Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2014 по делу n А52-3423/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

23 мая 2014 года

г. Вологда

Дело № А52-3423/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2014 года.

В полном объеме постановление изготовлено 23 мая 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Мурахиной Н.В. и Холминова А.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «3М Россия» на решение Арбитражного суда Псковской области от 27 января 2014 года по делу № А52-3423/2013 (судья Радионова И.М.),

 

у с т а н о в и л:

 

закрытое акционерное общество «3М Россия» (ОГРН 1027700133988, далее – ЗАО «3М Россия», общество) обратилось с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Себежской таможни (ОГРН 1026002644439, далее – административный орган, таможня) от 02.10.2013 № 10225000-215/2013 по делу об административном правонарушении и прекращении производства по делу (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Псковской области от 27 января 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что при осуществлении производства по делу об административном правонарушении таможней допущены существенные нарушения процедуры привлечения к ответственности. Также, податель жалобы считает, что таможней не доказаны событие административного правонарушения и вина общества.  

Себежская таможня в отзыве отклонила доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, таможенный орган просил рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, на основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) таможней проведена камеральная таможенная проверка после выпуска товаров по вопросу соблюдения запретов и ограничений по товарам: «оборудование для фильтрования воздуха» и «оборудование для защиты органов дыхания при проведении сварочных работ», оформленных ЗАО «3М Россия» в период с 24.11.2011 по 23.02.2012, о чем 09.04.2013 составлен соответствующий акт № 10225000/400/090413/А0090  (т. 2, л. 63 - 71). В ходе проверки выявлены признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту решения – КоАП РФ). В частности, проверкой установлено, что по декларации на товары (далее по тексту решения – ДТ) № 10225050/121211/0017630 был задекларирован товар №86, код по ТН ВЭД ТС 8421 39 200 9 - оборудование для фильтрования воздуха, код ОКП 256800: пластиковый корпус с адсорбирующим наполнителем для защиты органов дыхания при сварочных работах (смена через 30 дней), противоаэрозольный фильтр марки PSL (P3) для СИЗОД: 8370100, уровень защиты 50 ПДК, изготовитель «3М CANADA COMPANY», товарный знак 3М, артикул 52000190125, модель: АDFLO, количество 330 шт. Указанный товар в соответствии с кодом ТН ВЭД ТС и наименованием совпадает с товаром, поименованным в Списке  товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 17.12.2011 № 1661: Раздел 5 «Товары, ввоз которых на территорию Российской Федерации контролируется по соображениям национальной безопасности; Категория 7 «Снаряжение и оборудование для защиты от химических, биологических, ядерных поражающих факторов или взрывных устройств», ввоз которого на территорию Российской Федерации контролируется по соображениям национальной безопасности.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.06.2001 № 447 «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники» ввоз в Российскую Федерацию контролируемых товаров, указанных в разделе 5 Списка, осуществляется на основании разовых лицензий, выдаваемых Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (далее по тексту решения – ФСТЭК).

В графе 44 ДТ № 10225050/121211/0017630 в отношении товара № 86 отсутствуют сведения о наличии лицензии.

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 14.03.2013 таможенным органом в отношении декларанта – ЗАО «3М Россия» дела об административном правонарушении № 10225000-215/2013 по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ и проведении административного расследования (т. 1, л. 66).

В ходе производства по делу получены документы, на основании которых производилось декларирование товара по ДТ № 10225050/121211/0017630 (контракт от 20.06.1997 № RU/11502704/00175 и дополнения к нему, ДТ № 10225050/121211/0017630, упаковочный лист, СМR, СARNET ТIR, объяснения ЗАО «3М Россия», сделаны запросы и получены ответы ФСТЭК России (т. 1, л.79 - 160, т. 2, л.1 - 34, 48, 54 - 57, 84 - 86).

В отношении общества 10.04.2013 составлен протокол об административном правонарушении № 10225000-215/2013 по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ по факту совершения правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленных межгосударственными договорами государств-членов таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза, ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза (т. 1, л. 74 - 79) и 23.05.2013 вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, которое 08.08.2013 отменено вышестоящим таможенным органом (т. 2, л. 123, 130).

Постановлением таможни от 02.10.2013, принятым по результатам повторного рассмотрения дела, ЗАО «3М Россия» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 стать 16.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб. (т. 1, л. 19-28).

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку в действия общества доказаны событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.

Апелляционная коллегия считает данный судебный акт подлежащим отмене по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.

В данном случае обществу вменено несоблюдение установленных межгосударственными договорами государств-членов таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза, ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза.

В соответствии с пунктом 1 статьи 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.

Согласно подпункту 8 части 1 статьи 4 ТК ТС запреты и ограничения – это комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза;

Статьей 1 Федерального закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (далее - Закон № 183-ФЗ) закреплено, что под экспортным контролем понимается комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов. Контролируемые товары и технологии - сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов.

Статьей 19 указанного Закона установлено, что внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий (в том числе прав на них) иностранным лицам, ввоз отдельных видов контролируемых товаров и технологий на таможенную территорию Российской Федерации в случаях, если это необходимо для обеспечения безопасности государства или выполнения международных обязательств Российской Федерации, подлежат лицензированию. Номенклатура контролируемых товаров и технологий, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации подлежащих лицензированию, устанавливается Правительством Российской Федерации на основании списков (перечней), указанных в статье 6 данного Закона.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона № 183-ФЗ списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются указами Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 17.12.2011 № 1661 утвержден Список товаров и технологий двойного назначения (далее - Список товаров и технологий двойного назначения), которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль.

В соответствии с пунктом 7.1.1 категории 7 раздела 5 Списка товаров и технологий двойного назначения, к таким товарам отнесены противогазы, коробки противогазов с фильтрами и оборудование для их обеззараживания, разработанные либо модифицированные для защиты от любого из ниже приведенных поражающих факторов, а также специально разработанные для них компоненты: а) бактериологических (биологических) агентов или токсинов, которые могут быть использованы в военных целях б) радиоактивных материалов, которые могут быть использованы в военных целях; в) токсических химикатов, используемых в химическом оружии; г) химических средств для борьбы с массовыми беспорядками, указанными в пункте 3.3.

В примечании к пунктам 7.1.1 и 7.1.2 предусмотрено, что данные пункты не применяются к снаряжению, удовлетворяющему любому из следующих требований: а) специально разработанному или модифицированному для военного применения; или б) ограниченному конструктивно или функционально применением в технике безопасности в гражданских областях, таких, как горное дел, работы в карьерах, сельское хозяйство, фармацевтическая и медицинская промышленность, ветеринария, охрана окружающей среды, сбор и утилизация отходов или пищевая промышленность.

При этом в соответствии с Общим примечанием к Списку товаров и технологий двойного назначения, принадлежность конкретного товара или технологии к товарам и технологиям, подлежащим экспортному контролю, определяется соответствием технических характеристик этого товара или технологии техническому описанию, а также регистрационному номеру товара Реферативной службы по химии (CAS) (Chemical Abstracts Service Registry Number), приведенным в графе «Наименование» настоящего Списка. Коды ТН ВЭД, приведенные в настоящем Списке, носят справочный характер.

В силу пункта 19.1 Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2001 № 447 ввоз в Российскую Федерацию контролируемых товаров, указанных в разделе 5 Списка, осуществляется на основании разовых лицензий, выдаваемых Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (далее – ФСТЭК России).

Пунктом 15 Положения о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2014 по делу n А05-13922/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также