Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2014 по делу n А13-5317/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

03 апреля 2014 года

г. Вологда

Дело № А13-5317/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2014 года.

В полном объеме постановление изготовлено 03 апреля 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и                 Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Теребовой Я.С.,

при участии от администрации города Вологды Красильниковой Е.В. по доверенности от 11.03.2014 № 24,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Деловая инициатива» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 14 января 2014 года по делу                     № А13-5317/2013 (судья Парфенюк А.В.),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Деловая инициатива» (ОГРН 1113525014690; далее - ООО «Деловая инициатива», общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным постановления администрации города Вологды (ОГРН 1033500051683; далее - администрация) от 04.03.2013 № 1989 «Об отказе в выборе земельного участка и о возложении на администрацию обязанности в месячный срок после вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовать место размещения объекта.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 14 января                         2014 года в удовлетворении заявленных требований общества отказано.

ООО «Деловая инициатива» с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и удовлетворить заявленные требования общества. В обоснование своей позиции ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и на неправильное применение норм материального права. Считает неправомерной ссылку суда на приложение Ж (Нормы расчета учреждений и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков) Свода правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*.                            СП 42.13330.2011.», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.12.2010 № 820, поскольку данное приложение носит рекомендательный характер. Полагает, что изложенная в названном документе рекомендация по объединению физкультурно-спортивных сооружений со спортивными объектами учреждений отдыха и культуры не влечет запрета на строительство отделено стоящих физкультурно-оздоровительных сооружений и может быть учтена при строительстве объекта. Со ссылкой на разъяснения открытого акционерного общества «Научно-исследовательский и проектный институт по разработке генеральных планов и проектов застройки городов» и Министерства регионального развития Российской Федерации, считает, что предоставление земельных участков на территории города Вологды для строительства отдельно стоящих физкультурно-оздоровительных сооружений в зоне застройки Ж-1, Ж-2, Ж-3, Ж-4 возможно. Полагает, что администрация незаконно и необоснованно, в нарушении установленных процедур, без каких-либо законных оснований, после подачи обществом заявления от 27.10.2011 и вступления в законную силу решения суда по делу № А13-2257/2012 приняла оспариваемое постановление, так как решение комиссии по выбору земельного участка при администрации города Вологды о строительстве школы на испрашиваемом обществом земельном участке состоялось после подачи обществом заявления от 27.10.2011 и не может являться основанием для отказа в выборе земельного участка. Указывает на то, что Генеральный план города Вологды, утвержденный решением Вологодской городской Думы от 13.07.2000 № 171, не предусматривал никаких ограничений по строительству физкультурно-оздоровительного сооружения в данной зоне. Кроме того, ссылается на то, что администрацией не представлено сведений о наличии утвержденного проекта застройки микрорайона «Разинский», который указан в оспариваемом постановлении как основание для отказа в выборе спорного земельного участка.

Администрация в отзыве и ее представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, решение суда считают законным и обоснованным, просят отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

Общество, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Заслушав объяснения представителя администрации, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, ООО «Деловая инициатива» обратилось в Департамент земельных отношений Вологодской области с заявлением от 27.10.2011 о выборе земельного участка ориентировочной площадью                    2-2,5 га для строительства и предварительного согласования места размещения физкультурно-оздоровительного сооружения по адресу: город Вологда,                                   улица Северная.

Департамент земельных отношений Вологодской области письмом от 02.12.2011 направил копии заявления общества и приложенных к нему документов в администрацию для решения вопроса о выборе земельного участка, утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и информирования о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.

Комиссия по выбору земельных участков при администрации города Вологды (далее – комиссия), рассмотрев заявление общества, единогласно приняла решение от 17.11.2011 об отказе в выборе земельного участка в связи с прохождением по участку инженерных коммуникаций, не подлежащих переносу.

В связи с этим постановлением от 02.03.2012 № 1095 администрация отказала ООО «Деловая инициатива» в выборе и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по улице Северной города Вологды площадью ориентировочно 2-2,5 га для строительства физкультурно-оздоровительного сооружения.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Вологодской области от 28 июня 2012 года по делу № А13-2257/2012 признано не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации (далее -                   ЗК РФ) и недействительным постановление администрации от 02.03.2012                    № 1095 «Об отказе в выборе земельного участка». На администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Деловая инициатива» путем рассмотрения в течение десяти дней с момента вступления в законную силу решения суда поданного                               ООО «Деловая инициатива» в Департамент земельных отношений Вологодской области заявления от 27.10.2011 о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта (входящий № 001/2011-3555 от 27.10.2011) в порядке, предусмотренном статьей 31 ЗК РФ.

Рассмотрев 13.12.2012 заявление общества о выборе земельного участка по улице Северной и предварительном согласовании места размещения физкультурно-оздоровительного сооружения, комиссия единогласно приняла решение об отказе в выборе земельного участка ввиду принятия комиссией решения (протокол от 08.11.2012 № 399) о формировании указанного земельного участка для строительства школы.

В свою очередь, рассмотрев обращение Департамента земельных отношений Вологодской области от 07.11.2011 № 01-01-16/8257 и приложенное к нему заявление общества от 27.10.2011, администрация постановлением от 04.03.2013 № 1989 отказала ООО «Деловая инициатива» в выборе земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по улице Северной площадью ориентировочно 2-2,5 га для строительства физкультурно-оздоровительного сооружения, сославшись на то, что согласно решению комиссии от 08.11.2012 и проекту застройки микрорайона «Разинский» указанный земельный участок формируется для строительства школы.

ООО «Деловая инициатива» обжаловало постановление № 1989 в арбитражный суд.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что заявитель не доказал несоответствие оспариваемого постановления закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно его несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение указанным актом прав и охраняемых законом интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.

Частью 2 статьи 11 ЗК РФ предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В рассматриваемом случае таким органом является администрация.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Согласно статье 30 данного Кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.

В силу пункта 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Пунктом 2 статьи 31 названного Кодекса на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Согласно пункту 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.

Компетентный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, а в случае невозможности строительства объекта на испрашиваемом участке - решение об отказе в размещении объекта.

В силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Таким образом, земельным законодательством императивно установлен порядок предоставления земельного участка в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.

При этом из смысла пункта 8 статьи 31 ЗК РФ следует возможность принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка для строительства.

Согласно статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство осуществляется на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

В соответствии со статьей 18 ГрК РФ генеральный план относится к документам территориального планирования муниципального образования.

В части 1 статьи 9 ГрК РФ указано на то, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Документы

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2014 по делу n А13-6075/2009. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также