Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 по делу n А05-15285/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

09 апреля 2014 года

г. Вологда

Дело № А05-15285/2013

 

Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2014 года.

В полном объеме постановление изготовлено 09 апреля 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Виноградовой Т.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Теребовой Я.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Город Новодвинск» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 февраля 2014 года по делу       № А05-15285/2013 (судья Полуянова Н.М.),

 

у с т а н о в и л:

 

администрация муниципального образования «Город Новодвинск»  (ОГРН 1022901005764; далее – Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отдела судебных приставов по городу Новодвинску Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области   (далее – Отдел) от 10.12.2013 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением суда в удовлетворении требований отказано.

Администрация с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Указывает на отсутствие вины Администрации в совершении вмененного ей административного правонарушения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, Новодвинским городским судом Архангельской области 29.08.2013 вынесено решение по делу № 2-1509/2012,    в соответствии с которым на Администрацию возложена обязанность предоставить Анисимову Николаю Николаевичу на состав семьи: Анисимов Андрей Николаевич, жилое помещение по договору социального найма, находящееся в границах города Новодвинска, равнозначное ранее занимаемому, общей площадью не менее 28,12 кв.м, жилой площадью не менее 17,9 кв.м, состоящее не менее чем из одной комнаты в коммунальной квартире и количеством не более трех комнат в указанной квартире, отвечающее санитарным и техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по городу Новодвинску.

В целях принудительного исполнения указанного судебного акта  04.10.2012 выдан исполнительный лист серия ВС № 026278910.

Судебным приставом-исполнителем Отдела  Худовековой Н.Б. 13.03.2013 на основании указанного исполнительного листа вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 8574/13/25/29, которым Администрации установлен 5-дневный срок со дня получения постановления для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

В связи с тем, что в установленный срок требования, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнены, судебный пристав-исполнитель Отдела Макарова И.А. вынесла в отношении Администрации постановление от 04.10.2012 о взыскании исполнительского сбора в размере 5000 руб.

Требованием от 24.04.2013 № 69523 судебный пристав-исполнитель Отдела Худовекова Н.Б. обязала Администрацию в срок до 30.09.2013 исполнить требование неимущественного характера, содержащееся в исполнительном листе ВС № 026278910, и сообщила о возможности привлечения к административной ответственности. Требование получено Администрацией 26.04.2013, что подтверждается имеющейся в материалах дела копией реестра исходящих документов.

Судебный пристав направил в адрес Администрации запрос от 05.11.2013 об исполнении требования.

Письмом от 07.11.2013 № 13-2/1219 заявитель сообщил, что решение не исполнено в связи с отсутствием свободных жилых помещений, соответствующих требованиям, установленным в решении суда.

По факту неисполнения Администрацией содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, 27.11.2013 судебным приставом-исполнителем Отдела Макаровой И.А. в отношении Администрации составлен протокол об административном правонарушении и 10.12.2013 заместителем начальника Отдела – старшим судебным приставом Худовековой Н.Б. вынесено постановление о наложении административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, за неисполнение в установленный срок требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе в размере 30 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Администрация обратилась в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, отказывая Администрации в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Статья 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ                            «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ) определяет, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В силу статьи 6 Закона № 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 105 Закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Частью 2 статьи 105 Закона № 229-ФЗ предусмотрено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.

Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ определена ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора.

Факт неисполнения Администрацией требования, содержащегося в исполнительном листе серии ВС № 026278910, выданном Новодвинским городским судом Архангельской области по делу № 2-1509/2012 после вынесения судебным приставом постановления о взыскании исполнительского сбора, подтверждается материалами дела.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Администрацией не представлено доказательств невозможности исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, а также принятия всех зависящих от нее мер по их соблюдению.

В апелляционной жалобе Администрация указывает на то, что в ее действиях не имеется вины в совершении административных правонарушений в связи с тем, что отсутствие в составе муниципального жилищного фонда жилых помещений является объективной причиной для невыполнения решений суда. Кроме того, Администрацией приняты меры по привлечению бюджетных средств и строительству 115-квартирного жилого дома в городе Новодвинске, что указывает на принятие всех зависящих от нее мер по исполнению решений суда.

Особенности определения вины юридического лица как субъекта административного правонарушения состоят в том, что такое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2              статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 Кодекса) не выделяет.

Следовательно, в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 названного Кодекса). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Виновность юридического лица считается установленной, если доказано событие правонарушения и лицом, привлекаемым к ответственности, не заявлены обоснованные возражения об отсутствии возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность либо о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению.

При рассмотрении дела об административном правонарушении отделом установлена вина администрации в совершении указанных правонарушений. При этом учтены следующие обстоятельства: длительный период неисполнения администрацией решений суда, отсутствие фактов, свидетельствующих о принятии всех зависящих от администрации мер по своевременному исполнению решений суда.  Факт установления отделом вины администрации с приведением соответствующих доказательств отражен в оспариваемых постановлениях.

Доказательств невозможности исполнения решений суда в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые Администрация не могла предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от нее требовалась, в материалах дела также не имеется.

Суд апелляционной инстанции считает, что принятие Администрацией мер по привлечению бюджетных средств, размещение заказа на выполнение работ по строительству в городе Новодвинске 115-квартирного жилого дома не свидетельствуют о принятии всех необходимых мер для исполнения судебных решений.

Администрацией не приведено доказательств того, что в результате реализации всех указанных мер взыскателю Анисомову Николаю Николаевичу будет предоставлено жилое помещение.

Судом апелляционной инстанции установлено и подтверждается материалами дела длительное неисполнение Администрацией требований, содержащихся в исполнительном документе.

Следовательно, совершенное Администрацией правонарушения посягает на институт судебной власти, на порядок принудительного исполнения вступивших в законную силу судебных актов.

Европейский Суд по правам человека неоднократно указывал, что исполнение решения, вынесенного судом, должно рассматриваться в качестве составной части судебного разбирательства, поэтому неисполнение судебного акта в разумный срок признается нарушением статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (см. Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Бурдов против Российской Федерации» (Burdov v. Russia), жалоба № 59498/00, § 34, ECHR 2002-III, и Постановление Европейского Суда по правам человека от 19 марта 1997 года по делу «Хорнсби против Греции» (Hornsby v. Greece), Reports 1997-II, p. 510, § 40).

Оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного деяния, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что допущенные правонарушения свидетельствуют о пренебрежительном отношении Администрации к установленным нормам и правилам, несут существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в ее действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ. Порядок привлечения к административной ответственности не нарушен, административный штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

Таким образом, дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права  не нарушены. Правовых оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

п о с т а н о в и л :

 

решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 февраля          2014 года по делу № А05-15285/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Город Новодвинск» – без удовлетворения.

Судья

     Т.В. Виноградова   

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 по делу n А66-8730/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также