Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 по делу n А05-10475/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

09 апреля 2014 года

г. Вологда

Дело № А05-10475/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2014 года.

В полном объеме постановление изготовлено 09 апреля 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.,

          при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой О.Н.,

         рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07 ноября 2013 года по делу № А05-10475/2013 (судья Тюпин А.Н.),

 

у с т а н о в и л:

 

закрытое акционерное общество «Торговый комплекс «На Окружной» (ОГРН 1022900543885; далее – Общество, ЗАО «ТК «На Окружной») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042900050566; далее - Управление) и федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу                              (ОГРН 1027700485757; далее - Учреждение) с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 29:22:040213:53 общей площадью 8004 кв.м в размере его рыночной стоимости, равной 5 284 000 руб. с 01.01.2013.

Определением суда от 13.09.2013 к участию в деле качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Учреждение и Министерство имущественных отношений Архангельской области.

Определением суда от 10.10.2013 к участию в деле качестве соответчика привлечено Учреждение, исключенное из состава третьих лиц.

Протокольным определением от 06.11.2013 привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «Финансовая экспертиза» (далее – ООО «Финансовая экспертиза»).

   Решением от 07.11.2013 исковые требования удовлетворены частично. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:22:040213:53 общей площадью 8004 кв.м, в размере его рыночной стоимости, равной 5 284 000 руб. с момента вступления в силу решения суда. Кроме того, взыскал с Управления и Учреждения в пользу Общества по                2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

   Управление с судебным актом не согласилось, в апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушением норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении иска. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Судом не учтены доводы Управления о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по делу, а также о несоответствии федеральным стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности отчета о рыночной стоимости              № 092 и положительного экспертного заключения от 28.06.2013 № 0140-О/13. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011   № 913/11 (далее – Постановление № 913/11) к спорным отношениям неприменимо, с учетом действия главы III.1 «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 29.07.1998              № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ).  

   Истец в отзыве на апелляционную жалобу возражает относительно ее доводов. Ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

   Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

   Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

   Как следует из материалов дела, ЗАО «ТК «На Окружной» является арендатором земельного участка с кадастровым номером 29:22:040213:53 общей площадью 8004 кв.м, расположенного по адресу: участок находится примерно в 82 м по направлению на север от ориентира нежилое здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Архангельск, Окружное шоссе, д. 16, что подтверждается договором аренды земельного участка от 26.05.2006 № 1/701(о).

  Постановлением Правительства № 595-пп утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области по состоянию на 05.06.2012.

  В соответствии с результатами кадастровой оценки, подлежащими согласно пункту 4 Постановления № 595-пп применению с 01.01.2013, в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости арендованного истцом земельного участка с кадастровым номером 29:22:040213:53 в размере 22 781 224 руб. 92 коп.

  Истец, полагая, что кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с настоящим иском.

  Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными в части, правомерно руководствуясь следующим.

  В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

  Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

  В силу Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

  Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

  Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

  Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

  Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее – Правила № 316), согласно которым государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

   В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и его территориальными органами.

   Согласно пункту 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

   На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008             № 1847 (далее – Указ № 1847) в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

   Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 № 215.

    В статье 24.19 Закона № 135-ФЗ предусмотрено право физических и юридических лиц в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, оспорить результаты определения кадастровой стоимости в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

    При этом, пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ) установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

    Судом первой инстанции установлено, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:22:040213:53, утверждена Постановлением № 595-пп.

    Согласно правовой позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении № 913/11, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

  В соответствии с отчетом об определении рыночной стоимости земельного участка от 28.06.2013 № 092, выполненным оценщиком Стрижаковой В.Н. ООО «Финансовая экспертиза», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:22:040213:53, определенная по состоянию на 05.06.2012, составляет 5 284 000 руб.

  Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка может быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании указанного отчета, поскольку в соответствии с экспертным заключением от 28.06.2013               № 0140-О/13 указанный отчет об оценке соответствует требованиям                 Закона            № 135-ФЗ.

  Доказательств недостоверности установленной в отчете рыночной стоимости земельного участка, а также заключения эксперта по проверке данного отчета, в материалы дела ответчиками не представлено.

  Довод подателя жалобы о том, что Управление не является ненадлежащим ответчиком по данному делу, отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованный в связи со следующим.

  Согласно пункту 1 Правил № 316 организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Роснедвижимостью. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

  На основании Указа № 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции были возложены на Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии.

  В разделе II постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» указано, какие полномочия осуществляет служба в установленной сфере деятельности, в том числе, осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; ведение государственного реестра кадастровых инженеров; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); государственный земельный контроль; предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

  Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2010 № П/162 утверждено Положение об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. В пункте 1 раздела I указано, что Управление является территориальным органом Росреестра, перечислены его функции.

  В части 1 статьи 78 Конституции Российской Федерации закреплено, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

  Поэтому Управление является надлежащим ответчиком по делу.

  Как уже было отмечено, в материалах дела содержится экспертное заключение от 28.06.2013 № 0140-О/13 отчета № 092 на его соответствие требованиям Закона № 135-ФЗ, подготовленного экспертом Осыка В.С. некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация ассоциации российских магистров оценки».

  Указанное заключение соответствует требованиям, предъявляемым Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, не имеет противоречий и не вызывает сомнения в объективности и квалификации эксперта.

  Доказательств недостоверности установленной в экспертном заключении от 28.06.2013 рыночной стоимости земельного участка Управление не представило, ходатайства о проведении судебной экспертизы на предмет соответствия отчета стандартам оценки по правилам статьи 17.1                         Закона № 135-ФЗ не заявило.

  Доводы подателя жалобы о том, что Закон № 135-ФЗ был дополнен главой III.1 «Государственная кадастровая оценка», и изложенная в Постановлении № 913/11 процедура судебной защиты уже применяться не может, судебной коллегией отклоняется, поскольку законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, такого запрета не содержит.

  Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.

  Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

 

         решение Арбитражного суда Архангельской области от                                     07 ноября 2013 года по делу № А05-10475/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.

 

Председательствующий

Ю.В. Зорина

Судьи

А.Я. Зайцева

А.Н. Шадрина

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 по делу n А44-5812/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также