных работ и затрат (унифицированная форма № КС-3, утвержденная постановлением Госстата России от 11 ноября 1999 года № 100); договора с подрядчиками на выполнение работ по проведению мелиоративных мероприятий. Департамент в течение 20 дней со дня поступления документов, указанных в пункте 2.6 настоящего Положения: рассматривает представленные документы и в случае их несоответствия настоящему Положению возвращает сельхозтоваропроизводителю с указанием причин; формирует реестры выделения из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на проведение мелиоративных мероприятий по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению и представляет в управление областного казначейства департамента финансов области. Пунктом 3.2 Положения № 1130 предусмотрено, что в случае установления фактов представления недостоверных сведений (документов) на получение субсидий, невыполнения обязательств, предусмотренных договором о выделении из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на проведение мелиоративных мероприятий, Департамент направляет получателю субсидии уведомление с предложением о возврате в течение 30 календарных дней полученной субсидии в областной бюджет. В случае непоступления средств в течение 30 календарных дней Департамент принимает меры к их взысканию в судебном порядке. Следовательно, указанными Положениями, в редакции, действовавшей на момент заключения договоров с Обществом, не предусмотрено в качестве оснований для предоставления субсидий соответствия получателя средств понятию сельскохозяйственного товаропроизводителя, изложенному в статье 1 Закона Вологодской области от 06.12.2005 № 1384-ОЗ «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства Вологодской области», а именно: наличие у него доли выручки от реализации произведенной и переработанной ими сельскохозяйственной продукции в общей выручке от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год не менее 50%. В материалах дела отсутствуют доказательства установления Департаментом фактов представления Главой КФХ Межуевой Т.А. для получения субсидий недостоверных сведений (документов) и невыполнения ею обязательств, предусмотренных договорами о выделении из областного бюджета субсидий. При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал Департаменту в удовлетворении заявленных требований. С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Департамента финансов и отмены решения суда первой инстанции. Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 января 2014 года по делу № А13-9628/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента финансов Вологодской области - без удовлетворения. Председательствующий Т.В. Виноградова Судьи О.Б. Ралько О.А. Тарасова Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2014 по делу n А05-12351/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Сентябрь
|