Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 по делу n А05-13847/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

09 апреля 2014 года

г. Вологда

Дело № А05-13847/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2014 года.

В полном объёме постановление изготовлено 09 апреля 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Виноградовой Т.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Теребовой Я.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 января 2014 года по делу № А05-13847/2013 (судья            Быстров И.В.),

 

у с т а н о в и л :

 

государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида № 183 «Огонёк» (ОГРН 1022900524074; далее – Детский сад «Огонёк») в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 24 548 рублей 48 копеек штрафа на основании части 3               статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, за первый квартал 2012 года.

Решением суда в удовлетворении требований отказано.

Управление в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Не согласно с применением судом первой инстанции к рассматриваемому случаю по аналогии закона положений абзаца второго пункта 2 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ)                         о возможности возложения на правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица обязанности по уплате сумм штрафов только в том случае, когда штрафы наложены на само реорганизуемое юридическое лицо до завершения его реорганизации. Указывает, что у Управления отсутствовала техническая возможность привлечь правопредшественника к ответственности до завершения процедуры реорганизации.

Детский сад «Огонёк» в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, изложенными в ней, не согласен. Указывает, что нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования допущено со стороны муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад № 179 «Якорёк», а не его правопреемника, и привлечение к ответственности Детского сада «Огонёк» в рассматриваемом случае неправомерно.

Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представители в суд не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –      АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением мэра                                             г. Архангельска от 22.01.2013 № 46 «О реорганизации муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад общеразвивающего вида        № 114 «Снегирёк» и муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад № 179 «Якорёк» путём присоединения к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида № 183 «Огонёк»» осуществлена реорганизация Детского сада «Огонёк» в форме присоединения к нему муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад общеразвивающего вида        № 114 «Снегирёк» (ОГРН 1032900002189; далее – Детский сад «Снегирёк») и муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад № 179 «Якорёк» (ОГРН 1022900530509; далее – Детский сад «Якорёк»). Сведения о начале процесса реорганизации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 04.02.2013; сведения о прекращении деятельности присоединяемого юридического лица – детского сада «Снегирёк» внесены в указанный реестр 07.05.2013; сведения о прекращении деятельности присоединяемого юридического лица – детского сада «Якорёк» – 30.04.2013. Детский сад «Огонёк» является правопреемником детского сада «Якорёк».

Должностными лицами Управления в ходе проверки своевременности представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, установлено, что Детский сад «Якорёк», являясь в 2012 году страхователем по обязательному пенсионному страхованию, не представил в Управление сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования,  за первый квартал 2012 года в установленный статьёй 11 Закона № 27-ФЗ срок – не позднее 15.05.2012. Такие сведения были представлены в Управление 24.06.2013 Детским садом «Огонёк» как правопреемником Детского сада «Якорёк», и приняты 04.07.2013 после исправления ошибок, выявленных в ходе проверки.

Управление на основании выявленных нарушений пришло к выводу, что указанные обстоятельства свидетельствуют о совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, в связи с чем составило в отношении Детского сада «Огонёк» акт от 30.07.2013 № 30-563/25 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования.

Экземпляр названного акта и извещение от 01.08.2013 № 30-1051 о месте и времени его рассмотрения направлены Детскому саду «Огонёк» 02.08.2013 заказным письмом по адресу его места нахождения, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.

Заместитель начальника Управления Михайлова Я.Г., рассмотрев в отсутствие представителя Детского сада «Огонёк» акт и другие материалы проверки, приняла решение от 04.09.2013 № 30-563/25 о привлечении Детского сада «Огонёк» в отношении его правопредшественника – Детского сада «Якорёк» к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 24 548 рублей 48 копеек за непредставление сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования в установленный срок.

Указанное решение Управления и вынесенное на основании его требование от 01.10.2013 № 30-563/25 с предложением в срок  до 22.10.2013 уплатить назначенный штраф направлены в адрес Детского сада «Огонёк» заказными письмами 10.09.2013 и 02.10.2013 соответственно.

В связи с неуплатой штрафа в установленный в требовании срок Управление, руководствуясь частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ и            статьёй 213 АПК РФ, обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с частью 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчёта и размера взыскиваемой суммы.

Предусмотренная частью 6 статьи 215 АПК РФ обязанность арбитражного суда установить, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, применительно к рассмотрению дел о взыскании санкций предполагает необходимость проверки судом законности привлечения к ответственности как с точки зрения наличия законных оснований для привлечения к ответственности, так и с точки зрения соблюдения установленного законом порядка привлечения к ответственности.

Законом № 27-ФЗ установлена обязанность страхователя представлять                                           в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения                              в отношении граждан, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь обязан ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчётным периодом, представлять о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счёта; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчётного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчётного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому  в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; 7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; 9) суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые  в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.

Вместе с указанными сведениями, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

Согласно статье 1 Закона № 27-ФЗ под отчётным периодом понимается период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учёта. Отчётными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.

С учётом приведённых нормативных положений сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта, за первый квартал 2012 года страхователи обязаны представить в срок не позднее 15.05.2012.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) за непредставление                              в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчётный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

В данном случае в вину Детскому саду «Огонёк» вменено совершение правонарушения, выразившегося в нарушении установленного Законом           № 27-ФЗ срока предоставления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за первый квартал 2012 года в отношении его правопредшественника – детского сада «Якорёк».

Как следует из материалов дела, детский сад «Якорёк» в 2012 году производил выплаты в пользу физических лиц, исчислял страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Следовательно, в силу названных выше правовых норм был обязан в срок не позднее 15.05.2012 представить в Управление сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта, за первый квартал 2012 года. Вместе с тем Управлением установлено, что указанная обязанность им не исполнена.

Фактически необходимые сведения представлены в Управление 24.06.2013 правопреемником детского сада «Якорёк» – Детским садом «Огонёк». Данное обстоятельство подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о доказанности Управлением события нарушения пенсионного законодательства Российской Федерации, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ. Данное нарушение допущено детским садом «Якорёк» и считается оконченным 16.05.2012, то есть после истечения срока для представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта, за первый квартал 2012 года.

Между тем решением Управления от 04.09.2013 № 30-563/25 за совершение указанного правонарушения к ответственности привлечён Детский сад «Огонёк», являющийся правопреемником детского сада «Якорёк».

Суд первой инстанции посчитал, что у Управления в рассматриваемом случае отсутствовали законные основания для привлечения Детского сада «Огонёк» к ответственности в связи со следующим.

Закон № 27-ФЗ, устанавливая правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, не содержит норм о порядке привлечения страхователей

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 по делу n А05-7459/2013. Отменить решение, Принять отказ от иска, Прекратить производство по делу (ст. 49, 150, 151, 269 АПК)  »
Читайте также